Загрузка
Загрузка
Предложения Антимонопольного комитета не только не отменяют монополию, но и создают новую – "Узвторцметмет"
Экономика

Предложения Антимонопольного комитета не только не отменяют монополию, но и создают новую – "Узвторцметмет"

7076
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Проект документа, подготовленный Антимонопольным комитетом, не только создаст новую монополию на рынке, но и фактически уничтожит эффективно действующую сегодня систему сбора отходов, что негативно повлияет на экологию, заявили в пресс-службе "Узвторцветмета".

Напомним, что специалисты Антимонопольного комитета подготовили проект указа президента Узбекистана "Об отмене эксклюзивных прав, индивидуальных налоговых и таможенных льгот, преференций, предоставленных отдельным хозяйствующим субъектам, негативно влияющих на конкурентную среду". Документ, помимо прочего, предусматривает лишение права "Узвторцветмета" на заготовку цветных металлов.

При этом интересно, что согласно пункту 4 проекта предусмотрено "создание независимого предприятия по закупке лома и отходов черных и цветных металлов". Таким образом, монополия на закупку лома и отходов черных и цветных металлов не отменяется, а лишь передается некому "независимому" предприятию.

Отрицательные последствия

"Узвторцветмет" с привлечением экспертов провел собственное изучение процесса реформирования металлургической промышленности и демонополизации оборота лома и отходов цветных металлов в странах СНГ. Здесь в качестве примера можно привести крайне отрицательный опыт, который получила Российская Федерация. В частности, в РФ из-за разрушения системы заготовки уровень собираемости лома в 2016 году составил 30 миллионов тонн против 60 миллионов тонн в 1990 году. Потери для ВВП составили около 45 миллиардов долларов за 15 лет.

Как удалось выяснить экспертам, решения, которые предлагает Антимонопольный комитет, приведут к таким же серьезным негативным последствиям на отечественном рынке.

Так, например, отмена монополии позволит недобросовестным производителям вовлечь радиоактивный лом в производство готовой продукции – окон, профилей, дверей, фитингов, смесителей и аккумуляторов. Это произойдет из-за большой стоимости оборудования, выявляющего радиоактивность, а также низкой квалификации работников малых предприятий.

То же самое касается ухудшения качества производимой продукции. Простой пример – для определения химического состава лома необходима аналитическая лаборатория, которая не по карману кустарным производствам, ведь средняя стоимость такого оборудования превышает один миллион долларов.

Кроме того, предлагаемые изменения станут причиной искусственного завышения стоимости лома и отходов цветных металлов (ЛОЦМ), а в последующем и готовой продукции из-за возможного ценового сговора предприятий-заготовителей и ограниченности легко извлекаемого цветного металлолома. Сейчас это невозможно из-за контроля цен со стороны государства и "Узвторцветмета".

Еще один важный фактор – сокращение системы обеспечения металлургического производства качественным вторичным сырьем, в результате чего огромный потенциал вторичных ресурсов, особенно капиталоемкого ЛОЦМ, окажется незадействованным в металлургии.

Также это приведет к резкому увеличению случаев хищения цветных металлов из государственного резерва, росту контрабанды в сопредельные страны, проявлению коррупционных схем на государственных предприятиях.

Наконец, предлагаемые решения будут способствовать обострению социальной обстановки вследствие увольнения свыше 700 квалифицированных специалистов стратегического государственного предприятия "Узвторцветмет", большая часть которых имеет семьи.

Не стоит забывать и о полном разрушении системы централизованного регулирования отрасли обращения с отходами цветных металлов, росте теневой экономики, что в целом в последствии приведет к угрозе экономической безопасности страны.

При этом одним из важнейших последствий, которое ждет отрасль в ближайшее время после принятия предлагаемого документа, – несоблюдение норм экологического законодательства и санитарных требований. Создание производств по переработке лома цветных металлов не является предметом деятельности субъектов частного и малого предпринимательства. Республика может наступить на те же грабли, что, например, было в ряде стран, где экологическая обстановка серьезно ухудшилась из-за производств, которые были больше озадачены получением сверхприбылей, а не заботой об окружающей среде.

Практика показывает, что наиболее рациональное решение в этом плане – сочетание рыночных и государственных механизмов, например, государственно-частное партнерство. Этот выбор является более убедительным для естественных монополий и предприятий, которые оказывают услуги населению.

Будущие проблемы

Антимонопольный комитет, предлагая свои нововведения, должен учесть и ряд факторов, которые приведут к серьезным потерям государственного бюджета, а также ухудшению финансового положения "Узвторцветмета".

В случае отмены монополии на заготовку лома и отходов цветных металлов следует ожидать снижения выплаты дивидендов в государственный бюджет в среднем на 7 миллиардов сумов ежегодно. При этом по итогам 2020 года ожидается выплата в бюджет дивидендов на уровне 9 миллиардов сумов.

Кроме того, бюджет недополучит значительные объемы отчислений в виде налогов и других платежей. В частности, в 2019 году вклад предприятия в госбюджет составил 50 миллиардов сумов, и эта сумма ежегодно растет на 10-15 процентов.

Очевидно, что новые меры отрицательно скажутся и на экспорте продукции. В 2019 году за рубеж было отправлено продукции на 20 миллионов долларов, в 2020 году планируется отгрузить на 26 миллионов долларов, а к 2025 году экспорт превысит 40 миллионов долларов.

Еще один важный момент – под угрозой находится реализация проекта по созданию единственного в Центральной Азии производства гелевых аккумуляторов мощностью 100 тысяч штук в год на первом этапе. Здесь планируется трудоустроить 100 человек, большая часть из них молодежь, о создании рабочих мест для которой постоянно говорит президент Узбекистана.

Отказ от проекта приведет к недополучению минимум 3 миллионов долларов валютной выручки в год. При этом в страну ежегодно будут импортироваться индустриальные гелевые аккумуляторы на 8 миллионов долларов, а импорт со стороны автомобильной и строительной индустрии вырастет еще на 10 миллионов долларов.

Не стоит забывать и о серьезном сокращении всей инвестиционной программы предприятия, что поставит под вопрос создание новых рабочих мест и увеличение зарплаты сотрудников.

Ставка на успешное развитие

В настоящее время руководство "Узвторцветмета", комбинируя рыночный подход и государственный ресурс, успешно реализует программу развития заготовительной и производственной деятельности.

В регионах республики действуют 61 стационарный и 54 мобильных пунктов приема лома и отходов цветных металлов у населения. Также ведутся работы по открытию до конца года дополнительных пунктов приема по всей стране. Важный момент – уже сегодня установлены рыночные цены на ЛОЦМ, стимулирующие население к сдаче лома.

При этом для стратегически значимых предприятий Узбекистана "Узвторцветмет" отгружает продукцию ниже рыночных цен, создавая таким образом условия для повышения их конкурентоспособности.

Путем организации семинаров на местах, через различные СМИ среди населения проводятся профилактические работы по разъяснению порядка оборота лома и отходов цветных металлов, а также мер ответственности за их хищение, нелегальную заготовку и контрабандный вывоз за пределы республики.

Кроме того, по инициативе руководства "Узвторцветмета" в "дорожную карту", утвержденную постановлением президента Узбекистана, был включен пункт по усилению взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предотвращению незаконной заготовки, приобретения, использования и сбыта цветных металлов, их лома и отходов.

В рамках данной "дорожной карты" был также разработан и утвержден "Совместный план действий по усилению взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предотвращению незаконной заготовки, приобретения, использования и сбыта цветных металлов, их лома и отходов".

Что в итоге

На основании отрицательного опыта реформ металлургической промышленности в России и других странах СНГ "Узвторцветмет" подчеркивает, что предложения Антимонопольного комитета сведут на нет все усилия, которые были направлены в последние годы на развитие отрасли. Это фактически станет отправной точкой в уничтожении уникального квалифицированного коллектива из более чем 700 специалистов, который формировался годами, и самого предприятия, где государство владеет 50,5 процента в уставном фонде.

Исходя из этого считаем целесообразным исключить из обсуждения с сайта regulation.gov.uz проект (ID-19463) указа президента "Об отмене эксклюзивных прав, индивидуальных налоговых и таможенных льгот, преференций, предоставленных отдельным хозяйствующим субъектам, негативно влияющих на конкурентную среду".

Пресс-служба АО "Узвторцветмет"

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+