Загрузка
Загрузка
Китай не стремится к конфронтации и соперничеству, мы просто предлагаем сотрудничество – эксперты
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

Китай не стремится к конфронтации и соперничеству, мы просто предлагаем сотрудничество – эксперты

1569
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Уже 10 лет Китай реализует инициативу "Один пояс, один путь" (ОПОП), развивая сухопутные, морские и воздушные транспортные коридоры, строя нефте- и газопроводы, электростанции и другую инфраструктуру в странах-участницах инициативы. Однако, как отмечают сами китайцы, не все проекты удается реализовать. Причиной этому являются территориальные конфликты и противостояние других держав.

В частности, в последнее время западные страны активизировали усилия по противостоянию проекту ОПОП за счет запуска похожих инициатив. Одна из них недавно обсуждалась на заседании "большой двадцатки" в Индии. Проект нового экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа в обход России получил большую поддержку США: в Белом доме назвали соглашение "историческим", а президент страны Джо Байден даже заявил, что инвестиции в этот проект для Америки станут революционными.

Однако китайские эксперты сомневаются в успешности проекта и в том, что он может стать мощным ответом инициативе "Один пояс, один путь". Своим мнением они поделились с узбекскими журналистами в ходе своего визита в Ташкент по случаю 10-летия китайской инициативы.

Палки в колеса

"Недавно по случаю десятилетия инициативы вышла книга, где собраны все достижения ОПОП. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о нереализованных проектах и причинах, которые этому способствовали. С самого запуска инициативы "Один пояс, один путь" Китай планировал построить шесть транспортных коридоров через разные страны. Однако, к примеру, на сегодняшний день задерживается реализация проекта коридора Китай – Центральная Азия – Западная Азия. Причиной этому является несогласие Индии и нерешенность внутриафганского вопроса", – рассказал профессор Народного университета Китая Ван Ивэй.

Также под влиянием США из инициативы "пояса и пути" вышла Литва, что оказало негативное влияние на отношения между Китаем и Европой. Еще один проект, который не удалось реализовать из-за вмешательства Америки и Евросоюза – строительство железной дороги между Венгрией и Сербией, которая позволила бы запустить сухопутный экспресс между странами Центральной Европы.

"Из-за российско-украинского конфликта задержаны проекты на Украине. Мы планировали экспортировать сельхозпродукцию с Украины через Черное море, однако в связи с конфликтом между Азербайджаном и Арменией это также сейчас невозможно. Не осуществился пока проект по строительству гидроэлектростанции в Мьянме, где также наблюдается нестабильная политическая ситуация и вмешательство Америки. Наши проекты требуют стабильной и безопасной среды для реализации. Поэтому у Узбекистана есть отличная возможность воспользоваться историческими связями и получить максимум выгоды от инициативы "Один пояс, один путь", – отметил эксперт.

Американское влияние

По словам профессора, директора Центра внешнестратегических исследований народного университета Китая Цзинь Цанжуна, занимающегося изучением вопросов китайско-американских отношений, в первые пять лет США не обращали внимания на инициативу КНР.

"Америка относилась к ней несерьезно и даже с насмешкой. Но за последние пять лет ее отношение изменилось. Я недавно был в Америке и удивился, что сегодня в стране инициативу "Один пояс, один путь" называют "планом Маршалла". Программа по возрождению европейской экономики, которую Америка запустила после Второй мировой войны, позволила ей расширить свое влияние. США опасаются, что Китай благодаря своей инициативе повторит это, желая манипулировать странами вдоль "пояса и пути", – отметил он.

Поэтому США предпринимают меры, чтобы помешать ей. Делается это двумя способами. С одной стороны, США провоцируют местные неправительственные организации, чтобы те выступали против проектов "Одного пояса, одного пути". С другой, они выдвигают свои инициативы как альтернативу китайским проектам.

В частности, недавно на заседании "большой двадцатки" обсуждались вопросы запуска нового экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа в обход России. Маршрут должен пройти из ОАЭ, в Индию, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль, а откуда – в Европу.

"Полагаю, что из-за израильско-палестинского конфликта этот путь может не пойти. Таким образом, с точки зрения политики и экономики китайская инициатива более разумная и состоятельная, чем ее американская альтернатива", – поделился Цзинь Цанжун.

Кроме того, у проектов ОПОП есть преимущества в плане стоимости и производительности, добавил профессор Народного университета Китая Ван Ивэй.

"Также наша инициатива нацелена на открытость и инклюзивность, мы не стремимся к конфронтации и соперничеству, мы просто предлагаем сотрудничество. При этом я побывал в более чем 100 странах мира и лично видел результаты вмешательства Америки в наши проекты. Недавно я был в Непале, где мы хотели реализовать крупный проект на 500 миллионов долларов. Однако его приостановили из-за того, что американцы предложили аналогичный проект на 600 миллионов долларов. В итоге оказалось, чтобы получить эти деньги, нужно было внести поправки в законодательство, которые создавали бы возможность для США вмешиваться во внутренние дела страны. Непальцы не согласились с этим условием, в итоге, к сожалению, пока не был реализован ни один из проектов", – рассказал он.

Также Ван Ивэй отметил, что Америка и раньше выдвигала разные инициативы и вкладывала большие деньги в страны вдоль "пояса и пути", однако весомых результатов не получила.

"Поэтому я сомневаюсь в эффективности новой инициативы", – сказал он.

Дороге быть

Гости также прокомментировали слухи о возможном приостановлении проекта строительства железной дороги "Китай – Кыргызстан – Узбекистан", который реализуется в рамках инициативы ОПОП.

Этот важный для Узбекистана проект обсуждался в последние 20 лет. Однако недавно сторонам удалось достичь политического консенсуса. Существенным вопросом по проекту на сегодняшний день остается финансирование строительства.

"У Узбекистана и Китая нет проблем с этим – по их территории пройдет всего лишь 30 и 50 километров дороги. Затруднения с этим возникают у Кыргызстана, по территории которого проляжет большая часть железнодорожного пути – почти 300 километров. При этом Кыргызстан – не очень большая страна, ей не хватает бюджета. Китай может решить эту проблему, но в этом году наша экономика показывает не такую хорошую динамику", – отметил профессор, директор Центра внешнестратегических исследований народного университета Китая Цзинь Цанжун.

Вице-председатель Китайской ассоциации общественной дипломатии Лю Бивэй добавил, что главное – лидеры трех стран согласились с проектом и решили его реализовать.

"Мы добились консенсуса, остальные вопросы решатся. Эта дорога обязательно будет построена", – заключил он.

"Мы уверены, что на международном форуме "Один пояс, один путь" председатель Си Цзинпин сделает новые предложения в рамках инициативы. Я знаю, что Центральная Азия в своих решениях опирается на принципы искренности, выбирая себе партнеров. Страны региона понимают, кто действительно может оказать помощь, кто является настоящим другом. У Китая с Узбекистаном прочная основа взаимоотношений, поэтому у нас есть надежда на реализацию проектов "пояса и пути"" – добавил профессор Ван Ивэй.

Он также выдвинул интересную инициативу – почему бы Узбекистану не стать одним из ключевых узлов воздушного транспортного коридора.

"У нас уже есть такой опыт: к примеру, китайский город Шэньчжоу связан таким коридором с Люксембургом. Благодаря этому, коридор уже дошел до Европы, Африки и Латинской Америки. Я думаю, что Узбекистан прекрасно впишется в роль центра Воздушного шелкового пути", – подчеркнул он.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+