Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Каждый раз, когда я протягиваю 1200 сумов кондуктору или, если его нет, водителю городского автобуса при выходе, вспоминается зарубежная командировка в одну из так называемых развитых стран в середине 90-х прошлого века.
Небольшой западный городок… Там в автобусах не было кондукторов. В общественный транспорт нужно заходить с заранее купленным билетом-абонементом. Благо, найти его не трудно – он продается в любой торговой точке. Войдя в автобус, нужно самому добровольно проштамповать (зарегистрировать) свой абонемент-билет в специальном автоматическом аппарате автобуса. При этом на билете пропечатывается время.
Иногда в автобус входят контролеры: двое мужчин в специальной форме. Проверяют дисциплину самообилечивания пассажиров. Можно догадаться: если найдут "зайца", меры будут приняты незамедлительно. С ним справятся сами или позвонят куда надо. Но за две недели пребывания в городке не заметил (не был свидетелем) ни одного случая с "зайцем".
Водитель городского общественного транспорта не имеет никакого отношения к сбору денег за проезд. Его задача – строго соблюдать график и безопасно довезти пассажиров.
Вопрос первый. Неужели мы отстали на четверть века?
Помнится: в 70-е прошлого века в столичных трамваях тетеньки-кондукторы ходили по салону и обилечивали, собирая по 3 тийина (копейки).
Вопрос второй. Неужели мы отстали на полвека?
Такой порядок оплаты был наверняка и более 100 лет назад, когда в Ташкенте появился общественный транспорт (трамвай).
Вопрос третий. Неужели мы отстали на целый век?
На некоторых узловых остановках общественного транспорта столицы работают зазывалы. "Куйлюк!", "Юнусабад!", "ИппААдром", "Чорсу!", "Сергели!"... зовут они. Так продавцы зазывали покупателей на средневековых рынках...
Вопрос четвертый. Неужели мы отстали на несколько веков?
Когда работа городского общественного транспорта будет организована по здравому смыслу?
Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Помнится лет 7 назад в Стамбуле нас не пустили в автобус, потому что мы протягивали деньги вместе специального электронного билета, которые кстати продавались в киоске на остановке (как нам потом объяснили)
в 90 году, в ташкенском транспорте тоже была система компостера, когда покупали абонемент на остановках в спец будках и в транспорте пробивали. было даже Больше входили в автобус там стояла механизм выдачи билетов, кидали 5 копеек и отрывали билет, Причем все делали добровольно и лишние билеты не отрывали.
Все вы пишите правильно. Только я плохо представляю, что у нас все дружно будут платить, если их будут проверять время от времени, а не постоянно. И да, я в шоке от работы молодых и здоровых людей, выкрикивающих направление транспорта. Зачем? Разве люди не знают, где находится и куда едет их транспорт? Но что я точно знаю, переломить все это- дело многих лет