Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) опросили 100 тысяч работающих узбекистанцев, задав им простой вопрос – готовы ли они добираться на работу на велосипеде. Интересно, что 74% опрошенных заявили о готовности отказаться от личных авто и общественного транспорта и пересесть на велосипеды при создании необходимой инфраструктуры, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
По итогам опроса было выявлено, что жители страны ездят на работу посредством:
-
автомобиля – 51%
-
общественного транспорта – 26%
-
пешком – 16%
-
велосипеда – 7%
На вопрос наличия желания перехода на велосипедный транспорт при наличии удобной инфраструктуры 74% опрошенных ответили "да", а 26% – "нет", назвав различные причины отказа:
-
расстояние – 12%
-
смущение – 4%
-
дискомфорт – 4%
-
проблемы со здоровьем – 2%
-
другие причины – 4%
Езда на велосипеде имеет множество преимуществ:
-
Выгода для здоровья. У людей, которые ездят на работу на велосипеде, риск развития рака снижается на 45%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний – на 46%
-
Экологическая выгода. Имплементация подхода голландцев, которые проезжают на велосипеде в среднем по 2,6 км в день, во всем мире, позволила бы сократить ежегодные выбросы СО2 в атмосферу на 686 миллиона тонн.
-
Экономическая выгода. Увеличение доли велосипедных поездок до 6% за счет замены автомобильных поездок позволит ежегодно получать около 1,2 миллиарда долларов глобальных выгод за счет смягчения последствий изменения климата.
Существуют несколько препятствий для езды на велосипеде, которые можно разделить на 3 основные группы:
-
Восприятие и осведомленность о велосипедах является одним из самых основных препятствий на пути к достижению более высокой доли велосипедов. В частности, стереотипы такие как "велосипед для бедняков кто не может позволить себе автомобиль" или "не подходит для женщин по причине менталитета"
-
Неразвитая инфраструктура создает преграды для использования велосипедов, что может отпугивать людей от этого экологически чистого и здорового вида транспорта
-
Градостроительная политика по созданию города, дружелюбного к велосипедистам, может реализоваться не в полной мере. Также важна поддержка со стороны работодателей, в частности, создание душевых и мест для переодевания на работе.
Осознав широкие преимущества велосипедного транспорта, правительства различных стран устанавливают целевые показатели развития велосипедного движения:
-
Англия поставила себе цель удвоить количество велосипедных поездок к 2025 году по сравнению с 2013 годом.
-
В 2021 году был принят европейский план велосипедизации, который нацелен значительно увеличить количество велосипедистов в регионе к 2030 году.
-
Франция в 2018 году взяла на себя обязательство утроить велосипедизацию к 2024 году.
Текущее состояние в Узбекистане
В Узбекистане все большее число людей начинает пользоваться велосипедом. При этом имеется ряд инфраструктурных недостатков, препятствующих переходу людей на велосипедный транспорт:
-
Очень часто велосипедисты встречаются с преградами в виде бетонных клумб, торговых прилавков, припаркованных машин и водостоков
-
Также препятствием на пути велосипедистов становятся пешеходы
-
Вдоль ряда улиц ширина велодорожек составляет 1 метр, что меньше по сравнению с мировыми стандартами
-
Велодорожки не соединяются между собой в единую сеть, и велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части.
В 2022 году в Узбекистане было официально зарегистрировано 9902 ДТП из которых 1136 (11,5%) приходится на велосипеды. При этом в 342 (3,5%) случаях причиной является отсутствия велодорожек.
-
Для того, чтобы велосипед стал более распространенным и массовым видом транспорта необходимо:
-
создать безопасную и удобную инфраструктуру для него, включая парковки и ремонтные станции.
-
пропаганда велосипедов как повседневного средства передвижения, может увеличить популярность их использования
-
развитие системы проката велосипедов (велошеринг) в городах и туристических районах
Это называется, врать с помощью статистики
Хорошо пусть тогда вместо машин велосипеды выпускают
Еще бы нормальное резиновое покрытие было бы на велодорожках, а то покрывают в «толщину» листа бумаги. В Таш. Области была, кошмар, а не «Саломатлик йулакчаси», про тротуары вообще молчу.