Загрузка
Загрузка
Дайте УзБУМу шанс!
Общество

Дайте УзБУМу шанс!

11004
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Прошёл ровно год с тех пор, как были опубликованы первые статьи в защиту УзБУМа – уникального архитектурного комплекса туркестанской эпохи 19 века, расположенного в юго-восточной части города, в самом начале трассы Фаргона йули, где пару лет назад с размахом стартовала комплексная реконструкция, а по сути – тотальный снос бывшей заводской окраины вместе с прилегающим малоэтажным фондом.

Все предпринятые за это время попытки достучаться до соответствующих инстанций с просьбой учесть при реконструкции района наличие замечательного архитектурного ансамбля УзБУМа с его жилым городком никакого результата не возымели, пишет в своей авторской статье архитектор Равшан Салимов.

Не помогло ни коллективное письмо видных ученых и заслуженных деятелей культуры в адрес вице-премьера, министра туризма и спорта Азиза Абдухакимова, ни обращение в аппарат хокима города, ни целая серия публикаций в новостных интернет-изданиях, ни даже специально снятый видеофильм с живой картинкой архитектурного памятника. Все тщетно.

Те, кто должен был бы защищать культурное наследие столицы, его последние и чудом уцелевшие крупицы, кто больше всех говорит о необходимости делать это ради развития туризма, и те, кто должен развивать город во всём его содержательном и ценностном многообразии, предпочли отмалчиваться и не вмешиваться в ставшую щекотливой ситуацию, смысл которой до конца так и остался неясным, словно кто-то очень властный запретил всем даже заикаться на эту тему.

Иллюзий питать не приходится, когда знаешь, что среди людей, в чьих руках сейчас судьба УзБУМа, нет тех, кто может мыслить иначе, чем новостройка по китайскому или турецкому образцу с велодорожками неизвестно для каких велосипедистов. Нет тех руководителей, которые позволили бы рядом со своим мнением существовать чьему-то мнению ещё. Нет тех, кто решился бы без страха за карьеру высказаться в защиту красивой и редкой архитектуры позапрошлого века, на примере которой выросла вся наша современная архитектурная школа и ее лучшие представители, кто бы и что бы об этом ни говорил.

Так выстроена сегодня вся система архитектурно-строительного комплекса республики, в котором не осталось ни открытости, ни коллегиальности, ни какого-либо диалога с обществом в вопросах будущего города и планов его переустройства. Города, в котором мы все живем и который, как представляется, должен устраивать нас всех, а не только тех, кому выпал шанс под предлогом обновления городской среды сносить все подряд, без оглядки на действующий Генеральный план и какие-то министерства и ведомства по защите и охране культурного наследия, которым, кстати, и кто бы мог подумать, такая невовлеченность окажется даже на руку.

Рисунок1.jpg


При мизерной зарплате постоянная кадровая перетасовка и текучка, знающих людей не хватает, еще меньше из них тех, кто мог бы грамотно и в полном объеме выполнить даже элементарную работу – подготовить исходные данные: кадастр объекта, обмерные схемы, исторические справки, фото фиксацию и т.п., чтобы вопрос мог быть хотя бы доложен на специальном экспертном совете Агентства по культурному наследию, но и этого сделать они зачастую не в состоянии.

За последние несколько лет я не могу вспомнить случая, когда бы эти бывшие и вновь организованные охранные ведомства инициировали защиту хоть одного значимого объекта на территории города, не побоялись бы вступиться за него, идя на конфликт, отстаивая принципы и интересы своих ведомств. Простые граждане сегодня делают то, что должны были бы делать агентства и министерства, для этого созданные. Это от них мы узнаем о существовании того или иного ценного объекта, которому угрожают сносом. Это они, а не обличенные властью и полномочиями ведомства, отстояли в судах дом на "Полкушке", дом №45 по улице Амира Темура, дом №7 по улице Бабура и другие.

Нежелание проведения решительных реформ в архитектурно-строительной сфере оборачивается для нас чрезвычайно болезненными потерями не только в области материального наследия, но и во всех других областях специальности. Очередным подтверждением тому служит недавний инцидент с проектом расширения улицы Чиланзарской в одноименном районе города, наглядно продемонстрировавший всю некомпетентность проектантов, строителей и районной администрации, даже на уровне простейшего благоустроительного проекта, где всего-то навсего надо было грамотно расширить профиль проезжей части и заменить ее асфальтное покрытие.

В результате расширили впритык к стволам старых ширококронных деревьев, подрубив их корневую систему, что по свидетельству прибывших на место происшествия дендрологов однозначно и в самое ближайшее время станет причиной их гибели. Девяносто деревьев возрастом 50-60 лет вдоль всего протяжения улицы уйдут теперь на дрова или на паркет! Кстати, и это варварское разорение тоже остановили не какие-то государственные инспекции, а опять простые жители этого района. Никто другой из вовлеченных и ответственных организаций ничего плохого в таком кривом проекте почему-то не заметил и не предупредил очередной скандал и происшествие.

Такие случаи в практике нашего проектирования и строительства давно уже приняли почти системный характер, и вывод при этом напрашивается только один: строительное ведомство, на чью долю приходится большая часть ответственности за происходящее, это совсем не смущает и не беспокоит, а может быть даже и на руку. Потому что, если бы мешало и беспокоило, то давно уже были бы приняты соответствующие меры, не ограничивающиеся только какими-то кадровыми перестановками.

Не беспокоит их сознание и то, что в отрасли за много лет сложилась катастрофическая нехватка грамотных и принципиальных аналитиков, тех, кто мог бы предупреждать проблемные ситуации, предлагать наиболее взвешенные и гибкие решения в непростых и нестандартных обстоятельствах, вместо того, чтобы молчать и плыть со всем происходящим по течению.

Не беспокоит то, что ведущие проектные институты республики O’zShaharsozlikLiti (УзНИИПградостроительства), TashkentBoshPlanLiti (ТашНИИПИгенплан), TashGiproGor (ТашГипрогор) – бывшие когда-то флагманами творческой мысли, из-за кадровых и материальных потерь доведены практически до полного банкротства.

Не беспокоит упразднение градостроительных советов при всех муниципальных управлениях архитектуры, призванных в формате открытой коллегиальности обсуждать и контролировать качество внедряемых проектов, потребность городских территорий в дополнительных строительных объемах, сбалансированность вновь вводимых объектов с инженерной и социальной инфраструктурами.

Не беспокоит отсутствие конкурсного проектирования, как наиболее действенного инструмента соревновательности и справедливой конкуренции между различными творческими коллективами, выбора объективно лучшего проекта из всех представленных на ту или иную тему.

Не беспокоит отсутствие Союза архитекторов республики – важнейшего органа, призванного собирать и консолидировать лучшие умы и лучшие творческие коллективы в профессии, растить и пестовать национальную архитектурную школу республики, пропагандировать её достижения, участвуя в международных архитектурных форумах и открывая доступ к передовым идеям в мире.

Не беспокоит отсутствие каких-либо качественных реформ в ВУЗовском образовании, которое из-за отсутствия заинтересованности и помощи со стороны правительства, отсутствия учебной базы современного типа и самих преподавателей нужного профиля, из красивой инженерной дисциплины выродилось в банальное дизайнерство и, как принято стало выражаться, визуализаторство.

Нельзя сказать, что в архитектурно-строительном ведомстве не знают обо всем перечисленном. Знают и понимают, но, тем не менее, предпочитают не проявлять инициативы, без которой деградацию профессии не остановить.

Разумеется, мир не перевернется от того, если завтра в угоду свежему асфальту и стеклянным башням новостроек снесут УзБУМ, реновация которого, могла бы превзойти по своему инновационному эффекту и социальной востребованности любую статусную новостройку сегодняшнего дня.

Так же ничего не случится из-за отсутствия каких-либо реформ в организационной и проектной деятельности строительного ведомства, без пересмотра надобности Союза архитекторов Республики, Агентства по культурному наследию и всех других институтов, которые могли бы существенно изменить положение к лучшему не только в проектной, но и в образовательной и научной сфере.

Мы спокойно переживем еще одну упущенную возможность (сколько их уже было с начала 90-х годов прошлого века) сделать что-то более значительное, чем строительство на исторических костях типовых многоэтажек по дубайскому, турецкому или китайскому образцу. Мы будем и дальше приглашать иностранных проектировщиков, вместо того чтобы растить и совершенствовать свою национальную зодческую школу, а они и дальше будут проповедовать нам свои идеи "современной архитектуры", за которой стоит расчистка все новых и новых городских территорий, где еще чудом что-то осталось от нашего наследия.

Мы и дальше будем позволять иностранцам делать то, что у себя на родине им вряд ли позволили бы сделать. Например, сломать исторический ж\д вокзал 1900 года d’Orsay в центре Парижа, который перестал справляться с транспортными нагрузками современности, был закрыт, пришел в запустение и разруху, но не перестал при этом быть памятным и культовым объектом для французов и который они сломать не дали, восстановили и сделали из него то, чем гордится теперь вся Франция – знаменитый музей d’Orsay, третий по значению и ценности в мире.

Рисунок3.jpg

Рисунок4.jpg

Рисунок5.jpg

Рисунок6.jpg

Или еще пример, теперь из английской архитектурной практики, когда вместо того, чтобы расчистить территорию бывшего угольного склада 1850 г в районе станции King’s Cross, англичане не сделали этого даже в угоду многократно более доходному и престижному объекту, а восстановили запущенную одно-двухэтажную кирпичную застройку викторианской эпохи, превратив в один из лучших торговых центров в северной части исторического ядра Лондона – King’s Cross Shopping Center.

Рисунок7.jpg

Рисунок8.jpg

Рисунок9.jpg

Сюда же относится ещё один известнейший пример архитектурной реновации мирового класса – новое здание лондонского музея современного искусства Tate Modern, открытого в 2000 году в результате переоборудования старого промышленного здания лондонской электростанции на восточном берегу Темзы. В данном случае сохранению здания послужило не его архитектурная или историко-культурная значимость, которых здесь не могло быть по определению, а во-первых, близость к историческому зданию галереи на противоположном берегу Темзы, во-вторых, подходящие размеры и форма и, в-третьих, огромное безопорное внутреннее пространство, чем удачно распорядились архитекторы, превратив старую электростанцию в одно из лучших архитектурных решений современности.



Рисунок10.jpg

Рисунок11.jpg

Таких примеров реновации потерявших изначальную актуальность зданий и даже целых архитектурных комплексов под новые функции и назначение в современной Европе очень много, более того, для них, европейцев, реновация всегда была и продолжает оставаться нормой, прагматичной философией и безусловной альтернативой всякому сносу, потому что профессионалы понимают, в каких случаях она может быть действеннее всего, где может принести максимальный требуемый эффект и какой огромный потенциал популярности и интеграционной динамики заключается в этих стенах со старой кирпичной кладкой, в этих с виду архаичных архитектурных масштабах и формах, доставшихся из далёкого прошлого.

Рисунок12.jpg

Рисунок13.jpg

Разменяв наследие на доходный новодел, бесконтрольно разбирая городские территории под случайное и системно не продуманное строительство, мы не станем богаче и не станем успешнее, и центром туризма тоже не станем.

Необходимо понять, что сегодня действительным признаком современности в архитектуре, которую так настойчиво и с такой скоростью пытаются придать городам Узбекистана, является не столько умение строить башни по Дубайскому или Шэньчженьскому образцу, сколько умение сохранять и обновлять своё историческое наследие, без которого город – не город, а место расселения.

Если башенную архитектуру вы можете купить у любого более-менее преуспевающего девелопера, что внутри страны, что за рубежом, то купить проект реновации существующей застройки или тем более исторического объекта у кого угодно вы не сможете. Для этого нужны специалисты другой природы и другого профиля, сопричастные с историей и культурой своего города, знающие его ценности и менталитет, и только на такой основе можно будет рассчитывать на какой-то положительный результат, за исключением, естественно пародий и бутафорий вроде "Города мастеров" в парке "Локомотив" или столь же бутафорского проекта реконструкции улицы Заркайнар в старогородской части Ташкента. По-другому никак.

Рисунок23.jpg

Рисунок24.jpg

В старых европейских столицах, законодателях урбанистских теорий и концепций, на которые мы так хотим походить, вы не встретите такого количества высотных зданий, как в развивающейся Азии и Востоке. Нет их там потому, что сложившаяся застройка там воспринимается как наследие, как ценность, отказаться от тех или иных фрагментов которой в пользу новостроя нужны очень веские причины, а всякое высотное строительство рассматривается как вынужденный компромисс, уступка и жертва, отдаваемая напору растущей экономики.

Рисунок27.jpg

Рисунок28.jpg

Даже при той плотности расселения в европейских столицах там предпочитают оставаться в более комфортных и человечных размерах 5-7-9 этажной застройки. Убедится в этом несложно. Просто войдите в панорамные обозрения Google и посмотрите с птичьего полета на Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон.

Рисунок17.jpg

Рисунок18.jpg

В этом смысле, для тех, кто считает возможным уподобить Ташкент Дубаю в ОАЭ, могу сказать следующее. Дубай – это город, в котором сами арабы не живут, и построен он ими не для себя, а для мигрантов, для тех интеллектуалов и квалифицированных служащих, кто вместо самих арабов может зарабатывать им деньги на безбедное существование. Это город для временно приезжих, без прошлого и без всякой связи с историческими корнями. В этом смысле ориентировать развитие Ташкента на Дубайский прототип в корне неверно и негуманно.

Рисунок20.jpg

Рисунок21.jpg

Рисунок22.jpg

Сегодня, пока еще не снесли УзБУМ, у Ташкента есть шанс приобщиться к самым передовым мировым практикам реконструкции и развития городской среды, при которых за счёт реновации, обновления и перепрофилирования функций сложившейся застройки удаётся достичь её полноценной интеграции в современную городскую жизнь, обеспечить высочайшую степень современности и разнообразия городской среды, сохраняя её историческое наследие, символизм и все прочие традиционные ценности, которые в итоге и определяют подлинную ценность всей национальной архитектурной школы и уровень ее развития.

На этом примере у нас есть шанс открыть новую страницу в отечественной проектной практике под названием – реновационное проектирование, благодаря которому уже в ближайшем будущем можно будет вплотную приблизиться к культуре создания самых современных и высокоразвитых центральных территорий на исторической основе.





УзБУМ не ждет и не может быть отложен ещё на какое-то время. Его нельзя потерять, какие бы девелоперские преференции за его снос не сулили, потому что для Ташкента, после всех потерь исторических объектов в прошлом и настоящем, этот шанс у нас последний.

Необходимо привлечь самое пристальное внимание к этому проекту, объявить открытый конкурс для всех желающих принять в нём участие. Собрать как можно большее количество различных проектных предложений и выбрать лучшие из них. Архитектурная общественность столицы к этому давно готова, и у многих уже есть ряд интересных проектных предложений. Необходимо лишь дать возможность людям и проектировщикам продемонстрировать это.



Современная архитектура – это, прежде всего, умение беречь и делать современным своё историческое наследие, а не замещать его иностранными прототипами по моде дня. Одна стратегия ─ на годы вперёд и с пользой для всех последующих поколений, другая ─ на один день и с пользой только для тех, кто её создал.

Архитектор Равшан Салимов

Ранее по теме было опубликовано:


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

13 комментариев

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+