Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Компания "Худудгазтаъминот" опубликовала инструкцию, которая поможет потребителям найти ответы на главные вопросы по газовым счетчикам, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
"В последние годы в стране развернулось масштабное жилищное строительство. Растет численность квартир и частных домов, подключенных к системе газоснабжения, а следовательно, увеличивается число приборов учета газа. Наряду с этим существует огромный рынок вторичного жилья, где приборы учета работают уже долгие годы. К примеру, в настоящее время по данным "Худудгазтаъминот" газовые счетчики установлены примерно у 70% потребителей газа в бытовом секторе", – отметили в компании.
За счет того, что многие из них эксплуатируются более 10 лет, при проведении поверки для каждого второго необходим ремонт, техническое обслуживание, а то и вовсе - утиль.
Каков существующий порядок поверки?
Напомним, что согласно постановлению Кабинета Министров № 698 от 20 августа 2019 года "Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по установке, снятию и поверке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды", газоснабжающая организация дает уведомление о необходимости проведения поверки за месяц установленного срока.
Затем абоненту необходимо подать заявку через Центр государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), оплатив 44 600 сумов за предоставляемую услугу.
В течение трех дней специалисты газоснабжающей организации должны демонтировать прибор учета газа, а затем передать его в метрологические службы агентства "Узстандарт" для проведения поверки. Эта процедура занимает около 10 дней, а то больше, если счетчик подлежит ремонту. Как показывает практика последних лет, по итогам поверки, увы, многих потребителей ожидает разочарование: почти в половине случаев счетчики, сданные на поверку, оказываются неисправными и требуют замены.
По словам начальника управления метрологического обеспечения "Худудгазтаъминот" Ольги Вайзбург, по состоянию на 9 марта 2020 года через Центры государственных услуг и ЕПИГУ поступило 85 866 обращений на поверку счетчика.
"По ее итогам метрологическими службами агентства "Узтандарт" 4 778 счетчиков или 5,5% от общего количества, признаны непригодными. Более 2,6 тысячи счетчиков было отремонтировано и направлено на повторную поверку. По итогам оказания услуг, свыше 33 тысяч приборов учета газа признаны исправными и вновь установлены у потребителей. На сегодняшний день эта работа продолжается", – отметила она.
Потребитель не останется в накладе
Исправить ситуацию позволит внедрение автоматизированной системы контроля учета газа (АСКУГ) для всех категорий потребителей до 2022 года. Это предусмотрено постановлением президента "О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью" от 9 июля 2019 года.
АСКУГ позволит полностью предотвратить появление долгов, сбоев, сократит потери и предупредит поставщика о незаконном использовании "голубого топлива".
Отметим, что одним из механизмов ее внедрения является установка интеллектуальных приборов учета газа, проще говоря "умных" счетчиков. Они способны с высокой точностью измерить расход и передавать данные о потреблении топлива в режиме реального времени, в разы снизить показатели дебиторской задолженности и исключить человеческий фактор по изменению показаний в биллинговой системе по учету природного газа.
По мнению специалистов, еще одним важным моментом для клиентов является передача всех счетчиков, которые ранее находились в их собственности, на баланс газоснабжающих предприятий. Что это даст в итоге?
Так, согласно новым правилам "умные счетчики" будут установлены у всех категорий потребителей за счет собственных средств "Худудгазтаъминот", то есть бесплатно. А это значит, что и собственниками приборов учета газа будут его структурные подразделения.
Теперь потребителю не придется ждать уведомления для проведения поверки измерительных приборов, подавать заявки в Центр государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг. Словом, все сервисное обслуживание приборов учета газа и связанные с этим расходы (установка, снятие, поверка, ремонт) ляжет на плечи газоснабжающих организаций, а сами потребители будут нести ответственность только за его сохранность.
Как будут обстоять дела с поверкой?
Если раньше это было дело хлопотным и затратным, то теперь все гораздо проще. Поверка "умных счетчиков" будет производится раз в 10 лет. В случае его неисправности, газоснабжающая организация самостоятельно определит этот факт и примет соответствующие меры.
В ближайшей перспективе потребители смогут "забыть" о своих визитах в различные инстанции и сопутствующих затратах за обслуживание счетчиков. Просьба к потребителям будет одна – бережно относиться к новым приборам и проявлять заботу об их сохранности.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Комментарии отсутствуют