Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В конце прошлой недели в Астане прошел первый саммит в новом формате "Россия – Центральная Азия". Интересно, что информации по итогам мероприятия было крайне мало. Очевидно, что участники стремились обсуждать насущные проблемы за закрытыми дверями, чтобы избежать лишней огласки и передачи западным странам новых данных для вторичного санкционного давления на страны, сотрудничающие с РФ.
Экспертное сообщество разделилось во мнениях о новом механизме сотрудничества. Одни утверждали, что это нежизнеспособный формат, другие говорили о необходимости выстраивания нового механизма взаимодействия между странами региона и РФ в условиях слома существующего миропорядка, отхода от глобализации и разделения мира на макрорегионы. При этом большая часть сходилась в том, что сейчас в условиях информационных войн и попыток внешних сил дестабилизировать ситуацию по всему периметру СНГ крайне важен диалог на всех уровнях, в том числе между экспертными кругами стран.
Корреспондент Podrobno.uz поговорила с директором Центра исследовательских инициатив "Ma’no" Бахтиёром Эргашевым, чтобы понять, чего ждать от нового формата, сможет ли Россия выступить гарантом обеспечения безопасности в регионе, как взаимодействовать с РФ в условиях возможного введения вторичных санкций и какую цель преследовало эмоциональное выступление на саммите Эмомали Рахмона.
– Какие главные итоги вы бы выделили после завершения первого саммита в формате "Россия – Центральная Азия"?
– Первый саммит глав государств в формате «Центральная Азии и Россия», который состоялся в Астане, интересен тем, что в совместном заявлении были определены основные направления деятельности, которые будут ключевыми для сотрудничества в этом формате.
Например, в документе были поставлены такие вопросы экономического сотрудничества, как развитие промышленной кооперации, совместного инвестирования и создания новых производств, определены задачи в сфере продовольственной безопасности. Также есть намерения совместно работать в направлении формирования системы санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы противостоять будущим серьезным эпидемиям и глобальным пандемиям. Это очень важные векторы, и они определены достаточно четко.
Еще более значимо то, что между лидерами стран состоялся открытый и честный обмен мнениями. Заседания глав государств в формате "ЦА + Россия" не могут быть проходными, они должны быть наполнены откровенным диалогом и дискуссиями по тем вопросам, которые важны и интересны для наших стран. Полагаю, это то, что нужно как странам Центральной Азии, так и России, – площадка, где можно открыто ставить вопросы и принимать решения, которые будут работать на большую экономическую, гуманитарную и политическую взаимосвязь между нашим регионом и РФ.
– Насколько, на ваш взгляд, жизнеспособным и востребованным выглядит этот формат? Некоторые эксперты говорят, что страны Центральной Азии имеют и так множество площадок для взаимодействия с РФ, а еще одна – выглядит как некое искусственное образование?
– Формат "ЦА + РФ" возник после того, как такие площадки уже были созданы с другими странами. В частности, в 2015 году появился формат общения между странами Центральной Азии и США, затем "ЦА + Индия" с включением Афганистана. В 2020 году был апробирован формат между странами региона и Китаем. Есть попытки формирования такого механизма между странами ЦА и Японией.
Однако, если сравнивать, например, "С5 + 1" (Центральная Азия – США), где встречаются министры иностранных дел стран региона и госсекретарь США, с "ЦА + РФ", то в американской версии нет встречи глав государств. Как мне представляется, это очень важное и позитивное отличие саммита в Астане.
В целом подобный формат уже продемонстрировал свою жизнеспособность и востребованность. Ведущие страны мира – экономические, политические и технологические державы – хотят наладить прямой диалог со странами Центральной Азии. Поэтому я считаю, что площадки в этом формате будут развиваться. Кроме того, я уверен, что будут появляться и новые с участием других стран.
Взаимодействие и партнерство между странами ЦА и Россией идет в разных форматах: СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Но, в любом случае, есть две вещи, которые требуют появления нового формата. Во-первых, не все страны региона участвуют в этих интеграционных объединениях (имеются в виду ЕАЭС и ОДКБ), что не дает возможности обсудить те или иные вопросы в формате "все страны ЦА – РФ" сфокусированно. Во-вторых, их участниками являются также страны, не относящиеся к Центральной Азии, поэтому эти платформы для нашего региона носят характер площадок для дискуссий общего характера.
При этом Центральная Азия, как и любой другой регион, имеет свои особенности. И это требует наличия дискуссионной платформы, которая была бы сфокусирована исключительно на вопросах взаимодействия России с центральноазиатскими странами. Это очень важно, интересно и перспективно, поэтому этот формат будет жить и развиваться.
– В ходе саммита стороны активно обсуждали вопросы безопасности в регионе. Как вам кажется, может ли Россия выступать в качестве ее гаранта, в том числе на афганском направлении?
– Вне зависимости от наличия таких форматов, Россия в любом случае присутствует в центральноазиатском регионе в качестве державы, которая имеет серьезное влияние в решении военно-политических вопросов и вопросов обеспечения региональной безопасности в ЦА. Однако, конечно, в этом формате вопросы безопасности будут решаться более сфокусированно, поскольку их обсуждение, к примеру, в рамках ОДКБ не может считаться полноценным, поскольку там нет Узбекистана и Туркменистана.
Например, все страны центральноазиатского региона признают, что у России есть свой уровень влияния на решение проблем внутриафганского урегулирования и формирования системы межгосударственных связей с Афганистаном.
Конечно, в этих вопросах есть и другие игроки – Китай, США, Пакистан и Иран. Однако страны региона, видя нарастающую внутреннюю нестабильность в этом государстве, которое сейчас стоит на грани нового этапа гражданской войны, в результате политики "всеобщей пуштунизации", проводимой правительством "Талибан" (как пример, это практика выселения части узбекского и таджикского населения из своих жилищ в некоторых провинциях северного Афганистана, которые затем заселяются пуштунами), понимают, что нужно использовать все возможности, чтобы эту ситуацию в этой стране хоть каким-то образом урегулировать. Поэтому все страны ЦА, как граничащие, так и не имеющие общих границ с Афганистаном, будут сотрудничать с Россией в этом вопросе.
– Одна из ключевых тем саммита – Путин пригласил страны ЦА активно участвовать в российских инициативах по импортозамещению. Как вы оцениваете потенциал Узбекистана в этом направлении особенно на фоне возможного введения вторичных санкций со стороны США?
– Конечно, на нынешнем этапе вопрос того, как взаимодействовать с Россией в экономическом направлении в связи с ужесточением санкций, является наиболее актуальным. Понятно, что для всех пяти стран региона Россия является одним из ключевых внешнеторговых партнеров и они не смогут быстро заменить Россию в этом качестве. Она будет оставаться основным поставщиком по многим товарным позициям – древесина, металл, изделия из железа, стали и так далее. В пользу этого сотрудничества работают и уже налажена логистика, транспортные пути, все это заменить невозможно, а значит, взаимодействие будет продолжено.
Конечно, оно станет более проблемным, учитывая, что в случае продолжения активного экономического сотрудничества тех или иных стран с Россией против них могут ввести вторичные санкции. И таких вопросов будет все больше и больше. В таких условиях странам Центральной Азии нужно будет искать новые механизмы, чтобы обходить те или иные санкции и сохранять имеющийся уровень сотрудничества с Россией.
Это объективная реальность. И те страны, которые накладывают на Россию санкции, должны будут учитывать объективные экономические интересы других стран, которые не могут в ущерб себе отказываться от работы, товаров или совместных проектов только потому, что кто-то решил наложить на Россию санкции.
– После саммита было много разговоров о выступлении главы Таджикистана, который призвал президента РФ не относится к Центральной Азии, как к бывшему СССР. На ваш взгляд, сегодня Россия вмешивается во внутренние дела стран ЦА или ее больше заботит выстраивание экономической надстройки двусторонних отношений?
– Довольно эмоциональное выступление президента Таджикистана Эмомали Рахмона только на первый взгляд кажется таким спонтанным. На самом деле под ним лежит ряд серьезных опасений стран региона, в частности, в связи со специальной военной операцией на Украине. Несомненно, усилилась милитаристская риторика и в самой России. И сможет ли она уменьшить уровень этой риторики в отношении стран ЦА? Это очень серьезный вопрос, который будет стоять в повестке и не раз обсуждаться между странами региона и Россией.
Центральноазиатские страны наелись разных поучений от западных менторов за 30 лет своей независимости. И, наверное, России не нужно повторять ошибок Запада, который в позе ментора учил нас, что и как реформировать, как выстраивать политические системы и так далее. Экономического толка и реальных проектов было мало, а вот поучающих кейсов от них – предостаточно. Более рациональной представляется работа по развитию живых инициатив и практических проектов в сферах экономики, гуманитарно-образовательного сотрудничества и других направлениях.
– В Госдепе США недавно заявили, что целью политики США является разъединение экономик России и Центральной Азии, на что будут выделяться миллионы долларов. Появление нового формата "Россия – Центральная Азия" – это способ противостоять растущему американскому влиянию?
– На мой взгляд, эти заявления остаются "хотелками" западных дипломатов и экспертов. Страны ЦА и так занимаются диверсификацией своих экспортных поставок и внешнеторговых связей. Однако при этом понятно, что Россия и Китай еще долгое время будут оставаться ключевыми внешнеторговыми партнерами.
Чем Запад сможет заменить ту же российскую древесину для строительной и мебельной отрасли? Не из Канады же нам ее завозить. Это будет золотая древесина. То же самое можно сказать и о металлургической продукции, российском станкостроении, технологиях в энергетической сфере. Российские рынки сбыта нужны нашим фермерам: вряд ли узбекские или таджикские фрукты будут в таком же объеме продаваться на западных рынках. То же самое касается текстиля и другой продукции, которая производится в странах Центральной Азии.
Как можно быстро и в таком большом объеме перенаправить эти потоки на другие рынки? Открытие новых рынков и увеличение объемов поставок на них – это очень долгий процесс. К тому же никто не отменял проблемы логистики и стоимости транспортировки. С географической точки зрения рынки России и Китая будут долго оставаться приоритетами для стран Центральной Азии. Поэтому я не вижу объективных экономических обоснований для реализации этих заявлений.
Словно заговорщики шушукаются в кулуарах )) Налаживания новых каналов, это действительно долгий процесс, особенно если вообще ничего не делать, как в случае с РФ. На налаживание каналов с РФ ушло 30 лет, а когда США РФ по шапки дали, все сразу наладилось неожиданно, даже красная рыба на рынке появилась, удивительно )) Да древесину заменить пока не чем, но это пока. Если развивать сотрудничество, то и поставщиков древесины найдется целая куча, практически вся южная Америка, самая близкая к нам Индия, Африка, да еще куча импортеров. Хорошую мебель делают из ценных пород деревьев, а много ли у нас на рынке ценных пород 0.01%. Не надо на Россию смотреть с открытым ртом, РФ не когда ни кому ничего просто так не давала, а по случаю и предательством партнеров не гнушались, нужно развивать самостоятельную политику, вроде не дети уже. Сейчас над союзом ОДКБ весит топор раздора, Киргизия попросила вести на спорную территорию войска ОДКБ, РФ сопротивляется, не хочет. Тогда спрашивается, зачем этот ОДКБ нужен, если он не решает проблем? Армения уже лишилась своих территорий, Киргизия боится лишится своих территорий. Если таджики договорятся с Турцией все киргизы точно проиграют. Или ОДКБ нужен, чтоб защищать московский олигархат в рамках территорий РФ. Так что думаю ОДКБ недолго осталось, а следом полетит и ЕАЭС. Там тоже масса вопросов, которые РФ буквально игнорирует.
Да ваще! Узбекистан-то сроду в политике зависимый, оказывается, даже штатовскую базу в прошлом по указке с Москвы закрыл (так что ли?). И, действительно, чегой-то Москва войск одэкабэшных не дает союзникам для решения пограничных проблем одних членов и пользу других? Прямо вообще странно. Вон Штаты безоговорочно поддерживают в пограничном конфликте Грецию... или Турцию... в общем, кого-то они точно в греческо-турецком противостоянии поддерживают, прямо молодцы такие. А мебель нужно из баобабов делать. Или из секвойи. Штатовский олигархат-то позволит сразу, они ведь добрячки и фонды у них благотворительные. Да, у Штатов сейчас свои проблемы из-за "дурацких русских" (или из-за санкций, введенных Вашингтоном в рамках Третьей Мировой?). Нету в США гелия для МРТ, оказывается. Зато у них детсадах рассказывают воспитанникам, что у людей нету двух полов - вообще любой может быть, если мелкие захотят этого. Американо-западные ценности, понимаешь (перенимать надо?). А то, что даже сауды решили в союз экономический БРИКС с "окраинной" Россией, чья экономика "разорвана в клочья" (по-обамовски) - так то блажь ихняя, да помутнение. Походу, троллят они так Запад. И, в действительности, кому-какое дело до Саудовской Аравии, нефтяной пустыни с бедуинами! Очередная окраина мира. На Париж надо ориентироваться, вон как там ласково с протестующими обращаются - купают водичкой, массажем тела радуют. Цивилизация, одно слово.
Знаешь что ты предлагаешь? Чтобы Узбекистан залез в бутылку, чтоб тебе было приятней лизать зад России! Ты не понимаешь разницу между ВТО и ЕАЭС. ЕАСЭ создавалось как дополнение России к ВТО, чтобы оградить зону своих интересов. Взгляни на всех членов ВТО и ЕАЭС и на дату их вступления, с начало все члены ЕАЭС вступили в ВТО, за исключением Белоруссии и Узбекистана, а затем уже в ЕАЭС. В договоре о вступлении в ЕАЭС есть один пункт из за которого Узбекистан, до сих пор не вступил в ЕАЭС. Этот пункт запрещает вступать в другие торгово экономические союзы или создавать свои. А это значит полная зависимость от 5 не самых богатых государств. Это значит запрет на сотрудничество в экономической сфере с Китаем, Турцией, Арабскими эмиратами, только через те страны кто уже вступил в ВТО. Это значит сахарный тростник из которого делают белый сахар, мы будем обязаны покупать через России, Казахстан или Киргизию, а не напрямую у производителя Китая, Бразилии и других. В 2020 был поднят этот вопрос, ради вступления Узбекистана, РФ согласилась убрать этот пункт, но воз и ныне там. Новый договор даже не стали заморачиваться составлять, а уже два года прошло. РФ надеется, на таких как ты, которые не глядя в договор, продавят позицию РФ, а потом будет как с Украиной. Сейчас мы покупаем поезда, оборудование, станки для заводов в Европе, много покупаем в Китае, в первые за 30 лет появился свой золотой запас. Скажи ты слышал про золотой запас Киргизии Армении или Казахстана? Я уже не однократно тебе писал я не против вступления в ЕАЭС но только после вступления ВТО чтоб не превратится в колонию России и не работать на их импортозамещение и не быть для них дойной коровой, на что они реально рассчитывают из за огромных запасов золота. Ведь если мы начнем разрабатывать все имеющиеся месторождения золота, мы выйдем на первое место в мире по добычи этого метала. К тому же после вступления в ВТО может Узбекистан с Китаем создадут свой новый торгово партнёрский союз, а может мы создадим центрально азиатский союз. Варианты и возможности есть, а может вступим в ЕАЭС и еще 30 лет потратим впустую. Потому что стоит Европе поманить Россию пальчиком, она сразу забудет и про Азию и про Китай и про все договорённости, так было в 2008, в 2012, 2018 и 2019. А теперь скажи какой тебе вариант ближе, с начало вступление ВТО, а затем ЕАЭС и быть равноправными с Россией и Казахстаном или только вступление в ЕАЭС, залезть в бутылку и стать зависимой колонией?
Чегой-то у тебя все вокруг "лизания" да "целования" пятой точки вращается все... прямо настораживает даже. Касаемо заявленного пункта в договоре - конкретно назови его, чтобы можно было посмотреть в правовых каталогах. И если Узбекистану не выгодно вступать в ЕАЭС - фигли, пусть и не вступает. Кто же гонит. Лично мне - так вообще пофиг на это.
Если бы тебе было пофиг, не было бы спора и дискуссии ))
Посмотри договор от 2015 года
Не, так не катит. Конкретно статью этого договора назови, раз ты ее упоминаешь.
Короче не хочешь искать твоя проблема, я знаю что 2015 года, это последнее издание договора, как раз с ним Узбекистан и не согласился, об этом было официальное уведомление, со стороны Узбекистана на саммите в Белоруссии. Путин тогда по телику выступил с хитрой улыбкой обещал убрать эти пункты из договора. Лукашенко с серьёзной миной, поддержал пересмотр договора, сказал это же нас тоже касается, предполагалось обсудить правки в 2021 в Казахстане. Но в 2021 начался повальный карантин, Путин пол года из бункера не вылазил, потом РФ развязала войну и в общем сейчас, нас подталкивают в ЕАЭС без реформирования договора, путем давления через ожидание народа. Если ты не помнишь историю за последние 3 года, зачем ты тогда со мной споришь?
О великий сэнсей, венец мудрости и творец справедливости! Любое твое слово - истина, любой твой поступок - деяние вечности! А если серьезно, то по факту - сослаться на конкретную статью ты не можешь. Шо маемо, то маемо.
И про "морковку" с ВТО. С какого времени Узбекистан пытается туда вступить, часом, не помнишь? Так я тебе скажу - с 21 декабря 1994 года, когда впервые заявку Узбекистан на вступление в ВТО подал. И? Где нынче воз этот?
Этот воз тормозило сотрудничество с РФ и их завтраками.
Неужели? Так это сперва Ельцин, а после Путин с Медведевым определяли, будет ли позволено Узбекистану вступить в американско-западный проект ВТО? Фигасе! Нет, я, конечно, в курсе, что Россия последние 30 лет определяет, кто будет президентом США. Но чтобы с ВТО все так обстояло? Слухай, а Россию-то чего в ВТО аж до 2012 года не брали - неужели из-за Узбекистана (типа качели такие, что ли)?
Опять дурака включил! Не уважаешь меня, уважай хотя бы себя! Или дебилизм это твое нормальное природное состояние? Тогда с тобой разговаривать не о чем фуфел!
Я непонятно изложил суть своего видения ситуации вокруг ВТО, о свет моих очей? Да без проблем. Изложу доступнее. Россию не принимали до 2012-го в ВТО. Узбекистан не принимают до сих пор. Ты утверждаешь, что препятствием для вступления Узбекистана в ВТО все 30 лет является Россия. Но кто тогда прежде служил препятствием для вступления России в ВТО, неужели Узбекистана, котором, по твоим словам, сейчас именно России мешает стать членом ВТО?
Ты похож на идиота!" Как говорит наш любимый шеф, если человек идиот то это надолго!" Думаю дискутировать с идиотом это все равно, что метать бисер перед свиньёй. И да РФ препятствовала нашему вступлению в ВТО! И сейчас это делает! И да где от тебя ссылки, что Узбекистан не принимали ВТО! Не доказательств, значит ты фуфломет. Потому что прямого отказа, что нас не примут, нет, не было и не будет!
Опять хамку включаешь? Да е-мае. Даже уже не знаю, что тебя может исправить. Узбекистан подал заявку в ВТО 21 декабря 1994 года (https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_ouzbekistan_e.htm). И раз уж на то пошло, Россия подала заявку в ВТО в июне 1993 года, а СССР - подавал в 1986 году. А вот где от тебя номер "нехорошей" статьи из договора о вступлении в ЕАЭС, чей-то не вижу?
Я свою позицию, надеюсь так же четко выразил как ты? С достаточно унизительном тоне? Или еще добавить?
Посмотри на Китай, если ЕАЭС был бы реально так выгоден, разве они туда бы не вступили? Еще как вступили, но Китай реально понимает, что вступление в этот союз, это отказ от своего суверенитета в пользу пряника из России. По этому Китай скорей создаст свой торгово экономический союз, шелкового пути.