Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан ускоренными темпами переходит к производству и поставкам готовой и полуготовой текстильной продукции. Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) оценили ситуацию с экспортом сферы за последние восемь лет, передает корреспондент Podrobno.uz.
Динамика экспорта
В период с 2016 по 2023 годы объем экспорта текстильной продукции увеличился в два раза – в прошлом году в зарубежные страны было поставлено продукции на 3,2 миллиарда долларов.
Доля экспорта текстильной продукции в общем объеме экспорта страны выросла с 13,1 % в 2016 году до 18,9 % в 2021 году. В 2022 и 2023 годах этот показатель, несмотря на рост объема экспорта отрасли, снизился до 17 % и 13 %.
Диверсификация продукции
Эксперты отмечают улучшение ситуации в направлении диверсификации товарной номенклатуры в поставках текстильной продукции. За исследованный восьмилетний период экспорт текстильной отрасли перешел от слабо диверсифицированного рынка к умеренно диверсифицированному.
Экспорт хлопкового волокна сократился с 637 миллиона долларов до 70 тысяч долларов. Доля хлопковой пряжи в поставках текстильной продукции за последние три года снизилась с 51,1 % до 37,9 %.
Эти изменения в структуре экспорта свидетельствуют о том, что текстильная отрасль ускоренными темпами переходит к производству готовой и полуготовой продукции.
В частности, в 2016–2023 годы увеличилась доля в экспорте готовой продукции – трикотажных полотен машинной или ручной вязки (с 4,1 % до 9,7 %), трикотажной одежды машинной или ручной вязки (с 12,9 % до 27,2 %) и прочей одежды (с 0,8 % до 4 %).
Диверсификация по странам
С 2016 по 2023 год наблюдается снижение уровня диверсификации экспорта по направлениям. Это связано с тем, что за период доля РФ в экспорте текстильной продукции выросла – с 29 % до 45 %.
При это в эти годы сохранялся средний уровень диверсификации по странам. В 2023 году основными рынками экспорта текстильной продукции, кроме РФ, стали Китай (13,7 %), Турция (10,4 %), Кыргызстан (7,8 %) и Иран (3,2 %).
Эксперты также отмечают, что в 2021 году Узбекистан получил статус члена системы GSP+ и за последующие три года значительно увеличил экспорт текстильной продукции в Европейский Союз. В частности, в 2020 году поставки были на уровне 76,4 миллиона долларов, а в 2022 году – 178,5 миллиона долларов. Однако в 2023 году объем экспорта в европейские страны снизился на 14 % и составил 152,8 миллиона долларов.
По мнению аналитиков, в будущем необходимо совершенствовать производство продукции, пользующейся высоким спросом в ЕС, и повышать экспортный потенциал. Это позволит повысить диверсификацию направлений экспорта Узбекистана и расширить возможности для освоения новых рынков.

Комментарии отсутствуют