"Хрупкое золото" Китая: в Ташкенте прошла уникальная выставка бело-голубого фарфора
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

"Хрупкое золото" Китая: в Ташкенте прошла уникальная выставка бело-голубого фарфора

2302

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. У китайского фарфора десятки различных поэтических названий. Все они выражают трогательную любовь народа Поднебесной к этому удивительному искусству и рукотворным предметам, возникающим, фактически, из смеси глины и ряда минералов.

Когда-то фарфор ценился наравне с золотом, ему приписывали особые магические свойства, а выдача секретов его изготовления каралась смертью. Да и сегодня он в цене – не так давно на аукционе ваза династии Цин XVIII века была продана за 84 миллиона долларов. И вся эта необыкновенная красота приехала в Ташкент, чтобы сделать народы Узбекистана и Китая еще ближе.

История величия

По одним данным, фарфор впервые появился в Китае еще в IV веке до нашей эры, по другим, – только в первом веке нашей эры. Есть версии, что он был открыт лишь к XIII веку, кто-то указывает и более поздние сроки. Тем не менее такое множество версий только придает этим прекрасным изделиям еще большую таинственность и неповторимость как в глазах ценителей и коллекционеров, так и простых пользователей.

Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией, где для этого божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши.

Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана (морские раковины – с итальянского), которые повсеместно применяли богатые жители Поднебесной. Это слово позже вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому "фарфор", от названия титула китайского императора "фарфур" или "фагфур" - "сын неба".

Фарфор кобальтового цвета впервые появился в девятом веке в китайской провинции Хэнань, но тогда он еще не был таким красивым и прозрачным. Однако по-настоящему популярным он стал в провинции Цзиндэчжэн, ставшей фарфоровой столицей древнего Китая. Именно здесь появился ценящийся до сих пор во всем мире бело-голубой фарфор.


Максимальной популярности небесный фарфор достиг в период правления одного из императоров династии Цин – 1661–1722. Для производства фарфора использовался оксид кобальта, но он был невероятно дорогим, практически в два раза дороже золота. Это объясняет тот факт, что на аукционе Sotheby's в Гонконге удивительная ваза из бело-голубого фарфора была продана за 21,6 миллиона долларов.

До XVIII века фарфоровые изделия ввозились в западные страны из Китая и стоили баснословных денег. Секрет производства белоснежной керамики китайцы держали в строгой тайне. Удивительные по красоте и изя­ществу изделия пользовались такой популярностью, что редкий дворец не имел в то время китайской комнаты.

Главным украшением роскошных дворцовых интерьеров был небесный бело-голубой китайский фарфор. Эти изделия ценились буквально на вес золота, им приписывали чудодейственные свойства и даже черепки разбитых вещей оправляли в драгоценные металлы и носили как украшение. 

Мода на него привела к тому, что многие европейские правители поощряли попытки разгадать его рецептуру, мечтая наладить собственное производство. Огромный спрос и высокая стоимость таких изделий заставляли европейских мастеров предпринимать попытки разгадать секрет производства фарфора.

Особенно рьяно им занимались алхимик Иоганн Беттгер, который находился при этом под арестом у Августа, и ученый, граф Эренфрид фон Чирнхаус, которому Август приказал присматривать за взбалмошным алхимиком. Им никак не удавалось разгадать секрет белизны фарфора. 

Однажды, как рассказывает легенда, Беттгер заинтересовался составом пудры, которой мейсенский парикмахер посыпал парики. Выяснилось, что это порошок из белой глины, добываемой в окрестностях Мейсена. Так был открыт каолин – основной компонент фарфоровой массы. Это произошло в 1708 году, а уже в 1710-м в мейсенском замке Альбрехтсбург открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура.


Столичный показ

Прошедшая в Ташкенте выставка не зря получила название "Бело-голубой фарфор – символ величия Шелкового пути". На территории Узбекистана издавна почитали древнее гончарное искусство и не могли не восторгаться мастерством великих китайских умельцев, раскрывших секрет приготовления словно спустившихся с самого неба изящных изделий. На протяжении многих веков фарфор в Среднюю Азию возили по Великому шелковому пути из Китая. Эксперты говорят, что именно с тех пор в Узбекистане появилась такая любовь к сервизам и знаменитым пиалам.

Старт этому уникальному проекту был дан в мае этого года, когда между Государственным музеем истории Узбекистана и Шанхайским музеем был подписан меморандум о сотрудничестве.

"Партнерство между двумя странами имеет тысячелетнюю историю. Узбекистан и КНР в прошлом связывал Великий шелковый путь, а сегодня для стран открываются новые перспективы сотрудничества по самым разным направлениям. И Узбекистан, и Китай являются жемчужинами шелкового пути и сегодня благодаря строительству "Одного пояса, одного пути" эта дружба между странами активно развивается. Проводимая выставка - одно из доказательств этого. Культурно-гуманитарное сотрудничество всегда являлось и будет являться самой важной составной частью нашего двустороннего стратегического партнерства", – отметила на открытии выставки посол Китая в Узбекистане Цзян Янь.

По словам научного сотрудника и лектора-экскурсовода Альфии Газизовой, на выставке представлены интересные экспонаты, характеризующие средневековый китайский фарфор.

"Основным цветом экспозиции является голубой. Такую краску получали из кобальтовой руды, которая добывалась с давних времен в Китае. Ее наносили на сухой фарфор, после продукцию обжигали, покрывали глазурью и производили еще один этап обжига. При химической реакции сероватый кобальт превращался в синий цвет. Это придавало особую неповторимость этим экспонатам", – отметила она.


Организаторы постарались сделать пространство, окружающее уникальные экспонаты, под стать им. Интерьер и витрины выполнены в стиле росписей на китайском фарфоре. Что касается панелей, подиумов под экспонаты, то и они сделаны в сине-белой палитре. Для наглядности на одной из панелей показаны все этапы производства фарфора: от порошкообразного вида сырья до готового продукта. Здесь можно своими глазами увидеть, как первоначальный цвет кобальта – светло-серый – после обжига становится синим.

Одна из главных объединяющих черт выставки – великолепный дракон, который изображен на в различных формах и ипостасях на многих экспонатах. И это можно понять. Жители Поднебесной почитают дракона как доброе, мудрое и милостивое к людям существо, его называют Лун. Народ в Китае поклоняется этому мифическому животному с давних лет.

Фарфор, представленный на выставке, своеобразен и уникален. Его суть невозможно понять просто так, не познав и не прочувствовав древнюю историю китайского государства. Эксперты часто называют фарфор – сгустком истории, в котором отразились и социальные превратности, и ментальный опыт народа в определенный исторический период. И это в полной мере демонстрируют экспозиции столичной выставки. Знакомство с фарфором дает нам возможность на эмоциональном уровне проникнуть в то непростое время и своими глазами, пусть и опосредованно, увидеть жизнь китайского народа.

При этом интересно, что в музее древняя история вполне себе органично соседствует с современными технологиями. Рядом с экспонатами демонстрируются видеофильмы, где показаны различные технологии изготовления фарфора, а также его обжиг и покрытие глазурью.


 "В нашем музее существует два зала, приспособленных под периодические стационарные выставки. В первом зале можно прочитать тексты, схемы, диаграммы печатного плана и просмотреть сами экспонаты, а во втором – компьютеризированная информация", –рассказала Альфия Газизова.

Так, например, на одном из цифровых 3D-устройств при помощи большого сенсорного экрана и специальной программы можно выбрать традиционный средневековый китайский узор, который затем при помощи проектора в реконструированном виде демонстрируется зрителю уже на готовой фарфоровой вазе. Программа также может переместить посетителя в самую настоящую мастерскую керамистов, создавая у него иллюзию проникновения сквозь мантию времен.

Есть здесь и огромный шестиметровый сенсорный экран, на котором можно увидеть все экспонаты, представленные на выставке. Еще он предоставляет возможность не только детально изучать каждый артефакт по отдельности, но и поставить "лайк" понравившейся древности.

Как рассказала Альфия Газизова, есть среди экспозиции и интересный уголок, где показана небольшая история разработок и технологий изготовления фарфора. Среди прочего здесь выставлены уникальные фотографии того, как в 1956 году группа китайских археологов и ученых познает секреты этого древнего мастерства.




Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+