Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане планируется создать музей джадидов, сообщила заведующая сектором исполнительного аппарата администрации президента Саида Мирзиёева.
По ее словам, Фонд развития культуры и искусства вернул государству уникальное историческое здание – дом одного из лидеров движения джадидов Усманходжи Пулатходжаева. Этому строению 150 лет, и оно представляет собой прекрасно сохранившийся уникальный объект изысканной бухарской архитектуры с изящным декором.
"Дом известен не только тем, что в нем жил знаменитый джадид, но и тем, что именно здесь была открыта одна из первых новометодных школ, в которой бесплатно преподавались различные науки. В последнее время он находился в частных руках и был превращён в отель", – добавила она.
Теперь в доме будет создан музей, посвященный истории джадидизма. Планируется, что в нем будет расположена не только экспозиция, но и созданы условия для проведения научной и исследовательской деятельности.
Движение джадидов (от арабского "джадид" – новый) зародилось на территории нынешнего Татарстана и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в конце XIX – начале XX века. Туркестанских джадидов возглавляли Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Мунавваркари Абдурашидханов, Абдулла Авлони и десятки других просветителей.
В целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидские лидеры предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. Они выступали с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшение положения женщин, всех сторон жизни. Это движение объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались друг от друга и по социальной принадлежности и их взглядам на отдельные проблемы. Но общим для джадидов Туркестана было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее.
Стремясь модернизировать мусульманскую систему образования в Туркестане, джадиды открыли новометодные школы. Официальной датой их появления считается 19 октября 1884 года. Ее первыми учениками стали дети из семей местной элиты. В 1887 году новометодная школа открылась в Самарканде, а затем и в других городах. Несмотря на отсутствие единой системы учебников, и пособий, джадиды стремились к тому, чтобы учащиеся этих школ овладели практическими знаниями. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, письмо на тюркском языке и языке фарси, арифметику, историю, географию, большое место в ней занимали основы религии.
Джадид джадиду рознь. Там были как люди за просто более светское общество, а были люди на гране нацистов (изучаем историю России), и это очень важно помнить и упоминать. И тут мы подходи к следующему пункту: это все связано с Россией и с развитием общества Российской империи конца 19 - начала 20 веков. Я до сих не понимаю, как можно так легко брать и вырезать кусочек истории перетянув на себя одеялко для построения своей псевдо-истории? Как можно, даже тут в статье, упомянуть "Татарстан" и "Туркестан" и напрочь проигнорировать "Россию"? Как можно в своем мозгу разделять эти слова? И еще джадисты были исламистами, и конфликт в первую очередь был с советской властью. Они не продвигали идеи независимости и светлого будущего. У них были разные идет. При царях в религию не лезли, а вот с приходом советов начались конфликты, и тут вылезли идеи независимости. Далее пойдет басмачество. А изначально джадисты были сторонниками модернизации консервативного общества по образцу народов центральной России, после вхождения в ее состав. И тут мы вспоминаем, что "джадизм" и "Узбекистан" диаметрально не связанные между собой слова. Ибо вспоминаем как называлась территория, и кто ее населял. Ни Узбекистана, ни узбеков в тот период не существовало. А там еще и геополитику вспомнить можно, как с Британией цапалась Россия и при чем тут турки, с их имперскими замашками...И последним абзацем вспомним, что по итогу из себя представляла, часть этот джадисткой публики, обычные озверевшие исламисты, зараженные, также модными в то время в России, разными нацистскими идеями публика. Именно тогда повсюду в России разрядились всякие бармалеи, от украинских нацистов, до местных, в том числе и русские нацисты. Это не герои. И именно советская власть всех этих тараканов придавила, перекроив общество. Некоторые побежали во вражеские страны. Западенцы побежали на Запад, исламисты в Турцию. А теперь когда этих людей всех скопом вспоминаю как героев Узбекистана становится смешно. Как условные "бандеровцы", петлюровцы уничтожали унтерменшей на Западе, так и джадисты часть которых переродилось в басмачество начали тут права качать и полянку зачищать. Сейчас этого не помнят, но почему Бишкек современный был назван в честь Фрунзе? Потому что он жестко прекратил все зверства и хаос что царил тут. Узбекские националисты сегодня считают их героев, но эти герои, как и бандеровцы, вырезали местное население за любое не согласие с ними и за подозрение в сотрудничестве с новой советской властью. На этом их история и заканчивается. А не взяли все хорошее, выкинули не удобное, впихнули Узбекистан, которого даже в проектах не было, и создали эту фикцию. Музей так музей, но будем говорить все честно и полностью.
А если вам на ум приходит самый передовой и действительно настоящий просветитель и великий культурный деятель того периода, Хамза, имя которого вычеркнули отовсюду, воплощающий идеи джадизма (в современных илюзиях), то нет он как раз таки не имеет отношения к этому течению. Поэтому не обманывайтесь, джадизм это не про все хорошее.