Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев в своей колонке для Podrobno.uz рассуждает почему в стране так и не удалось создать оптимальную налоговую систему, несмотря на ряд проведенных реформ.
– Указом президента от 27 июня "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот" принято очень важное и необходимое для эффективного использования такого инструмента, как НДС, решение создать полноценную цепочку по налогу на добавленную стоимость для обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов.
Наряду с созданием полноценной цепочки НДС важное значение для оптимизации налоговой системы имеет пересмотр ставок НДС в сторону снижения. По моему мнению, реформируемая и находящаяся в переходном состоянии экономика Узбекистана не сможет выдержать 20%-ный НДС.
Поэтому следующим шагом в реформировании НДС должно быть снижение его ставки. И даже не до 12%, как было предусмотрено в первоначальном варианте концепции налоговой реформы в марте 2018 года, а до 5-7%.
Как уже неоднократно приходилось писать, оптимальный уровень НДС (и других налогов тоже) можно определить на основе взаимосвязанного детального анализа макрофинансовых балансов:
– доходов и расходов бюджета;
– баланса доходов и расходов населения;
– исполнения сводного кассового плана коммерческих банков (оценка масштабов банковского и внебанковского оборота наличных денег);
– торгового и платежного балансов и т.д.
К сожалению, создается впечатление, что таким анализом никто не занимается. В результате оптимальная налоговая система для достижения качественного скачка в развитии легального, созидательного, социально ответственного, цивилизованного предпринимательства так и не создана.
Важно понимать, что НДС – косвенный налог, уплачиваемый вне зависимости от уровня доходности бизнеса. Он обеспечивает, как объявлено, треть бюджета, а после устранения разрывов в его цепочке его доля при прочих равных условиях еще больше возрастет, т.е. налоговая нагрузка на экономику в целом увеличится.
Вывод: нужно снизить ставку НДС в несколько раз, восстановить значение налога на прибыль как одного из основных видов налогов (увеличение его ставки в 2-3 раза при невысоком НДС не страшно, так как это прямой налог – платится только при наличии дохода и в зависимости от уровня доходности бизнеса), отказаться от упрощенного НДС.
Также необходимо отказаться от налогов с выручки (потому что выручка – это еще не доход, а большей частью и иногда целиком покрывает лишь расходы), ввести необлагаемый минимум подоходного налога, приближенный к стоимости минимальной потребительской корзины, восстановить прогрессивный подоходный налог (в условиях введения необлагаемого прожиточного минимума это не страшно)...
Касательно налоговой реформы, думается, также актуален сюжет басни "Ларчик": "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться".
На мой взгляд, "за дело просто взяться" в налоговой реформе означает введение необлагаемого подоходным налогом минимума, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины.
"Колесо" налогов изобретать не надо, оно уже давно применяется в мире – это необлагаемый прожиточный минимум. К сожалению, до применения в качестве исходной меры этого механизма, который логически напрашивается и применяется в развитых странах, с коих мы хотим взять пример, пока не догадались.
И это несмотря на конкретную задачу, поставленную президентом нашей страны в его послании Олий Мажлису еще в декабре 2017 года:
"На основе передового зарубежного опыта нам нужно закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия "потребительская корзина", необходимого для выявления уровня доходов, достаточного для достойной жизни населения".
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

А морда лица не треснет 36% ставка налога на прибыль? Если уж вы берёте пример с Запада, то там ставка налога на прибыль зависит от размера прибыли и прибыль облагается по шкале как раньше у нас считали подоходный.