Хотели как лучше, а получилось как всегда: почему хокимият сделал велодорожки только хуже

Хотели как лучше, а получилось как всегда: почему хокимият сделал велодорожки только хуже

Хотели как лучше, а получилось как всегда: почему хокимият сделал велодорожки только хуже

4472

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Два года назад ГУБДД МВД выступило с предложением создать специальные дорожки для велосипедистов. Хокимият утвердил этот проект и провел определенные работы в этом направлении. 

Тем не менее в Ташкенте до сих пор нет достойного места для велопрогулок. Ведь невозможно пользоваться велодорожкой, если она периодически исчезает, потом появляется, приходится несколько раз переходить перекрестки и объезжать жилые массивы, чтобы попасть на нее снова. Корреспондент АН Podrobno.uz "обкатила" новые велодорожки и в буквальном смысле на своей шкуре ощутила все "прелести" работы столичной администрации. 

По приглашению велосообщества Узбекистана, корреспондент Podrobno.uz проехала с улицы "Узбекистон овози" до "Дурмон йули", где недавно выделили велодорожку и своими глазами увидела и прочувствовала то, с чем приходится ежедневно сталкиваться велосипедистам. 

В частности, вдоль всей выделенной велосипедистам полосы, которая местами просто исчезает, взору предстают бетонные плиты, урны, деревья, отсутствие пандусов. То есть все это преграждает путь велосипедисту на дорожках, которые по идее созданы именно для беспроблемного проезда. Поэтому о безбарьерной среде пока говорить не приходиться. Эта история скорее больше о медвежьей услуге. Хокимият хотел сделать как лучше, чтобы не вышло, как всегда, но не получилось. 

Велосипедисты против пешеходов: чей тротуар? 

Перед стартом велосипедисты достаточно долго пытались разобраться, где начало велодорожки, пока не обнаружили ее посередине (!) пешеходной дороги. Если рассуждать логично, то прокладка полосы вдоль одной улицы должна идти от начала и до конца. 

Хокимият же провел эту работу кусками. Непонятно, где начало, а где конец, каждые 30-40 метров дорожка обрывается. Складывается впечатление, что сотрудники хокимията работали, не имея на руках проекта единой сети велодорожек, потому и не соблюдали стандартов с четкими техническими требованиями относительно строительства велодорог.

Стоило сесть на велосипед и отъехать метров 10, как практически на середине полосы возникла бетонная урна. Цепочке велосипедистов из 12 человек пришлось объезжать ее, выезжая на пешеходную дорожку, что является нарушением. Но другого выхода у них не было. 


Однако стоило вновь заехать на полосу, как возникли новые преграды – широкая бетонная плита, а затем – огромное дерево. Нет, это не означает, что хокимият должен был срубить последние деревья, которые чудом выжили в городе. В данном случае было простое решение – вывести велодорожку вокруг дерева, но этого не сделали – или не додумались до этого, или не захотели.    

"Для начала хочется поблагодарить, что, наконец-то, власти хоть немного обратили внимание на эту проблему. Однако к данному вопросу подошли безграмотно. Самая главная ошибка заключается в том, что велодорожки проложили вдоль тротуара. Мало того, что практически каждые 10-15 метров я натыкаюсь на урны, деревья, так еще мешают прохожие, которые не хотят соблюдать правила, а порой даже вступают в споры или открыто конфликтуют, требуя сменить маршрут велосипедисту. Многих проблем можно было бы избежать, если бы велосипедистам выделили специальные полосы на проезжей части", – считает член велосообщества Узбекистана Искандар Ахмедов.

По его словам, велосипедисты не хотят биться за тротуар, они готовы уступить его пешеходам. 

"Большая часть ташкентских дорог устроена так, что примерно два метра проезжей части от бордюра не используется автомобилистами, разве что в качестве стояночного места. Хокимият мог выделить по обе стороны автотрассы одностороннюю велодорожку, длинной полтора метра, оградить ее бордюром и пустить велосипедистов. Таким образом, не только мы сможем комфортно передвигаться по городу, но и пешеходы не будут испытывать неудобства", – считает Искандар Ахмедов. 

Средняя скорость езды у велосипедиста составляет 20-22 км. В местах спуска, естественно, скорость заметно увеличивается. Зачастую на велодорожках можно заметить женщин с колясками или бегающих детей. Понятно, что никто не станет выяснять, соблюдал ли велосипедист ПДД или нет в том случае, если под его колеса попадет ребенок или даже взрослый. Все шишки при любом раскладе полетят на него. Поэтому дорожки надо выводить на автотрассу. 

"Можно сказать, что из бюджета потратили энное количество миллионов по большому счету в пустоту. Районные хокимияты провели половинчатую работу. Более того, они даже усложнили жизнь велосипедистов, потому что они не могут нормально пользоваться этими дорожками. Или надо было улицу до конца закрыть или вообще не делать. К тому же, на многих участках отсутствуют указательные знаки", – возмущается Сергей Сячин, член велосообщества Узбекистана. 


Опасные велодорожки 

Стоит отметить, что велодорожки вдоль улицы "Узбекистон овози" до "Дурмон йули" прочерчены по левой стороне тротуара, что представляет опасность, как для самих велосипедистов, так и прохожих. Это ощутила на себе корреспондент АН Podrobno.uz, которая примерно спустя 7 км езды, приближаясь к улице "Дархан", за считанные секунды перед падением заметила перед собой очередную бетонную урну. 


Корреспондент не успела вовремя совершить маневр, так как впереди ехал еще один велосипедист, который неожиданно был вынужден снизить скорость, чтобы пропустить перебегающего с левой стороны дороги пешехода. В результате столкновения велосипедистов корреспондент ушибла правую руку, сильно поцарапала лицо и руки, заработала синяки на ногах и руках. В принципе, – еще легко отделалась. Из-за неграмотной работы хокимията можно было бы легко заработать серьезную травму. 


В качестве примера еще можно привести выход из станции метро "Хамид Алимджан", где пешеходы автоматически попадают на дорожку, выделенную для велосипедистов. 

"Граждане, выходящие из метрополитена, могут не знать об этой полосе, и рискуют быть сбитыми. К тому же, молодежь постоянно слушает музыку в наушниках, и они могут не услышать сигнал велосипедиста, и тоже попасть под колеса и сильно повредиться. Надо переносить велодорожки на автотрассу или в таких местах установить специальные знаки, а дорожки выделить красным или зеленым цветом, чтобы было понятно, что здесь перекресток и надо быть начеку", – сказал велосипедист Дмитрий Шпора. 

Кстати, в некоторых местах велодорожка фактически упирается в остановку. Складывается такое ощущение, что сотрудники хокимиятов решили поиздеваться над велосипедистами и проверить, умеют они проходить через стеклянные преграды или нет. 

Вопрос, почему нельзя было вывести велодорожку за остановку и спокойно соединить ее со следующей трассой, остается открытым. Кроме того, на некоторых участках дорожки ведут к лестницам…видимо, чтобы велосипедист убился. Стоит также обратить внимание на качество покрытия, которое оставляет желать лучшего. На данный момент передвигаться можно только на горном велосипеде, а, например, на шоссейных велосипедах можно получить серьезные увечья. 

Велокультура в Узбекистане на нуле 

По словам одного из активистов велосообщества Узбекистана Алексея Докторова, в нашей республике технически можно построить европейскую инфраструктуру. Для этого не нужно изобретать велосипед, все давным-давно за нас уже придумали. Проблема в том, что население культурно не готово к таким изменениям. 

"На сегодняшний день топография Ташкента позволяет создать полноценную инфраструктуру для велосипедистов по европейским стандартам. Для этого нужно решить две проблемы – техническую и культурную. Например, в Голландии для велосипедистов сделано все – разметка, светофоры, знаки, дорожки, освещение и т.д. Государство выделило определенную часть автотрассы, которая отделена от проезжей части газоном или бетонной плитой. Мне было приятно и комфортно там ездить", – говорит он. 

Справедливости ради Алексей Докторов заметил, что голландская инфраструктура создавалась не сегодня и не вчера, история велосипедной страны берет начало с 70-х годов, поэтому конкурировать с ней не надо, да и смысла нет. Тем не менее, нужно стремиться к этому, ведь велосипедная страна – это залог здорового населения, чистой экологии, отсутствия пробок и т.д.

"Несмотря на то, что у нас широкие автотрассы, позволяющие создать аналогичную инфраструктуру, мы не сможем ближайшие годы реализовать такой проект, даже при наличии финансовых ресурсов. Основная проблема – отсутствие культуры. Нужно решить проблему с незаконной парковкой у обочины дороги, начать привлекать к ответственности таксистов, которые увидев голосующего, подрезают участников дорожного движения. Только тогда, когда люди перестанут проявлять хамское отношение к окружающим, страна начнет меняться в лучшую сторону", – сказал Алексей Докторов. 


Действительно, в Узбекистане напрочь отсутствует пиетет со стороны пешеходов, автомобилистов – особенно со стороны нелегальных таксистов и водителей общественного транспорта, которые в грубой форме выгоняют с дороги велосипедистов. Порой даже едут на них, чтобы "вычистить" дорогу, хотя они по ПДД имеют право в отсутствии специальных дорожек ездить по проезжей части, прижимаясь правее. С учетом того, что пока передвигаться по городу на велосипеде не безопасно, этим будут заниматься только редкие любители экстрима. 

"Многие водители не воспринимают велосипедиста, как полноценного участника дорожного движения. Они считают нас "лепёшечниками", то есть теми, кто перевозит малогабаритные грузы или мальчиками, которые для развлечения катаются. А ведь это не так. Многие из нас добираются до работы на этом виде транспорта. У нас мягкий климат, поэтому зимой и летом велосипедисты пользуются этим средством передвижения", – сказал Дмитрий Шпора. 

"Есть проблемы с сотрудниками ГАИ. Они никого не наказывают – ни пешеходов, ни велосипедистов, которые нарушают правила. Хотя недавно первого велосипедиста оштрафовали на 64 тысячи сумов за то, что он пересек двойную сплошную. Хочется надеяться, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Если бы все участники дорожного движения не чувствовали свою безнаказанность, то многих проблем не было бы. Во многом в этом виноваты сотрудники ГАИ, которые закрывают глаза на нарушения", – считает Сергей Сячин.

Кстати, в Узбекистане есть города, где велоинтеграция гораздо выше, чем в столице. Например, в Ферганской долине. Тем не менее, в областях не считается это массовой культурой. 

Подытоживая вышесказанное 

Просто разметить велодорожки недостаточно. Если в хокимияте нет специалистов, которые разбираются в этой сфере, то в качестве консультантов могут взять местных опытных велосипедистов, которые прекрасно знают внутреннюю ситуацию или обратиться к иностранным специалистам, и удаленно получить консультацию. 

Конечно, все это возможно, если хокимият действительно имеет желание создать полноценную инфраструктуру для любителей здорового образа жизни. Пока складывается впечатление, что сделано все исключительно для галочки – внешние признаки есть, а внутреннее содержание никого не волнует. 

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz  



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+