Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В этом году исполнится 201 год со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Гениальный художник и публицист, оказавший огромное влияние на формирование не только русской, но мировой литературы и культуры, известен своими меткими, а порой даже провидческими высказываниями.
Одно из них стало особенно популярно в последние месяцы. Многие эксперты и политологи активно приводят в пример слова Достоевского, призывавшего царские власти обратить свое внимание на Азию, которая может стать своеобразной новой Америкой для россиян. Писатель отмечал, что народы России в Европе всегда будут считать азиатскими варварами, а стремление в Азию способно возродить подъем духа и сил.
Еще одна современная тенденция, правда со знаком минус, – так называемая культура отмены русской литературы, которая сегодня пропагандируется на Западе. Одной из главных целей этой кампании стала фигура Достоевского. В Узбекистане же все наоборот.
По словам ведущего отечественного эксперта по творчеству Федора Достоевского, доктора филологических наук, профессора Узбекского государственного университета мировых языков Натальи Петрухиной, в странах Центральной Азии русский язык и культура имеют важное значение. В частности, в Узбекистане изучение творчества Федора Достоевского, как классика русской литературы, входит в программу школьного и вузовского уровней образования, причем, практически все романы писателя переведены на узбекский язык.
"Их изучают, как в профильных вузах непосредственно на факультетах русской филологии, так и в обзоре на факультетах, изучающих историю мировой литературы", – отметила она.
Творчество Достоевского, добавила Петрухина, оказало непосредственное воздействие, как на развитие мирового литературного процесса в целом, так и прямое или опосредованное влияние на творчество отдельных персоналий, в том числе и на творчество писателей Узбекистана.
"Восприятие мировоззренческих и эстетических координат, установок творчества Достоевского писателями ХХ и ХХI века не однолинейно, а разнонаправлено и интегрировано в систему традиций национальных межлитературных общностей, с учетом которых авторы осуществляли рецепцию. Творчество Достоевского организует фонд преемственности авторской традиции, оно представляет собой систему, концептуально значимую для развития всего мирового литературного процесса XX-XXI веков. Его просто невозможно вычеркнуть из мировой истории литературы", – отметила собеседница.
Ученая также провела параллель, отметив композиционную схожесть пятикнижия Федора Достоевского с "Пятерицей" Алишера Навои.
"Поэтический труд Навои "Хамса" является объединением пяти совершенно самостоятельных поэм, различных по своему событийному содержанию, но имеющих общую идею и пафос. Каждый из пяти романов Достоевского, образующих "Великое пятикнижие", также является совершенно самостоятельным произведением. Объединяющим началом является отражение глубоких нравственно-философских и социальных взглядов писателей. Центрирующим понятием становится внутренний мир героев, постижение истины. Мы можем говорить о том, что и Навои, и Достоевский смогли отразить в своих бесценных творениях свой жизненный и творческий опыт – опыт художника, мыслителя, психолога", – сказала она.
Петрухина добавила, что сейчас в мире активно обсуждается культура отмены русской литературы и Достоевского.
"Почему на Западе выбрали именно эту фигуру? Каждым своим романом Федор Михайлович Достоевский представил вариативность постижения "тайны человека", что предполагает не только неоднозначность прочтения его произведений, но и широкоаспектность трактовок в выборе концептуального принципа построения новых систем осмысления его философских взглядов в формате современного писателя и общества", – отметила она.
Кроме того, по ее мнению, это обусловлено тем, что базисной и значимой в творчестве Достоевского является концепция бунтующей личности, которая предопределяет развитие всех эволюционно значимых тенденций и закономерностей, что стало основой для формирования рецептивного полиэтического императива для всей мировой литературы.
Этим аспектом можно объяснить попытки отменить Достоевского, ведь он смог проникнуть не только в глубины "русской души" с ее духовными метаниями и исканиями, но и души общечеловеческой, в том числе европейской.
Петрухина считает, что мучительные поиски истины Достоевского, его личностные взгляды и сегодня удивительно актуальны. Это и вопросы о самостоятельном развитии России, ее роли и месте в мировом сообществе, политические разногласия западников и славянофилов, ну и, конечно, о необходимости выстраивания связей с Азией.
В Узбекистане изучение Достоевского начинают со школьной скамьи, но каждый образованный человек возвращается к нему на протяжении всей своей жизни, вновь и вновь перечитывая его бессмертные произведения. Но, главное, мы понимаем, что Достоевский – это не о прошлом, не о будущем и даже не о настоящем, это скорее о вечном. Как точно сказал герой Булгакова "Рукописи не горят", и поэтому творчество Достоевского невозможно отменить в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.
Комментарии отсутствуют