Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Прошёл ровно год с тех пор, как были опубликованы первые статьи в защиту УзБУМа – уникального архитектурного комплекса туркестанской эпохи 19 века, расположенного в юго-восточной части города, в самом начале трассы Фаргона йули, где пару лет назад с размахом стартовала комплексная реконструкция, а по сути – тотальный снос бывшей заводской окраины вместе с прилегающим малоэтажным фондом.
Все предпринятые за это время попытки достучаться до соответствующих инстанций с просьбой учесть при реконструкции района наличие замечательного архитектурного ансамбля УзБУМа с его жилым городком никакого результата не возымели, пишет в своей авторской статье архитектор Равшан Салимов.
Не помогло ни коллективное письмо видных ученых и заслуженных деятелей культуры в адрес вице-премьера, министра туризма и спорта Азиза Абдухакимова, ни обращение в аппарат хокима города, ни целая серия публикаций в новостных интернет-изданиях, ни даже специально снятый видеофильм с живой картинкой архитектурного памятника. Все тщетно.
Те, кто должен был бы защищать культурное наследие столицы, его последние и чудом уцелевшие крупицы, кто больше всех говорит о необходимости делать это ради развития туризма, и те, кто должен развивать город во всём его содержательном и ценностном многообразии, предпочли отмалчиваться и не вмешиваться в ставшую щекотливой ситуацию, смысл которой до конца так и остался неясным, словно кто-то очень властный запретил всем даже заикаться на эту тему.
Иллюзий питать не приходится, когда знаешь, что среди людей, в чьих руках сейчас судьба УзБУМа, нет тех, кто может мыслить иначе, чем новостройка по китайскому или турецкому образцу с велодорожками неизвестно для каких велосипедистов. Нет тех руководителей, которые позволили бы рядом со своим мнением существовать чьему-то мнению ещё. Нет тех, кто решился бы без страха за карьеру высказаться в защиту красивой и редкой архитектуры позапрошлого века, на примере которой выросла вся наша современная архитектурная школа и ее лучшие представители, кто бы и что бы об этом ни говорил.
Так выстроена сегодня вся система архитектурно-строительного комплекса республики, в котором не осталось ни открытости, ни коллегиальности, ни какого-либо диалога с обществом в вопросах будущего города и планов его переустройства. Города, в котором мы все живем и который, как представляется, должен устраивать нас всех, а не только тех, кому выпал шанс под предлогом обновления городской среды сносить все подряд, без оглядки на действующий Генеральный план и какие-то министерства и ведомства по защите и охране культурного наследия, которым, кстати, и кто бы мог подумать, такая невовлеченность окажется даже на руку.
При мизерной зарплате постоянная кадровая перетасовка и текучка, знающих людей не хватает, еще меньше из них тех, кто мог бы грамотно и в полном объеме выполнить даже элементарную работу – подготовить исходные данные: кадастр объекта, обмерные схемы, исторические справки, фото фиксацию и т.п., чтобы вопрос мог быть хотя бы доложен на специальном экспертном совете Агентства по культурному наследию, но и этого сделать они зачастую не в состоянии.
За последние несколько лет я не могу вспомнить случая, когда бы эти бывшие и вновь организованные охранные ведомства инициировали защиту хоть одного значимого объекта на территории города, не побоялись бы вступиться за него, идя на конфликт, отстаивая принципы и интересы своих ведомств. Простые граждане сегодня делают то, что должны были бы делать агентства и министерства, для этого созданные. Это от них мы узнаем о существовании того или иного ценного объекта, которому угрожают сносом. Это они, а не обличенные властью и полномочиями ведомства, отстояли в судах дом на "Полкушке", дом №45 по улице Амира Темура, дом №7 по улице Бабура и другие.
Нежелание проведения решительных реформ в архитектурно-строительной сфере оборачивается для нас чрезвычайно болезненными потерями не только в области материального наследия, но и во всех других областях специальности. Очередным подтверждением тому служит недавний инцидент с проектом расширения улицы Чиланзарской в одноименном районе города, наглядно продемонстрировавший всю некомпетентность проектантов, строителей и районной администрации, даже на уровне простейшего благоустроительного проекта, где всего-то навсего надо было грамотно расширить профиль проезжей части и заменить ее асфальтное покрытие.
В результате расширили впритык к стволам старых ширококронных деревьев, подрубив их корневую систему, что по свидетельству прибывших на место происшествия дендрологов однозначно и в самое ближайшее время станет причиной их гибели. Девяносто деревьев возрастом 50-60 лет вдоль всего протяжения улицы уйдут теперь на дрова или на паркет! Кстати, и это варварское разорение тоже остановили не какие-то государственные инспекции, а опять простые жители этого района. Никто другой из вовлеченных и ответственных организаций ничего плохого в таком кривом проекте почему-то не заметил и не предупредил очередной скандал и происшествие.
Такие случаи в практике нашего проектирования и строительства давно уже приняли почти системный характер, и вывод при этом напрашивается только один: строительное ведомство, на чью долю приходится большая часть ответственности за происходящее, это совсем не смущает и не беспокоит, а может быть даже и на руку. Потому что, если бы мешало и беспокоило, то давно уже были бы приняты соответствующие меры, не ограничивающиеся только какими-то кадровыми перестановками.
Не беспокоит их сознание и то, что в отрасли за много лет сложилась катастрофическая нехватка грамотных и принципиальных аналитиков, тех, кто мог бы предупреждать проблемные ситуации, предлагать наиболее взвешенные и гибкие решения в непростых и нестандартных обстоятельствах, вместо того, чтобы молчать и плыть со всем происходящим по течению.
Не беспокоит то, что ведущие проектные институты республики O’zShaharsozlikLiti (УзНИИПградостроительства), TashkentBoshPlanLiti (ТашНИИПИгенплан), TashGiproGor (ТашГипрогор) – бывшие когда-то флагманами творческой мысли, из-за кадровых и материальных потерь доведены практически до полного банкротства.
Не беспокоит упразднение градостроительных советов при всех муниципальных управлениях архитектуры, призванных в формате открытой коллегиальности обсуждать и контролировать качество внедряемых проектов, потребность городских территорий в дополнительных строительных объемах, сбалансированность вновь вводимых объектов с инженерной и социальной инфраструктурами.
Не беспокоит отсутствие конкурсного проектирования, как наиболее действенного инструмента соревновательности и справедливой конкуренции между различными творческими коллективами, выбора объективно лучшего проекта из всех представленных на ту или иную тему.
Не беспокоит отсутствие Союза архитекторов республики – важнейшего органа, призванного собирать и консолидировать лучшие умы и лучшие творческие коллективы в профессии, растить и пестовать национальную архитектурную школу республики, пропагандировать её достижения, участвуя в международных архитектурных форумах и открывая доступ к передовым идеям в мире.
Не беспокоит отсутствие каких-либо качественных реформ в ВУЗовском образовании, которое из-за отсутствия заинтересованности и помощи со стороны правительства, отсутствия учебной базы современного типа и самих преподавателей нужного профиля, из красивой инженерной дисциплины выродилось в банальное дизайнерство и, как принято стало выражаться, визуализаторство.
Нельзя сказать, что в архитектурно-строительном ведомстве не знают обо всем перечисленном. Знают и понимают, но, тем не менее, предпочитают не проявлять инициативы, без которой деградацию профессии не остановить.
Разумеется, мир не перевернется от того, если завтра в угоду свежему асфальту и стеклянным башням новостроек снесут УзБУМ, реновация которого, могла бы превзойти по своему инновационному эффекту и социальной востребованности любую статусную новостройку сегодняшнего дня.
Так же ничего не случится из-за отсутствия каких-либо реформ в организационной и проектной деятельности строительного ведомства, без пересмотра надобности Союза архитекторов Республики, Агентства по культурному наследию и всех других институтов, которые могли бы существенно изменить положение к лучшему не только в проектной, но и в образовательной и научной сфере.
Мы спокойно переживем еще одну упущенную возможность (сколько их уже было с начала 90-х годов прошлого века) сделать что-то более значительное, чем строительство на исторических костях типовых многоэтажек по дубайскому, турецкому или китайскому образцу. Мы будем и дальше приглашать иностранных проектировщиков, вместо того чтобы растить и совершенствовать свою национальную зодческую школу, а они и дальше будут проповедовать нам свои идеи "современной архитектуры", за которой стоит расчистка все новых и новых городских территорий, где еще чудом что-то осталось от нашего наследия.
Мы и дальше будем позволять иностранцам делать то, что у себя на родине им вряд ли позволили бы сделать. Например, сломать исторический ж\д вокзал 1900 года d’Orsay в центре Парижа, который перестал справляться с транспортными нагрузками современности, был закрыт, пришел в запустение и разруху, но не перестал при этом быть памятным и культовым объектом для французов и который они сломать не дали, восстановили и сделали из него то, чем гордится теперь вся Франция – знаменитый музей d’Orsay, третий по значению и ценности в мире.
Или еще пример, теперь из английской архитектурной практики, когда вместо того, чтобы расчистить территорию бывшего угольного склада 1850 г в районе станции King’s Cross, англичане не сделали этого даже в угоду многократно более доходному и престижному объекту, а восстановили запущенную одно-двухэтажную кирпичную застройку викторианской эпохи, превратив в один из лучших торговых центров в северной части исторического ядра Лондона – King’s Cross Shopping Center.
Сюда же относится ещё один известнейший пример архитектурной реновации мирового класса – новое здание лондонского музея современного искусства Tate Modern, открытого в 2000 году в результате переоборудования старого промышленного здания лондонской электростанции на восточном берегу Темзы. В данном случае сохранению здания послужило не его архитектурная или историко-культурная значимость, которых здесь не могло быть по определению, а во-первых, близость к историческому зданию галереи на противоположном берегу Темзы, во-вторых, подходящие размеры и форма и, в-третьих, огромное безопорное внутреннее пространство, чем удачно распорядились архитекторы, превратив старую электростанцию в одно из лучших архитектурных решений современности.
Таких примеров реновации потерявших изначальную актуальность зданий и даже целых архитектурных комплексов под новые функции и назначение в современной Европе очень много, более того, для них, европейцев, реновация всегда была и продолжает оставаться нормой, прагматичной философией и безусловной альтернативой всякому сносу, потому что профессионалы понимают, в каких случаях она может быть действеннее всего, где может принести максимальный требуемый эффект и какой огромный потенциал популярности и интеграционной динамики заключается в этих стенах со старой кирпичной кладкой, в этих с виду архаичных архитектурных масштабах и формах, доставшихся из далёкого прошлого.
Разменяв наследие на доходный новодел, бесконтрольно разбирая городские территории под случайное и системно не продуманное строительство, мы не станем богаче и не станем успешнее, и центром туризма тоже не станем.
Необходимо понять, что сегодня действительным признаком современности в архитектуре, которую так настойчиво и с такой скоростью пытаются придать городам Узбекистана, является не столько умение строить башни по Дубайскому или Шэньчженьскому образцу, сколько умение сохранять и обновлять своё историческое наследие, без которого город – не город, а место расселения.
Если башенную архитектуру вы можете купить у любого более-менее преуспевающего девелопера, что внутри страны, что за рубежом, то купить проект реновации существующей застройки или тем более исторического объекта у кого угодно вы не сможете. Для этого нужны специалисты другой природы и другого профиля, сопричастные с историей и культурой своего города, знающие его ценности и менталитет, и только на такой основе можно будет рассчитывать на какой-то положительный результат, за исключением, естественно пародий и бутафорий вроде "Города мастеров" в парке "Локомотив" или столь же бутафорского проекта реконструкции улицы Заркайнар в старогородской части Ташкента. По-другому никак.
В старых европейских столицах, законодателях урбанистских теорий и концепций, на которые мы так хотим походить, вы не встретите такого количества высотных зданий, как в развивающейся Азии и Востоке. Нет их там потому, что сложившаяся застройка там воспринимается как наследие, как ценность, отказаться от тех или иных фрагментов которой в пользу новостроя нужны очень веские причины, а всякое высотное строительство рассматривается как вынужденный компромисс, уступка и жертва, отдаваемая напору растущей экономики.
Даже при той плотности расселения в европейских столицах там предпочитают оставаться в более комфортных и человечных размерах 5-7-9 этажной застройки. Убедится в этом несложно. Просто войдите в панорамные обозрения Google и посмотрите с птичьего полета на Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон.
В этом смысле, для тех, кто считает возможным уподобить Ташкент Дубаю в ОАЭ, могу сказать следующее. Дубай – это город, в котором сами арабы не живут, и построен он ими не для себя, а для мигрантов, для тех интеллектуалов и квалифицированных служащих, кто вместо самих арабов может зарабатывать им деньги на безбедное существование. Это город для временно приезжих, без прошлого и без всякой связи с историческими корнями. В этом смысле ориентировать развитие Ташкента на Дубайский прототип в корне неверно и негуманно.
Сегодня, пока еще не снесли УзБУМ, у Ташкента есть шанс приобщиться к самым передовым мировым практикам реконструкции и развития городской среды, при которых за счёт реновации, обновления и перепрофилирования функций сложившейся застройки удаётся достичь её полноценной интеграции в современную городскую жизнь, обеспечить высочайшую степень современности и разнообразия городской среды, сохраняя её историческое наследие, символизм и все прочие традиционные ценности, которые в итоге и определяют подлинную ценность всей национальной архитектурной школы и уровень ее развития.
На этом примере у нас есть шанс открыть новую страницу в отечественной проектной практике под названием – реновационное проектирование, благодаря которому уже в ближайшем будущем можно будет вплотную приблизиться к культуре создания самых современных и высокоразвитых центральных территорий на исторической основе.
УзБУМ не ждет и не может быть отложен ещё на какое-то время. Его нельзя потерять, какие бы девелоперские преференции за его снос не сулили, потому что для Ташкента, после всех потерь исторических объектов в прошлом и настоящем, этот шанс у нас последний.
Необходимо привлечь самое пристальное внимание к этому проекту, объявить открытый конкурс для всех желающих принять в нём участие. Собрать как можно большее количество различных проектных предложений и выбрать лучшие из них. Архитектурная общественность столицы к этому давно готова, и у многих уже есть ряд интересных проектных предложений. Необходимо лишь дать возможность людям и проектировщикам продемонстрировать это.
Современная архитектура – это, прежде всего, умение беречь и делать современным своё историческое наследие, а не замещать его иностранными прототипами по моде дня. Одна стратегия ─ на годы вперёд и с пользой для всех последующих поколений, другая ─ на один день и с пользой только для тех, кто её создал.
Архитектор Равшан Салимов
Ранее по теме было опубликовано:
Эта страна день ото дня только деградирует во всех сферах жизни и культуры...Дебилизм рулит..И точка невозврата уже пройдена....
Во время экспедиции на Памир известный путешественник и первооткрыватель Прижевальскийв своем дневнике написал следующие строки о Ташкенте: Я не увидел города, я увидел лес!
Правильно,никого ничего не волнует. Потому что где появляются большие деньги,все охранные организации,которые должны сохранять,или хотя бы заявлять, о неприкосновенности тех,или иных исторических объектов,просто не имеют право голоса.
Замечательная статья! Президенту на стол кто бы положил!? Только поможет ли?
Очень хорошая статья! Как же наши устроители города не хотят понять, что туристы и гости столицы едут смотреть не на бетонные башни, а на исторические памятники прежде всего- , а уж во вторую очередь - на современную архитектуру. Нельзя всё измерять деньгами и собственным карманом, одумайтесь, пока не поздно и не уничтожайте наше культурное наследие-это прежде всего история- наша с вами история,Бухару уже превратили непонятно во что своими застройками и вырубкой деревьев, ничего хорошего это бухарцам не принесло- одно хорошо, что хотя бы старый город и архитектурные памятники не трогают.
совершенно точно могу сказать, что озвученные дома №45, №7 и УзБУМ, иностранных туристов не интересуют и никогда не интересовали!
Сохранятся те здания ,которые являются культурным наследием только узбеков! На территории Узбекистана жили очень много народов и каждый из них оставил после себя то или иное здание Но сохраняться только национальные Все постройки персов ,греков после их владычества исчезли--потому что их построили оккупанты ,которые пролили много крови узбеков. На территории Индии и Пакистана были построены много зданий потомками Бабура на протяжении 331 лет их владычества ! Сейчас они сносятся тк для них ,мы оккупанты и все что связано с нашим присуствием исчезает. Кроме Тадж-Махала и крепостей в Агре ! Мы с понимаем относимся к ним и никакого не довольствия не проявляем ! Такова участь всех оккупантов! Мы были в шкуре и рабов и покорителей и хорошо их понимаем
Речевку свою привычную запускай, чего зря воздух трясешь- "хто не скаче, тот москаль". Скачи, оп-оп!
По официальной версии истории - узбеки, именно узбеки, пришли на территорию КОГДА-ТО будущего Узбекистана под руководством Шейбани-хана. Так что во времена персов и греков ЗДЕСЬ никаких узбеков попросту НЕ было - учите историю, хотя бы официальную! Я не знаю, что там в индии, я не был там. Но я знаю, что в Индии очень трепетно относятся к истории своей страны. Там даже площади, проспекты, названные очень давно именами королей и королев, сохраняют свои имена. А у нас - даже улицу Марьям Якубовой, безобидной артистки, переименовали. Молчу уже за улицу, например, Даврона Бабаева - там урикзор какой-то. А Даврон Бабаев - УЗБЕК по национальности! Странно, да?
А дворец Романова когда снесут? И все его постройки в центре города! Колонизатор был Романов.
Сей гражданин или провокатор, или неуч. Если бы он сделал хотя бы для Ташкента одну сотую того, что сделал для города Великий Князь, полковник Романов Николай Константинович, то сему гражданину можно было бы поставить хотя бы гранитный памятник, при жизни. P.S. Какие именно "все его постройки в центре города", хотелось бы узнать - список в студию!
Похоже, тут те, кто у руля, даже самого незначительного, окончательно стали такими же варварами, как негры в Америке.
Чем больше мы пишем, тем скорее снесут....