Да здравствует сум! Национальной валюте 26 лет - дорога длиною в четыре нуля
Экономика

Да здравствует сум! Национальной валюте 26 лет - дорога длиною в четыре нуля

16094

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат экономических наук, эксперт Фархад Курбанбаев в своей авторской статье рассуждает о причинах инфляции в Узбекистане и обесценивании сума, а также приводит ряд вполне конкретных предложений по изменению сложившейся ситуации.

– 1 июля – знаменательная дата в экономической истории нашей страны – 26 лет назад была введена национальная валюта - наш родной сум.

Печально и символично, что с этой даты текущего года Центральный банк, все эти годы боровшийся с инфляцией с результатом с точностью наоборот, вывел из обращения купюры с номиналом 200 и даже 500 сумов.

А ведь изначально самой крупной купюрой была 100 сумовая – ее уже нет, есть 100 сумовые монеты, за которые не дадут и пол пачки спичек...

Сум начал свое плавание на валютном рынке с курса 7 сумов за 1 доллар. Сейчас официально 1 доллар стоит около 10207 сумов – обесценение почти в 1500 раз.

26 лет назад:

– проезд в автобусе стоил 20 тийин, в метро – 15 тийин. Сейчас 1400 сумов. Разница соответственно – в 7000 и более 9300 раз!

– минимальный размер зарплаты был 100 сумов. Сейчас базовая расчетная величина составляет 223 тысячи сумов, в минимальный размер заработной платы - 679330 сумов разница, соответственно в 2230 раз и почти в 6800 раз;

– на базаре за 1 сум можно было купить 3 кг помидоров. Сейчас за столько помидоров надо заплатить не менее 15000 сумов.

Вот такая вот инфляция.

Полезная и вредная инфляция

Экономическая наука утверждает, а экономическая история и практика подтверждают, что инфляция зло, но не всегда. Для активно реформируемой экономики в том случае, если инфляционные деньги используются на структурную перестройку путем эффективных инвестиций и на социальные меры – благо.

Известно, что 90 лет назад теория регулируемой инфляции Кейнса помогла выйти экономике США из великой депрессии. Инфляция для реформируемой экономики – больной спасительный укол. Его должен сделать квалифицированный врач.

Очевидно, что наши высшие экономические органы - Минэкономики, Минфин и Центральный банк не смогли сыграть роль такого квалифицированного врача.

И за последние 3 года, когда под руководством нового президента нашей страны Шавката Мирзиёева началось глубокое реформирование экономики, эти органы остались на старых дореформенных позициях относительно причин, последствий и способов обуздания инфляции.

Если инфляция неизбежна и происходила во все времена с тех пор, как появились деньги, то, как добиться полезной инфляции?

Не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающий ответ на данный вопрос, считаем уместным вкратце повторить выдвинутые в предыдущих статьях предложения относительно налоговых и денежно-кредитных вопросов, оказывающих решающее влияние на экономическое развитие и тем самым определяющих характер и последствия инфляционных процессов.

Что сделано

За исходную точку реформ последних лет можно принять 5 сентября 2017 года – с этого дня в соответствии с Указом Президента введена свободная конвертация. При ее введении было ясно, что ожидаемый эффект от этой кардинальной долгожданной меры может быть достигнут только в том случае, если следом будет налоговая реформа.

Не случайно в официальном комментарии к Указу Президента от 2 сентября 2017 г. № 5177 "О первоочередных мерах по либерализации валютной политики" отмечалось: "Реформирование валютной политики рассматривается в качестве необходимого первого шага по реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, и успешность реформ во многом определяется эффективностью координации действий в денежно-кредитной, налогово-бюджетной и других сегментах экономической политики".

Однако, такая координация не была обеспечена. Налоговая реформа запоздала почти на полтора года – началась в 2019 году и то с серьезными ошибками.

Наши реформаторы во главе с Минфином хотели одной только свободной конвертацией + снижением налогов на труд (и то без установления необлагаемого минимума) обеспечить благоприятный бизнес-климат в стране. Не получилось.

А получилось так, что с переводом всех бизнес-субъектов на 20%-ный НДС (7%-ный упрощенный НДС без зачета входящего налога был менее выгодным, чем 20%-ный общеустановленный), в условиях практической недоступности банковских кредитов для реального сектора из-за высокой ключевой ставки бизнес климат, мягко говоря, улучшился недостаточно, особенно в части малого предпринимательства.

Президенту страны пришлось лично вмешаться в конкретику налогового механизма и дать жесткое указание – снизить ставку НДС до 15 % с 1 октября прошлого года.

На совещании по вопросам ускорения реформ в приоритетных направлениях, определения и обеспечения реализации целевых параметров на 2020 год, проведенном Президентом Республики Узбекистан 2 декабря 2019 г. отмечено, что осуществляемые реформы не до конца воплощаются в реальной жизни, указаны допускаемые в различных сферах недостатки, в том числе и в сферах финансов, налогов.

На совещании 12 декабря 2019 года, посвященном ожидаемым итогам года, задачам по обеспечению социально-экономического развития в 2020 году отдельное внимание уделено факторам, возникающим под воздействием различных экономических коллизий в мире, в связи с чем глава государства отметил, что следующий год будет сложным и полным испытаний.

К ожидаемым сложностям и испытаниям прибавились проблемы, порожденные пандемией коронавируса.

Что делать

В нынешних сложных условиях Президентом нашей страны на совещаниях 9 июня и 8 июля текущего года определены 8 приоритетных направлений обеспечения стабильности экономики, отмечено, что единственным путем выхода из пандемии с сильной экономикой является создание благоприятной среды для малого бизнеса и предпринимательства. При этом оптимизация доходов и расходов бюджета, обеспечение дополнительных доходов за счет возобновления деятельности предприятий и совершенствования налогового администрирования рассматривается в качестве необходимого условия экономической и финансовой стабильности государства.

На наш взгляд, для решения задач, поставленных руководителем государства, необходимо внести коррективы в ход реформ в налоговой и денежно-кредитной сферах. В частности, целесообразны следующие меры.

1. Установить необлагаемый подоходным налогом минимум, приближенный к стоимости минимальной потребительской корзины.

Данная мера должна была стать исходной точкой налоговой реформы, необходимым условием реализации созидательного потенциала трудовых ресурсов, важным фактором улучшения делового климата и обеспечения на этой основе ускоренного роста экономики страны. Но, к сожалению, до применения в качестве исходной меры этого механизма, который логически напрашивается и применяется в развитых странах, с коих мы хотим взять пример, пока не догадались.

И это несмотря на конкретную задачу, поставленную Президентом в его послании Олий Мажлису еще в декабре 2017 года:

"На основе передового зарубежного опыта нам нужно закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия "потребительская корзина", необходимого для выявления уровня доходов, достаточного для достойной жизни населения".    

Данная задача, хотя она и была включена в государственную программу 2018 года, до сих пор не выполнена. И спустя 2,5 года на совещании 3 июня т.г. руководитель страны вновь поднял данный вопрос и поставил задачу разработать нормативно-правовую базу для прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины к 1 октября текущего года.

2. Восстановить прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц.

В подавляющем большинстве стран применяется прогрессивная ставка налога на зарплату. В тех немногих странах, где действует плоская шкала (Казахстан, Россия) вопрос перехода на прогрессивную шкалу или сохранения плоской широко дискутируется, даже строятся планы по переходу на прогрессивную шкалу.

В качестве варианта можно рассмотреть следующую шкалу: до 800 тыс. сум – 0 %; от 800 тыс. до 2 млн сум – 7,5%; от 2 млн до 4 млн сум – 15%; свыше 4 млн сум – 25%.

Расчеты показывают преимущества данной шкалы по сравнению как со старой (до 2019 года), так с ныне действующей 12%-ной плоской шкалой без необлагаемого минимума. Так, при доходе в 4 млн сумов общая ставка по предлагаемой шкале составляет 9,75% - меньше, чем при действующей.

Если учесть, что по официально опубликованным данным Минфина в феврале 2020 года 40% официально работающих имели доходы менее 1 млн. сумов, а 90% - менее 4 млн. сумов, то становится еще более очевидным целесообразность введения предлагаемой прогрессивной шкалы.

Для сравнения: максимальная ставка подоходного налога составляет в Германиии 45, Японии 50, США 39,6, Китае 45, Индии 31,5, Австралии 47, Иране 35 процентов и т.д. (данные из Интернет).

3. Снизить ставку НДС до 5-7%.

Дело в том, что НДС – косвенный налог, взимаемый вне зависимости от уровня доходности бизнеса. Если, например, начинающий перспективный предприниматель обеспечил N-ное число людей работой, произвел нужную для общества продукцию, но пока не получил прибыль (что часто бывает в начале деятельности), то он не платит налог на прибыль, но на НДС он все равно залетает! 15%-ный НДС изымает у него 13% добавленной стоимости даже при отсутствии прибыли от бизнеса.

4. Повысить ставку налога на прибыль до 25-30%.

Налог на прибыль – прямой налог, он платится только при наличии дохода и в зависимости от уровня доходности и не ставит начинающий бизнес в трудное финансовое положение при низкой прибыльности, давая возможность сохранять рабочие места, выплачивая зарплату, что имеет неоценимое социально-экономическое значение.

НДС и налог на прибыль взаимосвязаны. Целесообразность снижения ставки НДС в несколько раз обусловливает необходимость соответствующего восстановления значения налога на прибыль как одного из основных видов налогов. Не случайно снижение НДС с 20 до 15 процентов с 1 октября 2019 года сопровождалось увеличением ставки налога на прибыль с 12 до 15 процентов.

5. Уменьшить штрафы и смягчить санкции за налоговые правонарушения.

6. Восстановить практику периодической документальной налоговой проверки предприятий с ориентацией на содействие налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств и объявлением моратория на санкции за налоговые правонарушения.

Таким образом, предлагается заменить действующий мораторий на налоговый аудит мораторием на применение санкций за налоговые правонарушения с одновременным введением обязательной документальной проверки.    

В течение 2-3 лет во всех хозяйствующих субъектах должны быть проведены документальные проверки (налоговый аудит) без применения санкций за налоговые правонарушения.              

В этом случае налоговые проверки в большей степени станут для предприятий своего рода бесплатным консалтингом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, повышению налоговой культуры как в бизнес-среде, так и в обществе в целом.                                                                                                                 

При этом, мораторий на применение санкций не должен касаться общественно опасных видов нарушений – типа подпольное производство алкогольной продукции, производство и торговля запрещенными товарами, производство продукции, наносящей вред здоровью и имеющей другие общественно опасные негативные последстия.

7. Оптимизировать организацию деятельности налоговых органов, имея в виду приостановление оттока из этих органов высококвалифицированных, опытных работников, создание условия для привлечения в их ряды новых высококвалифицированных специалистов путем повышения их заработной платы в 2-3 раза.

Очень важно сохранить налоговую службу как государственный контролирующий орган, не превращая его в сервисную службу, не делая ее крайним при оценке имеющихся проблем и недостатков. Вызывают тревогу все чаще звучащие лозунги типа "Налоговый орган – бизнес-партнер предпринимателя" (Солиқ идоралари – тадбиркор бизнес-ҳамкори). Это противоречит законодательству. Так, согласно статье 3 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" предпринимательство - инициативная деятельность, направленная на получение дохода (прибыли).

Для реализации на практике норм налогового законодательства очень важным также является преодоление одностороннего представления о том, что налоговая служба является главным, чуть ли не единственным ответственным органом за сбор налогов и пополнение бюджета.

Проблемы с выполнением показателей прогноза доходной части бюджета могут быть обусловлены также (1) общим состоянием экономики, за что несут ответственность все высшие экономические органы страны, (2) неоптимальной системой налогов, за что главную ответственность несет основной разработчик налоговой политики страны – Министерство финансов, (3) неэффективной производственной деятельностью и неблагополучным финансовым состоянием крупных налогоплательщиков страны.

Что касается налоговых органов, то в перечне их задач в соответствии с Законом "О государственной налоговой службе" первой значится задача: "реализация государственной налоговой политики и обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов" (статья 10).

Таким образом, пополнение бюджета не самоцель, а лишь следствие выполнения налоговыми органами своих функций по контролю за исполнением налогового законодательства.

8. Снизить ключевую ставку Центрального банка до 5-6%.

При действующей 15%-ной ключевой ставке кредиты для реальной экономики могут выдаваться под 20-25% и выше. Это непомерная нагрузка для реального сектора.

Раньше, чтобы поддержать экономику при такой высокой ключевой ставке действовала практика выдачи льготных и беспроцентных кредитов по решениям Правительства. В последние годы эта практика заменена практикой возмещения части процентных расходов за счет централизованных фондов, что также не может быть эффективным, так как фактически сохраняет многолетнюю практику предоставления индивидуальных льгот.

Очевидно, что рыночные романтики – нынешние руководители и ответственные работники наших экономических ведомств – молодые и не очень молодые, англоговорящие, обучавшиеся в лучших зарубежных университетах, - сами не способны проводить экономические реформы в конкретных условиях Узбекистана.

Целесообразно было бы прислушаться к мнению отечественных специалистов, активно выступающих со своими предложениями в СМИ и в социальных сетях – экспертов, имеющих (1) научный потенциал, (2) опыт работы в государственных органах, (3) опыт в бизнесе, (4) не понаслышке знающих зарубежную экономику, (5) и которые при переходе на английский за словом в карман не лезут и также не нуждаются в переводчиках…

Думается, что такая усиленная команда будет способна выполнить задачи, поставленные Президентом нашей страны и приостановить тенденцию обрастания национальной валюты бесполезными нулями - она станет не только законным, но и реальным платежным средством.

Да здравствует сум!

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+