О проблемах узбекского кинопроизводства, или Почему в Узбекистане не снимают качественное кино
Культура

О проблемах узбекского кинопроизводства, или Почему в Узбекистане не снимают качественное кино

14962

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Новое предложение правительства по развитию узбекского кинематографа подверглось критике. По словам экспертов, установление минимальной квоты для показа узбекских фильмов во всех кинотеатрах страны не повысит интерес со стороны зрителей и не поднимет  рейтинг отечественных фильмов. Специалисты считают, что нужно принять дополнительные меры, иначе узбекский кинематограф безнадежно погрязнет в болоте. В ситуации разбирался корреспондент АН Podrobno.uz.

Как стало известно, с 1 января 2019 года вводится система квотирования показа отечественных художественных фильмов в кинотеатрах страны, независимо от формы собственности не менее двух полнометражных фильмов в сутки, а начиная с 2021 года – не менее 25% от месячного объема экранного времени, в праздничные дни – 40%. Об этом говорится в постановлении главы государства. 

Так, с начала следующего года художественный совет Национального агентства «Узбеккино» переходит на ежегодное тематическое планирование производства кинопродукции по государственному заказу исходя из складывающейся ситуации, осуществляемых преобразований в общественно-политической, социально-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах, а также реальной потребности населения. 

Документом также предусмотрено преобразование акционерного общества «Узбекфильм» в государственное унитарное предприятие с осуществлением расчетов с выбывающими акционерами в установленном порядке. 

Декаданс узбекского кино 

В последние годы наблюдается активная деградация отечественной киноиндустрии. Дистанция между публикой и узбекским кино неуклонно увеличивается. Похвально, что правительство пытается спасти эту отрасль, но те меры, которые предлагает государство – недостаточны, заявил в интервью с корреспондентом АН Podrobno.uz. известный узбекский кинорежиссер и сценарист Аюб Шахобиддинов


«Квотирование не будет работать, если в кинотеатрах страны продолжат показывать все подряд. Такого рода меры никак не повысят уровень конкурентоспособности отечественных картин. Зрители как ходили массово на зарубежное кино, так и будут ходить. Спасти узбекский кинематограф можно только одним способом – ужесточить критерии отбора фильмов, и вообще, начать проводить хоть какой-то отбор. Сегодня большинство киноработ выглядит бездарно. На экранах страны должны показывать качественные и высокопрофессиональные работы, а не тот мусор, простите, которыми заполнены сейчас наши кинотеатры», - считает кинорежиссер. 

В Узбекистане снимают только малобюджетные картины 

По словам Аюба Шахобиддинова, сегодня в Узбекистане бюджет коммерческих фильмов не превышает 20 тысяч долларов. Некоторые режиссеры умудряются снимать и за 10 тысяч долларов, и даже за меньшие суммы. 

«Замечу, эта сумма не меняется уже пять лет, хотя по идее за это время гонорары у популярных актеров должны были вырасти. В стране очень редко снимают высокобюджетные фильмы, так как картина может не окупиться. Поэтому продюсеры не рискуют. Кстати, за рубежом все наоборот – чем дороже фильм, тем больше создается ажиотаж вокруг этого кино. Зачастую создатели фильма превышают реальный бюджет картины, чтобы искусственно повысить к ней интерес», - заметил Шахобиддинов. 

Обычно, когда фильм приносит популярность актеру, вместе с рейтингом резко возрастает и его гонорар. Увы, в Узбекистане все наоборот. Да, режиссеры начинают заваливать актера приглашениями, но при этом никто не предлагает артисту достойный гонорар, делится собеседник. 

«Да и сами актеры хороши. Вместо того, чтобы тщательно отбирать предложения и повышать себе цену в хорошем смысле этого слова, большинство узбекских актеров соглашаются сразу на несколько приглашений, чтобы побольше заработать. То есть они работают не на качество, а на количество. Поэтому неудивительно, что сегодня штампуются низкопробные работы. Исключением являются состоявшиеся актеры, которые отказываются сниматься за копейки, и уж тем более не участвуют в сомнительных проектах», - рассказывает режиссер. 

Если бы в стране снимали качественное кино, а заполняемость в кинотеатрах стабильно держалась на высоком уровне, то сегодня гонорар профессионального актера мог быть равен 50 тысячам долларов, считает Шахобиддинов. 

«А пока у нас весь актерский состав работает за 10-15 тысяч долларов. Это около 30 человек, которые трудятся в течение трех-четырех месяцев и днем и ночью, порой в экстремальных условиях и непогоду», - сказал эксперт. 

Киноиндустрия переполнена бездарными актерами и режиссерами 

По мнению Шахобиддинова, в узбекской киноиндустрии есть немало актеров, которые не смогли бы сыграть главные роли, если режиссеры серьезно относились к своей работе. Эти люди случайно или по знакомству попали на большой экран. 

По словам эксперта, в начале нулевых и до 2010 года в Узбекистане было снято несколько интересных фильмов. Однако после этого ничего нового фактически не появилось. Большинство режиссеров штампуют одно и то же, подавая это под разным соусом. Если раньше отношение к кинематографу было как к одному из высоких искусств, и людей волновало качество фильмов, а не кассовый успех, то сегодня ценности поменялись. Молодые режиссеры больше стремятся к сомнительной славе, чем к производству искусства. 

«Хорошие режиссеры работают над фильмом год или два, а иногда и больше. Но у нас есть немало кинорежиссеров, которые выпускают картины каждые три месяца. В основном это молодые специалисты, которые после окончания вуза начинают производить кассовые малобюджетные фильмы. Из-за финансовых ограничений они набирают актеров, готовых работать за небольшой гонорар. Естественно, они снижают свои требования к актерскому составу, так как не могут достойно оплатить их труд», - заключил Аюб Шахобиддинов. 

Квотирование не поможет решить проблемы 

В свою очередь известный узбекский актер Акбархужа Расулов в беседе с корреспондентом АН Podrobno.uz сообщил, что сейчас тех, кто делает кино, у нас много, но единицы снимают реально интересные фильмы. Поэтому узбекские зрители предпочитают смотреть зарубежное кино. 


«В принципе, проблемы отечественного кинопроизводства знакомы многим странам. Введение квот на показ фильмов – одна из мер, к которой прибегают ряд государств для поддержки национального кинематографа. Но как показывает практика, этого недостаточно», - говорит актер. 

Акбархужа Расулов напомнил, что раньше зрители массово ходили смотреть узбекское кино. Например, у кинотеатра «Панорама» люди выстраивались в длинные очереди, но сейчас там практически безлюдно. Заполняемость на критически низком уровне. 

«Сегодня, проезжая мимо «Панорамы», при виде афиш фильмов, мне становится грустно. Узбекская киноиндустрия потеряла зрителя. Молодые режиссеры снимают фильмы только для того, чтобы подзаработать, то есть искусство отошло на задний план. Лично я не работаю с такими людьми. Лучше раз в год сниматься в хорошем кино, чем каждый месяц «светиться» в бездарных фильмах. Благо, еще остались режиссеры-профессионалы, которые выпускают качественные работы, но очень редко, так как нет денег», - сказал Акбархужа Расулов. 

По словам актера, отечественный кинобизнес сегодня страдает от дефицита инвестиций. Состоявшиеся кинорежиссеры не любят ходить и просить деньги, чтобы снять кино. Поэтому очень редко производят картины, а некоторые и вовсе перестали это делать. 

@ лает, а Подробно.UZ идет: больше новостей на странице в Facebook



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+