Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Почти два года длится глобальный дефицит электронных чипов, который оказывает существенное негативное влияние на автомобильную промышленность по всему миру. Как начался, как развивался и когда завершится кризис с полупроводниками? — Постараемся ответить на эти вопросы.
Полупроводниковая микросхема в простейшем виде — это устройство из транзисторов и проводов, установленных на кремниевой пластине. Функция состоит в том, чтобы изменить поток электрического тока, проходящего через него, и тем самым обеспечить двоичные сигналы, которые устройства могут использовать для обработки данных.
Современные сложные высокотехнологичные микросхемы и микропроцессоры имеют критическую важность для экономики и жизнедеятельности. Они используются в компьютерах, ноутбуках, смартфонах, электронике, автомобилях, самолетах и других промышленных изделиях. В одном современном автомобиле может использоваться до ста микропроцессоров, которые отвечают за алгоритмы работы двигателя, коробки передач, многочисленных систем безопасности, щитка приборов, медиасистемы и т.д.
При этом производство полупроводников и микрочипов - очень высококонцентрированное производство. Шутка ли: одна тайваньская компания TSMC обеспечивает около 54% мировых потребностей в микросхемах. На втором месте с гигантским отставанием располагается корейская Samsung Electronics (доля рынка — 17%), на третьем — другая тайваньская компания UMC (7%).
По оценкам независимых экспертов, пять крупнейших производителей чипов в сумме занимают 85% этого рынка, поскольку сложное и наукоемкое производство таких элементов окупается только при очень больших тиражах продукции — и только таким образом достигается низкая себестоимость одного чипа.
Дефицит полупроводников в конце 2020 года был спровоцирован совпадением во времени нескольких неблагоприятных факторов:
Во-первых, лок-дауны из-за пандемии коронавируса приводили к внеплавновым простоям заводов по производству полупроводников.
Во-вторых, в 2020 году резко вырос спрос на ноутбуки и другую электронную технику для удаленной работы, хотя участники рынка, наоборот, ожидали падения продаж.
В-третьих, в октябре 2020 года случайный пожар остановил крупное производство полупроводников Asahi Kasei в Японии.
В 2021 году ситуация усугубилась из-за засухи на Тайване, а ведь для производства чипов нужно большое количество сверхчистой воды.
Ожидания, что в 2022 году острота кризиса ослабнет также не оправдались, поскольку здесь добавились новые беды. Из-за конфликта России и Украины необходимый для производства микрочипов неон подорожал в шесть раз, поскольку РФ и Украина являются крупнейшими поставщиками этого инертного газа на мировой рынок. Одновременно возник риск резкого подорожания палладия в связи с антироссийскими санкциями — этот металл используется в некоторых компонентах чипов, а Россия поставляет на мировой рынок 40% палладия.
По оценкам Goldman Sachs, автопром является наиболее пострадавшей из-за дефицита полупроводников отраслью экономики.
По состоянию на август 2022 года мировое недопроизводство автомобилей из-за нехватки электронных компонентов составило в сумме 13 млн машин, об этом сообщало агентство Reuters.
Toyota Motor — крупнейший автоконцерн мира — с начала 2022 года ежемесячно внепланово на несколько дней останавливает свои автосборочные конвейеры в Японии — в связи с нехваткой электронных компонентов из Китая из-за продолжающегося дефицита чипов и лок-даунов, вызванных локальными вспышками коронавируса.
Дошло до того, что с июля 2022-го Toyota временно не принимает заказов на одну из своих флагманских моделей — рамный внедорожник Land Cruiser 300. Очередь на него в некоторых комплектациях достигла четырех лет — нарастить темп выпуска Toyota не способна из-за все той же нехватки чипов.
По информации Reuters, в последние месяцы мировые автоконцерны выстраивают прямые отношения с производителями полупроводников. Прежде они не взаимодействовали, поскольку микрочип — это только компонент электронных узлов, хотя и ключевой.
Полупроводники, как правило, закупают не автомобильные концерны, а их поставщики комплектующих. Теперь же ситуация такова, что GM, Volkswagen, Ford, Nissan и другие компании договариваются напрямую с производителями микросхем о резервировании крупных объемов полупроводников для своих нужд.
В России основная острота дефицита полупроводников в автопроме пришлась на период март 2021 — февраль 2022 года. Недовыпуск автомобилей за прошлый год по этой причине АВТОВАЗ оценивал в 100 тысяч единиц. С марта 2022-го из-за санкционного давления на РФ предприятия автопрома потеряли доступ к целому ряду иностранных компонентов — таким образом, нехватка электронных микросхем перестала быть основной проблемой для российского автопрома, а стала лишь одной из многих.
Стоит упомянуть и Узбекистан, где национальный автопроизводитель UzAuto Motors на редкость эффективно преодолевает дефицит электронных компонентов. После того, как в августе 2021 года бывший топ-менеджер GM Бу Андерссон возглавил компанию — началась последовательная борьба с нехваткой деталей и непоставками компонентов с полупроводниками.
Применяются как менеджерские приёмы (к примеру, регулярные конференц-коллы с поставщиками с участием представителей GM), так и проверенные временем и хорошо зарекомендовавшие себя ранее решения - к примеру, введены дополнительные рабочие смены, чтобы собирать автомобили при поступлении деталей и в выходные дни. Кроме того, приоритетом в работе UzAuto определила для себя в качестве приоритетной цели - задачу насыщения внутреннего рынка Узбекистана, и предпринимает всё возможное для достижения этого.
Хотя, по прогнозам экспертов, мировой дефицит чипов может завершиться не ранее, чем в конце 2023-го — начале 2024 года.
Этот дефицит будет только нарастать, Америка перенесет производство обратно в Америку и мир вернется в каменный век. А в России, государство начнет отбирать, мобильники, планшеты, компьютеры, всю умную технику у граждан, чтобы сделать свои ракеты немного умней.