Что происходит с внедрением МСФО в Узбекистане?
Общество

Что происходит с внедрением МСФО в Узбекистане?

4490

Прошло уже больше года с даты выхода постановления Президента РУз № ПП-4611 от 24.02.2020 года «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (далее – ПП-4611), в котором, напомним, было установлено, что акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам с 1 января 2021 года организуют ведение бухгалтерского учета и начиная с итогов 2021 года составляют финансовую отчетность на основе МСФО, за исключением юридических лиц, для которых законодательством предусмотрен более ранний срок перехода на МСФО.

В наших многочисленных статьях и публикациях после выхода ПП-4611, начиная с конца февраля 2020 года, мы достаточно подробно и глубоко разбирали множество концептуальных вопросов и последствий, связанных с переходом на МСФО, в том числе для целей налогообложения. Напомним некоторые из них:

1. Дата перехода на МСФО:

     a. Часть 1: дата перехода на МСФО и описание ключевых вопросов перехода (16.06.2020 г.);

     b. Дата перехода на МСФО: что же будет?» (23.01.2021 г.);

2. Первое применение МСФО:

     a. План перехода на МСФО: практические вопросы постановки бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения на основе МСФО на предприятии (27.02.2021 г.);

     b. Часть 2: анализ ключевых вопросов перехода (18.06.2020 г.);

     c. Некоторые вопросы перехода на МСФО по ПП-4611 от 24.02.2020г. (Часть 1: Крупные налогоплательщики, применяющие МСФО впервые) (06.03.2020 г.);

     d. Некоторые вопросы перехода на МСФО по ПП-4611 от 24.02.2020г. (Часть 2: акционерные общества, уже обязанные применять МСФО по законодательству) (07.03.2020 г.);

     e. Должны ли дочерние предприятия переходить на МСФО? (09.03.2020 г.);

     f. Especially for АО… (10.10.2020 г.);

     g. Для акционерных обществ, датой перехода на МСФО должно быть 1 января 2014 года (27.02.2021 г.);

3. Налоговый учет на основе данных МСФО:

     a. Ответ ГНК по МСФО (13.02.2021 г.);

     b. Бухгалтерский учет на основе МСФО: налоговые последствия (22.02. 2021 г.);

     c. Налог на прибыль на основе данных бухгалтерского учета по МСФО: разоблачение страхов (10.02.2021 г.);

     d. Ответ ГНК по статье 306 НК РУз. Почему возник вопрос в части применения бухгалтерских данных по МСФО в соответствии со статьей 306 НК РУз? (05.04.2021 г.);

     e. Часть 3: налог на имущество и требования МСФО (20.06.2020 г.);

     f. Часть 4: налог на прибыль и требования МСФО (25.06.2020 г.);

     g. Как отразится смена учетной системы предприятия в связи с переходом на МСФО на расчете налога на имущество? (11.03.2020 г.);

     h. Разъяснение о порядке заполнения справки для исчисления авансовых платежей по налогу на имущество юридических лиц, организующих ведение бухгалтерского учета на основе МСФО (10.12.2020 г.);

     i. Изменяются действующие и вводятся новые формы налоговой отчетности. (23.10.2020 г.);

     j. Строители, готовы к переходу на МСФО? (07.10.2020 г.);

     k. Бухгалтерский и налоговый учет на основе МСФО: и как это применять? (14.02.2021 г.);

4. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета по МСФО:

     a. Нужен ли предприятию новый рабочий план счетов при переходе на бухгалтерский учет по МСФО? (20.03.2020 г.);

     b. ПО для МСФО: прощай НСБУ… (29.10.2020 г.);

     c. К вопросу о применении метода параллельного учета при переходе на МСФО (09.01.2021 г.);

     d. Метод трансформации для бухгалтерского и налогового учета по МСФО: «эффективная» многосложность (21.02.2021 г.).

Следует отметить, что все наши публикации и статьи:

  • публикуются в нашем телеграм-каналев открытом доступе и совершенно бесплатно;

  • рассматривают практические вопросы применения МСФО в Узбекистане, в том числе для целей налогообложения, в отличие от многочисленных теоретических публикаций, телеграм-каналов и учебных программ по МСФО;

  • отражают точку зрения квалифицированных по МСФО специалистов, обладающих практическим опытом применения МСФО в условиях Узбекистана.

При этом, к сожалению, следует констатировать, что несмотря на общие потребности, запросы и коллективные усилия всех участников рынка и профессионального сообщества, в том числе и компании «ElectEx», позиция регулирующих органов, отвечающих за эффективное внедрение МСФО в практику бухгалтерского и налогового учета на крупных предприятиях Узбекистана, выглядит, мягко говоря, нелогичной и отстраненной. Складывается впечатление, что внедрение МСФО по ПП-4611 для регулирующих органов:

  • не является приоритетным вопросом;

  • выполняется чисто формально, «для галочки» в дорожной карте;

  • не требует разработки и публикации срочных и важных методологических разъяснений, изменений в ведомственные нормативно-правовые акты, связанные с бухгалтерским и налоговым учетом, представлением финансовой отчетности;

  • по всем сложным практическим вопросам, связанным с переходом на МСФО, не нужно «раздувать» проблему, в скором времени все само собой как-то «рассосется».

К примеру, опубликованный для общественного обсуждения ещё 18 января 2021 года проект постановления Кабинета Министров РУз «О мерах по поддержке субъектов предпринимательства при переходе на международные стандарты финансовой отчетности», в котором при всех его недостатках и противоречиях действующему законодательству (в частности, касаемо «перечня организаций, для которых дата перехода на МСФО установлена 1 января 2021 года, а также составляющих финансовую отчетность на основе МСФО», что напрямую противоречит ПП-4611) были прописаны многие важные требования, так до сих пор и не принят.

Также до сих пор не разработаны и не выпущены информационные сообщения или другие какие-либо разъяснения, регулирующих органов, а также не приняты изменения в действующие ведомственные нормативно-правовые акты по целому ряду действительно срочных и важных практических вопросов, связанных с переходом бухгалтерского и налогового учета на МСФО, с которыми сталкиваются крупные предприятия, в частности:

1. Представление квартальной и годовой финансовой отчетности по МСФО в соответствии с:

     a. Приказом министра финансов РУз № 140 от 27 декабря 2002 г. «Об утверждении «Форм финансовой отчетности и правил по их заполнению»» (рег. № 1209 от 24.01.2003 г. Минюст РУз), который требует применения НСБУ для всех предприятий;

     b. Положением «О сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности» (Рег. № 942 от 03.07.2000 г. Минюст РУз), утвержденным министром финансов РУз 15.06. 2000 г., № 47, которое требует представления квартальной отчетности для всех предприятий;

Следует отметить, что по причине данного пробела в законодательстве акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам были вынуждены представить до 25 апреля 2021 года квартальную отчетность за 1-й квартал 2021 года по НСБУ, несмотря на требования пункта 1 ПП-4611 о ПЕРЕХОДЕ с 1 января 2021 года на МСФО.

2. Однозначное и четкое освобождение от требования ведения бухгалтерского учета по НСБУ с 1 января 2021 года для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам, в соответствии с пунктом 1 ПП-4611;

3. Методические разъяснения по отдельным вопросам перехода бухгалтерского и налогового учета с 1 января 2021 года на МСФО для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам;

4. Методические рекомендации по заполнению форм налоговой отчетности с 1 января 2021 года (по налогу на имущество и по налогу на прибыль) для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам, в связи с переходом бухгалтерского и налогового учета на МСФО.

В который раз вынуждены напомнить и подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 1 ПП-4611 и статьей 76 Налогового кодекса РУз с 1 января 2021 года для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам, учет в целях налогообложения основывается на данных бухгалтерского учета по МСФО. Это также было подтверждено в официальном ответе Государственного налогового комитета РУз № 18/2-11071 от 12.02.2021 года на запрос компании «ElectEx». Другими словами, это ЮРИДИЧЕСКИ НЕ ОТМЕНЕНО, НЕ ИЗМЕНЕНО И ДЕЙСТВУЕТ с 1 января 2021 года в полном соответствии с законодательством Республики Узбекистан. К каким последствиям для налогообложения это приводит мы неоднократно разбирали в наших публикациях, указанных в начале данной статьи.

К сожалению, вынуждены со всей профессиональной ответственностью предостеречь все заинтересованные стороны от юридических (в том числе судебных), финансовых, репутационных и прочих последствий, возникающих при попытках вольного, субъективного и не основанного на действующем законодательстве РУз толкования отдельных требований законодательства РУз, в частности ПП-4611 и Налогового кодекса РУз, в отношении вопросов применения МСФО в бухгалтерском и налоговом учете, в угоду каких-либо текущих интересов (в том числе бюджетных).

Также вынуждены предостеречь со всей профессиональной компетентностью, что любые методологические и практические попытки «отвязать» статью 76 Налогового кодекса РУз от бухгалтерского учета по МСФО для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам, и «привязать» ее к бухгалтерскому учету «по НСБУ» (а на самом деле к многолетней практике применения всего лишь отдельных положений некоторых НСБУ, о чем мы также писали), равно как и попытки «изобрести с нуля» бухгалтерский учет для налогообложения без привязки к «обычному» бухгалтерскому учету, основанному на какой-либо системе реально применяемых стандартов, приведут к непредсказуемым и тяжелым последствиям как для системы налогообложения (в том числе размыванию налогооблагаемых баз), так и для системы бухгалтерского учета акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам. Мы уже достаточно подробно упоминали, что Налоговый кодекс РУз содержит концептуальные положения, позволяющие успешно нивелировать элементы неопределенности и суждения, связанные с оценками активов и обязательств по МСФО.

Мы настоятельно призываем регулирующие органы «вынуть голову из песка» и приступить к скорейшему решению всех вопросов и проблем, упомянутых в данной статье. Время до конца 2021 года пока ещё есть. 

Татьяна НАЗАРОВА, директор компании «ElectEx», ACCA DipIFR

Андрей БАЙРАШЕВ, эксперт по МСФО и управленческому учету компании «ElectEx», АССА DipIFR, CIMA Adv Dip MA 

О компании ElectEx:

Консалтинговая компания ElectEx уже более 5 лет занимается постановкой системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО, сопровождением подготовки финансовой отчетности по МСФО, в том числе – консолидированной, а также консультированием по вопросам применения МСФО, в том числе – для налогового учета. Компания ElectEx работает в партнерстве с разработчиками программного обеспечения, профессиональными оценщиками и аудиторами. В настоящее время эксперты компании ElectEx ведут несколько проектов у крупных налогоплательщиков по переводу и автоматизации бухгалтерского и налогового учета на МСФО. 

Мы в Telegram: https://t.me/electex_ifrs

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/ElectEx/

Мы обсуждаем: https://t.me/electex_group

Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал.  



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+