Загрузка
Загрузка
Метод проб и ошибок. Как власти Узбекистана намерены решать проблемы с электричеством, отоплением и бензином
Общество

Метод проб и ошибок. Как власти Узбекистана намерены решать проблемы с электричеством, отоплением и бензином

11266
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Вот уже два года подряд в начале зимы Узбекистан сталкивается с катастрофическими проблемами в сфере энергетики. Если в 2022 году произошедший блэкаут удалось списать на короткое замыкание на высоковольтной линии и замять тему устаревшего оборудования и нехватки квалифицированного персонала, то 2023 год показал состояние отечественной энергетической системы во всей красе.

Всего неделя аномальных холодов поставила электроэнергетику, а также систему газо- и теплоснабжения в состояние коллапса. Если ситуацию с газом удалось стабилизировать, то отключения электроэнергии и проблемы с подачей тепла и горячей воды продолжаются. Сможет ли страна справиться с этими трудностями и без кризисов пройти предстоящий осенне-зимний сезон 2023/2024 годов, покажет время, однако меры для этого нужно предпринимать уже сейчас.

Судя по всему, правительство понимает, что второй такой энергетический коллапс бизнес и население могут не перенести. Повторение проблем с газом и электричеством грозит серьезными пертурбациями в экономике, ведь ни один инвестор, тем более иностранный, не будет вкладывать деньги в развитие бизнеса, когда его предприятие внезапно и на неопределенный срок могут оставить без энергоресурсов. Здесь первым звоночком для Кабмина должны стать владельцы газовых заправок, которые выстроились в строй на торговой платформе Olx, чтобы продать свой бизнес. И это, не говоря уже о том, что многочасовые отключения электричества и отсутствие отопления подрывают веру населения в способность властей эффективно управлять государством.

Выступая на заседании правительства в конце января, премьер-министр Абдулла Арипов признал, что во время подготовки к зиме 2022/2023 годов были допущены серьезные ошибки. Правительство, по его словам, не намерено их повторять, поэтому ответственные органы сделают правильные выводы из случившегося и разработают новые меры для эффективной подготовки к следующему осенне-зимнему сезону.

Одна из них – пересмотреть вопросы, связанные с импортом природного газа и электроэнергии, угля и мазута, провести переговоры с зарубежными партнерами, заблаговременно принять все необходимые меры для достижения договоренностей. В этом плане ключевым партнером для Узбекистана уже стала Россия. Только за последние две недели стороны прошли в этом направлении путь, равный годам.

Так, например, именно российская сторона сейчас помогает Узбекистану победить бензиновый кризис. "Узбекнефтегаз" в конце января подписал контракты с российскими компаниями на импорт 50 тысяч тонн АИ-80. В ближайшее время эта продукция будет доставлена железнодорожным транспортом в республику и поступит на отечественные заправки. Главное, что стоимость российского бензина будет доступной для водителей. По предварительным расчетам, конечная цена на АЗС составит 6200 сумов за литр.

Не стоит забывать и тот факт, что благодаря поставкам российского мазута Узбекистан смог обеспечить функционирование своих электростанций в условиях дефицита газа в аномально холодные недели января. Только в январе российские производители отгрузили в Узбекистан свыше 60 тысяч тонн этой продукции.

Еще одно важное направление энергетического сотрудничества – газовая сфера. Сейчас Узбекистан, Россия и Казахстан обсуждают возможность наращивания поставок российского газа в Центральную Азию, используя на первом этапе действующую инфраструктуру в реверсном режиме, а затем в перспективе создавая новые газопроводы. Для Узбекистана это отличный шанс не только закрыть тему с дефицитом природного газа для населения и экономики, но и получать деньги за транзит российских углеводородов в Китай. При этом, учитывая проблемы "Газпрома" с экспортом в Европу, узбекским переговорщикам очевидно удастся выторговать голубое топливо по привлекательным ценам.

Об этом, в частности, на днях заявил и вице-спикер нижней палаты парламента Одилжон Таджиев, отметивший, что Узбекистану, где существует растущая потребность в газе, все равно придется его где-то покупать. Поэтому, добавил он, почему бы не воспользоваться тяжелым положением "Газпрома", теряющего покупателей на мировом рынке, и закупить газ по приемлемой цене. Именно так и стоит подходить ко всем проектам, предлагаемым российскими и другими зарубежными партнерами: учитывать только свои интересы и не поддаваться на давление третьих сторон. Принцип "назло бабушке отморожу уши" в нашей стране не пройдет, тем более что власти не обсуждают передачу газотранспортной системы в управление любой иностранной стороне.

По словам известного общественного деятеля, члена союза писателей Узбекистана и Беларуси Исмата Кучиева, Узбекистану не следует отказываться от многолетнего сотрудничества с разными странами в угоду интересам Западной Европы и США, которые, прежде всего, действуют в собственных интересах.

"Прозападные блогеры однобоко освещают все проблемы и события в стране, всегда и во всем стараясь обвинять руководство Узбекистана, в частности, в сдаче интересов узбекского народа в угоду русскому народу. Такой ракурс дискуссий, особенно в интернете вообще необоснован", – говорит Кучиев.

Эксперт считает, что если Узбекистану сегодня выгодно работать с Китаем или Россией, то нужно это делать, если существуют преимущества от сотрудничества с Францией – этим тоже надо заниматься.

"Прежде всего, Узбекистану нужно думать о благополучии своих граждан – успокоить и накормить людей, утеплить их дома", – подчеркнул собеседник.

Еще один ключевой вопрос, добавил Кучиев, это модернизация устаревших техники и оборудования. В их неисправности в Узбекистане постоянно обвиняют СССР, хотя уже в независимом Узбекистане 30 лет не проходило качественных ремонтных работ и замен инженерно-коммуникационных систем, установленных в советское время.

"Это происходит вследствие нецелевого использования бюджетных средств, деньги просто воруют, например, старое оборудование отмывают, шлифуют, а докладывают, что ставят новое. Именно поэтому и необходима ревизия всего энергетического комплекса в стране", – отметил он.

Действительно современному Узбекистану необходима масштабная модернизация электрогенерации и распределительной сети. Правительство уже пообещало обновить в этом году 817 километров магистральных и 11 тысяч километров низковольтных линий электропередач, 2840 трансформаторных пунктов, увеличить мощность магистральных подстанций дополнительно на 1325 мегавольт-ампер. За счет каких инвестиций это будет делаться, пока непонятно. Скорее всего летом нас ждут не очень приятные новости о повышении тарифов на свет и газ или введении так называемой социальной нормы. Эксперты подчеркивают, что провести масштабную модернизацию системы без поднятия тарифов вряд ли получится.

Кроме того, властям необходимо уже сегодня принимать решения по реализации крупных проектов по созданию новых видов генерации, без которых в стране через пять лет может наступить настоящий энергетический коллапс.

К началу 2023 года численность населения Узбекистана составила 36 миллионов человек, что в сравнении с прошлым годом больше на 753,6 тысячи человек (2,1%). Согласно демографическим прогнозам, до 2035 года число рождений сохранится на таком же уровне – в среднем 950-980 тысяч, а численность населения превысит 45,6 миллиона человек.

По данным экспертов Института прогнозирования и макроэкономических исследований, в стране сегодня существует дефицит электроэнергии примерно в диапазоне 8-10% от потребности. При этом спрос на электроэнергию со стороны населения будет возрастать ежегодно на 6,2-6,5% в период до 2035 года. Для обеспечения возрастающего спроса как со стороны населения, так и экономики в целом потребуется уже к 2030 году увеличить энергетическую мощность не менее чем в 1,8-1,9 раза относительно существующего уровня.

Прогнозируемый рост спроса населения на фоне ожидаемого возрастания потребности в энергии со стороны важнейших отраслей и сфер экономики требует дополнительной проработки и эффективной реализации масштабных и сложных решений в отношении развития национальной энергосистемы. Поэтому эксперты считают необходимым провести скорейшую интеграцию в энергосистему Узбекистана атомной и водородной генерации, а также других альтернативных зеленых технологий для преодоления существующего энергодефицита.

Если водородная энергетика в промышленном масштабе – это пока еще недостижимая цель, то атомная – вполне реальная. Сейчас Узбекистан и Россия готовят генеральный контракт на сооружение атомной электростанции (АЭС), отмечал посол РФ Олег Мальгинов.

По его словам, проблемы с энергоснабжением, которые наблюдались в Узбекистане, еще раз продемонстрировали, насколько правильным было решение лидеров стран, принятое в 2018 году в Ташкенте по строительству АЭС.

"Это большая и многоплановая работа. Сейчас на площадке [для строительства станции] завершены инженерные изыскания, определена оптимальная техническая конфигурация проекта. Построенная АЭС позволит экономить порядка 3 миллиардов кубометров газа ежегодно. Кроме того, в Узбекистане будет создано более 8 тысяч новых рабочих мест при строительстве и эксплуатации станции. "Росатом" планирует широкое вовлечение в проект местных строительных компаний, поставщиков материалов и оборудования. Локализация обеспечит значительную выручку местных компаний и налоговые поступления в бюджет республики", – подчеркнул посол.

Планируется, что АЭС в Узбекистане будет оборудована реакторами типа ВВЭР-1200. Это эволюционная технология, в которой используются самые совершенные системы безопасности, имеется четыре уровня защиты, применяются активные и пассивные системы безопасности. Все эти технологии поколения 3+ способны обеспечить безопасность станции даже в самых экстремальных условиях и при этом не наносят вреда окружающей среде. На сегодняшний день это самые безопасные современные технологии в мире, что, в частности, подтверждает Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ.

Кроме того, мощность реакторной установки на 20% больше, чем у блоков предыдущего поколения, а проектный срок службы основного оборудования увеличен в два раза – до 60 лет.

Остается надеяться, что правительство Узбекистана действительно не на словах, а на деле учтет ошибки, допущенные в январе этого года, сделает правильные выводы и обеспечит население электричеством, углем, газом и бензином. В ином случае градус разочарования и усталости от чиновников будет только расти, что может затормозить дальнейшие реформы в стране.


Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

18 комментариев

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+