Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Планы властей Узбекистана ограничить массовый импорт легковых автомобилей на имя физических лиц вызывают жаркие споры на рынке. Известный блогер и автодилер Гейдар Алиев, более известный как Gonzo прокомментировал инициативу, объяснив, какими факторами она обусловлена и какие последствия ждут как покупателей, так и дилеров рынка.
Напомним, согласно указу президента от 10 декабря, направленному на сокращение теневой экономики, власти готовят ряд мер по повышению прозрачности в сфере импорта и таможенного контроля. Одной из таких мер является ограничение схем массового ввоза автомобилей на частных лиц.
В беседе с корреспондентом Podrobno.uz Гейдар Алиев отметил, что разговоры о подобных ограничениях велись еще летом 2025 года. На сайте Минюста опубликован закон, уточняющий правила работы таможенных складов. Согласно документу, Кабинет Министров теперь имеет право определять случаи и виды товаров, которые нельзя передавать другим лицам, если они находятся под таможенным контролем.
Этот новый регуляторный механизм направлен против распространенной схемы "серого" импорта. Тем не менее, пока нет точного решения о том, будут ли ввозимые автомобили включены в перечень товаров, которые нельзя передавать другим лицам.
"Сегодня человек может оформить на себя хоть 100 машин и затем переоформить их на других людей за копейки. Если этот вопрос урегулируют, то завоз станет возможен только в пределах одной машины в год. Я считаю это правильным подходом, так как во многих странах это работает по принципу: одна машина для личных нужд", — отметил Gonzo.
Почему рынок нуждался в упорядочении
По мнению Алиева, текущая схема позволяла заполнять рынок "случайными" продавцами, работающими по теневым правилам, которые не платят налоги и не несут никакой ответственности перед покупателем за качество и юридическую чистоту сделки.
"Вчера он картошку продавал, сегодня продает машины. Условно он завозит партию за 20 тысяч долларов, не может продать и уходит в минус. В итоге не зарабатывает ни он, ни официальные дилеры", — сказал блогер.
По словам блогера, дилеры вынуждены конкурировать с нелегальными поставщиками, которые не несут полных операционных расходов: они не тратятся на сертификацию, гарантийное обслуживание, уплату всех налогов и содержание официальной инфраструктуры. В результате для официальных импортеров такой бизнес становится просто нерентабельным.
Риск роста цен и сужение выбора
Алиев предупреждает, что, если ограничения будут ужесточены, а возможность многократного переоформления на одного человека полностью закроют, это может привести к двум ощутимым последствиям для потребителя.
Во-первых, сокращение предложения на рынке, по законам экономики, неминуемо вызовет рост стоимости автомобилей.
"Это рынок. Станет меньше предложений, и цены полезут вверх. Некоторые продавцы сразу поднимут стоимость, если увидят спрос", — объяснил Gonzo, подчеркнув, что государству важно учесть этот фактор при разработке новых правил.
Во-вторых, покупатели могут столкнуться с существенным сокращением ассортимента, особенно в сегменте редких брендов. Ограничения затронут тех, кто желает приобрести автомобиль, который отсутствует в официальной линейке дилеров Узбекистана.
"Допустим, я хочу Lexus IS 500, а дилера Lexus в Узбекистане нет. Хочу Maserati, его у нас тоже нет. Почему я должен ездить только на том, что есть у крупных продавцов? Это уже ущемление прав потребителя", — заявил он.
Gonzo заключил, что хотя ограничение выглядит логичным и давно назревшим шагом для упорядочения теневого рынка, для потребителей последствия все же будут ощутимыми: выбор сократится, отдельные бренды исчезнут с рынка, а цены, вероятнее всего, вырастут.

Комментарии отсутствуют