Узбекистан может стать одним из лидеров в производстве электромобилей и заправок для них. В стране большие запасы меди
Экономика

Узбекистан может стать одним из лидеров в производстве электромобилей и заправок для них. В стране большие запасы меди

9071

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан может стать одним из лидеров в производстве электромобилей и заправок для них. В стране большие запасы меди, которые сегодня просто вывозятся за рубеж в качестве сырья, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на данные Минэкономразвития.

Ситуация на рынке

В Узбекистане создаётся кластер медной промышленности. За последние 5 лет объем производства меди в стране увеличился почти в 1,5 раза и в 2020 году достиг 148 тысяч тонн. Но работа по производству продукции с высокой добавленной стоимостью недостаточна в республике. В частности, около 60 процентов меди экспортируется в виде сырья.

Основным рынком внешнего сбыта АГМК на сегодня является Турция, куда поставляется от 60 до 70 процентов товара. Затем идут Китай, страны СНГ, Восточной Европы. Кроме этого, налаживается экспорт медной продукции в Катар, Австралию, Индонезию, Польшу, готовятся к поставкам в ОАЭ, идет изучение рынков Северной Америки.

АГМК является флагманом цветной металлургии всего СНГ, занимает третье место с годовым объемом производства меди в 148 тысяч тонн (в России – 973 тысячи, в Казахстане – 500 тысяч).

По оценкам международных экспертов, ожидается, что к 2030 году мировой спрос на медь вырастет на 40 процентов в силу роста производства электромобилей, электротехники и освоения возобновляемых источников энергии. При этом АГМК делает акцент не просто на увеличение экспорта медной продукции, а на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

Медный потенциал

Медь, являясь невосстанавливаемым природным ископаемым уже в ближайшие десятилетия сможет превратиться в один из дефицитных материалов. По своей распространенности в земной каре медь стоит на 25-м месте.

По состоянию на сегодняшнее время достоверные извлекаемые запасы меди, то есть запасы, разработка которых возможна при современном уровне развития техники и технологии и с учетом экономической рентабельности добычи, составляют всего 340 млн. тонн. При отсутствии прироста запасов и улучшения технологии добычи и производства меди, извлекаемых запасов хватит лишь до 2040 года.

По данным Международной медной ассоциации (ICA), больше всего меди используется в строительстве зданий – 28% и инфраструктуре – 28%, в тяжелом машиностроении – 11%, в транспорте – 12%. Однако наступает переломный момент, когда автомобилестроение начинает резко расширять использование меди.

К 2030 году потребление меди для производства пассажирских электромобилей увеличится в 3 раза по сравнению с сегодняшним уровнем. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году в мире будет 145 млн электромобилей, включая грузовые и автобусы.

Электромобили содержат примерно в четыре раза больше меди, чем обычные автомобили. Она используется в батареях, обмотках и медных роторах электродвигателей, электропроводке, шинах и в зарядной инфраструктуре. Количество используемой меди возрастает с увеличением размера транспортного средства: полностью электрический автобус имеет в себе в 11-16 раз больше меди, чем пассажирский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Рынок электромобилей в конечном итоге будет представлять свыше 3 млн тонн меди. В электромобиле медь используется повсюду из-за ее высокой электропроводности, долговечности и пластичности. Но еще больше ее используется в зарядных станциях и в поддерживающей электросетевой инфраструктуре. Медь также играет важную роль в развитии ветровой энергетики и в солнечных тепловых станциях. Для повсеместного внедрения чистых видов энергии также потребуется медь.


В будущем медь станет королем в мире быстрых электрозаправок. С помощью станций быстрой подзарядки, электромобиль можно будет "электрозаправить" на 80% от полной зарядки всего за 20 минут. Но эти устройства смогут быть максимально электрически эффективными только при помощи меди.

Ожидается, что к 2030 году во всем мире будет развернуто более 20 млн точек зарядки электромобилей, что обусловит потребление меди для электрозаправок на 250% больше, чем в 2019 году (каждая электрозаправка – это 0,7 кг меди, а быстрая электрозаправка – это до 8 кг меди).


Что делать Узбекистану?

По оценкам международных экспертов, ожидается, что к 2030 году мировой спрос на медь вырастет на 40 процентов в силу роста производства электромобилей, электротехники и освоения возобновляемых источников энергии.

Эксперты предлагают рассмотреть вопрос по организации освоения производства электрозаправок для электромобилей на базе медного кластера АГМК совместно с Ассоциацией "Узэлтехпром" и "Узавтопром". В настоящее время на территории республики уже установлено более 25 электрозаправок, а также до конца года количества электрозаправок достигнет примерно 50 единиц.

В целях установления кооперационных связей с медным кластером необходимо проработать вопрос по организации производства электромобилей и электробусов в Узбекистане.

В настоящее время доходы от продажи меди составляют 2,5 миллиарда долларов. При увеличении производства меди до 400 тысяч тонн и реализации проектов по глубокие переработки меди в ближайшие 5 лет этот показатель, учитывая смежные отрасли, может достичь 7-8 миллиардов долларов.

Сегодня тот самый день: заходи на наш Telegram-канал. 
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+