Загрузка
Загрузка
Городской транспорт развивается: пригодится ли российский опыт в решениях для Ташкента?
Общество

Городской транспорт развивается: пригодится ли российский опыт в решениях для Ташкента?

3842
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В последние годы сотрудничество Узбекистана и России активно развивается. Подтверждает это и декабрьский визит в Самарканд премьер-министра РФ Михаила Мишустина в рамках Российско-Узбекского бизнес-форума, и недавнее общение двух глав государств. Президенты Узбекистана и России Шавкат Мирзиеев и Владимир Путин по телефону обсудили вопросы расширения торгово-экономического взаимодействия двух стран. Развивается и сотрудничество в области транспорта.

Опыт совместной работы Узбекистана и России колоссален. Только за 2022 год в нашей стране было открыто 465 компаний с участием российского капитала. Один из успешных проектов в области логистики и транспорта - «Агроэкспресс». Эта программа позволила запустить ускоренные контейнерные поезда, чтобы удешевить логистику при поставках продовольствия из стран-членов ЕАЭС в Узбекистан, Китай и страны СНГ, и в обратном направлении. В 2021 году Узбекистан стал первой страной для реализации этого проекта. Увеличивается и торговый оборот. Так, по данным торгового представителя России в Узбекистане Константина Злыгостева, в 2023 год товарооборот между странами вырастет до $10 млрд.

В декабре министры транспорта Узбекистана и России Илхом Махкамов и Виталий Савельев подписали план практических действий по сотрудничеству в транспортной отрасли. Он затронет вопросы взаимодействия в области автомобильного и железнодорожного транспорта, воздушного сообщения, а также внедрения новейших технологий на транспорте. Совместные проекты и обмен опытом могут способствовать и решению конкретных проблем. Так, например, транспортные решения Москвы интересны и для Ташкента.

Метро, доступное для всех

В столице ежедневно к 700 тысячам автомобилей, зарегистрированных в городе, добавляется еще от 165 до 400 тысяч авто жителей страны, едущих в Ташкент. Чтобы улучшить дорожный трафик и избавить город от пробок, требуется комплексное решение. В городе планируют ввести систему управления светофорами, которая позволит ускорить дорожный трафик, весной ожидается запуск тысячи дополнительных автобусов, а новые линии метро увеличат пассажиропоток до 1 млн человек.

Так, за последние годы построены семь станций метро на Куйлюкском направлении и пять станций надземного метро в Сергели.

«Если раньше ташкентским метрополитеном пользовались 240 тысяч пассажиров, то сегодня их количество превысило 600 тысяч. Наш план – 1 миллион пассажиров. Если бы не начали это в свое время, в городском транспорте мог произойти коллапс», – отметил при посещении новой линии метро в начале февраля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Готовится к вводу в эксплуатацию 4-километровый отрезок линии от массива Строителей до «Кипчок». С открытием нового участка пути, от рынка Куйлюк до Сергели можно будет доехать всего за 15 минут. Ожидается, что линия сможет перевозить около 40 тысяч пассажиров в день, что позволит на 12% сократить трафик на автодороге данного маршрута.

Уровень комфорта в самих поездах тоже стал в последние годы гораздо выше с обновлением подвижного состава. Так, например, поезда производства российского «Метровагонмаш» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг») оснащены широкими дверными проемами, кондиционерами, системами обеззараживания воздуха, адаптированы для перевозок людей с ограниченными возможностями.

Поезда в городах: опыт Москвы

Метро – не единственный вид транспорта, позволяющий разгрузить автомобильные дороги. Одновременно перевозить большое число пассажиров может и городской наземный рельсовый транспорт. Такая транспортная система использует имеющиеся железные дороги не только для прибытия междугородних и пригородных поездов, но и для поездок по городу. Это позволяет, во-первых, пассажирам из пригорода сразу добраться до нужного пункта назначения, либо иметь возможность пересесть на метро, что особенно актуально для Ташкента, куда на работу ежедневно прибывает множество людей. Во-вторых, создаются дополнительные возможности для передвижения по городу.

Пригородно-городские поезда курсируют в крупных городах многих стран – Австрии, Швейцарии, Дании, Испании, Франции, Гонконга, Сингапура, Японии, Монголии и других. Недавно такую систему стали создавать в России.

Первой в этом направлении сработала Москва. К масштабной пригородной сети, по которой курсируют произведенные в Подмосковье электропоезда Демиховского машиностроительного завода, постепенно добавились городские железнодорожные маршруты. Так, московская кольцевая железная дорога, построенная еще в начале XX века, долгие годы использовалась лишь для передислокации поездов с одних радиальных направлений на другие и для перевозки грузов. Однако с 2016 по ней стали курсировать пассажирские поезда. А сами радиальные направления железных дорог, которые раньше оканчивались вокзалами, с 2019 года соединяются в Московские центральные диаметры – самый масштабный инфраструктурный проект Москвы и Московской области.

Поездки по диаметрам позволяют пассажирам из Подмосковья добираться на современных комфортабельных электропоездах либо прямо до работы, либо до удобных пересадок на метро. Уже в 2022 году диаметрами воспользовались 182 миллиона человек (что на 6,4% выше чем в 2021-м). Кроме однозначного эффекта для пассажиров – повышения мобильности населения и повышения комфортности поездок – создание Московских центральных диаметров стало одним из катализаторов развития «бесшовных» перевозок, объединивших всю транспортную инфраструктуру Москвы.

«Ташкент – Чирчик – Ходжикент» – первый поезд новой транспортной системы

Свою систему пригородно-городского транспорта планируют создать и в Ташкенте. «Узбекистон темир йуллари» уже обозначил планы в ближайшем будущем закупить новый подвижной состав и увеличивать пассажиропоток с последующей интеграцией пригородного сообщения в городскую транспортную систему.

«Предпосылки для создания такой транспортной системы – развитые сети пригородного сообщения и метрополитена, и много точек их пересечения, что позволяет создавать транспортно-пересадочные узлы. Причем такие узлы должны строиться по принципу «сухие ноги», чтобы пассажир в любую погоду мог совершить комфортную пересадку. Однако даже когда имеются сети железных дорог, создание такой системы требует дополнительных затрат на развитие инфраструктуры и закупку подвижного состава. Чтобы городские поезда пользовались популярностью, необходимы современные вагоны, оборудованные Wi-Fi, подзарядками, туалетами и т.д. Также важно сделать адекватную для пассажиров цену поездки, что потребует финансирования со стороны государства. Однако пригородно-городские поезда – перспективная транспортная система в условиях растущего пассажиропотока. И внедрять ее можно поэтапно, например, сначала увязать одно железнодорожное направление и одну линию метро», – отмечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры (РФ) Павел Иванкин.

В Ташкенте уже есть пример такой интеграции – маршрут скоростного электропоезда сообщением Ташкент – Чирчик – Ходжикент. В пути следования от вокзала Ташкент-Южный поезд останавливается на вокзале – Ташкент-Центральный и на остановочном пункте «Салар», что уже в какой-то мере делает его городским поездом. Расписание электропоездов составляется с учетом стандартного графика рабочего времени – с 9 до 18 часов.

«Чтобы проживающие в пригородах люди имели возможность быстро и за доступную цену приезжать на работу и учёбу в город, необходимо, конечно, развивать общественный транспорт как альтернативу личному. Передвижение людей из пригорода на личном транспорте должно ограничиваться через разные организационные и финансовые меры. Но чтобы ограничивать движение личного автотранспорта по направлению город-пригород необходимо людям предоставить возможность пользоваться общественным транспортом, и наиболее эффективным средством являются рельсовые системы», – считает Елена Ерзакович независимый эксперт в области транспортной политики (Казахстан).

Развитие транспортной связанности Ташкента с пригородами повлияет и на развитие туризма. В регионе есть условия для развития экологического, сельского и горного туризма, например, катания на лыжах, сноуборде, велоспорта. Множество санаториев, пансионатов и детских лагерей сконцентрировано как раз в районе Ходжикента – у Чарвакского водохранилища. Неслучайно направление на Ходжикент пользуется популярностью и в выходные дни, а летом по дороге туда возникает много заторов. Однако после запуска скоростного электропоезда, разница в дорожном трафике наверняка будет заметна.

И это лишь первый шаг на пути к интеграции железных дорог в систему городского транспорта. В перспективе в Ташкенте может быть создано несколько линий городских поездов, которые позволят изменить отношение к общественному транспорту и вдохновить автомобилистов пользоваться им. Это значительно разгрузит автодороги столицы, о чем свидетельствует и российский опыт. Так, например, Московские центральные диаметры уже к весне 2022 года разгрузили автомобильные дороги всей Московской агломерации на 9%. По итогам прошлого года среднесуточное число поездок на общественном транспорте, включая городские поезда, в рабочие дни выросло на 580 тысяч, или на 4%, по сравнению с 2021 годом. Использование опыта российской столицы может сделать процесс создания новой транспортной системы Ташкента более эффективным. Неслучайно, о необходимости запускать новые перспективные проекты, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, российский премьер Михаил Мишустин говорил и на полях Российско-Узбекского бизнес-форума.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....