Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В социальных сетях продолжаются споры на тему соблюдения тех или иных религиозных правил.
Конечно, абсолютная и непререкаемая истина – то, что религия наших предков – основа нравственных правил жизни многих поколений. И еще непреложная истина, заключается в резко возросшем интересе к исламу, в первую очередь, нашей молодежи. Такое увлечение связано с новыми вызовами, с которыми сталкиваются молодые люди в современном обществе, с поиском своей идентичности, жизненными ценностями. В этом ничего плохого.
Интерес к исламу проявляется во многих аспектах, внешней атрибутике, ворвавшихся в нашу жизнь, постепенно превращаясь в обыденность.
Попробуем вместе разобраться в противоречиях, вызывающих сегодня неоднозначные мнения в нашем обществе.
Позиция №1
Джума-намаз
Районы Ташкента, в которых расположены мечети, фактически близки к автомобильному коллапсу. Это самая обсуждаемая тема дискуссий в социальных сетях.
Многие пользователи приводят в пример другие мусульманские страны, в некоторых из них законы шариата преобладают в обычной жизни. Но даже в этих странах верующие, соблюдающие основные законы ислама, с уважением относятся к братьям, которые мечети в пятницу не посещают. Улицы в этих городах свободны от пробок, потому что верующие идут в мечети пешком. Как сказал известный узбекский блогер о джума-намазе в одной из таких стран: "молятся тихо, незаметно и скромно".
Конечно, ташкентцы по-разному относятся к автомобильным пробкам по пятницам. Часть из них свыклась с таким неудобством и просто терпеливо ждет, пока движение восстановится. Другие испытывают раздражение из-за задержек и неудобств, особенно когда спешат или опаздывают куда-то.
А недавно в мечети "Кузи ожизлар" в Чиланзарском районе Ташкента вообще произошел вопиющий случай, когда во время молитвы скончался прихожанин. А медицинская бригада не смогла вовремя оказать первую помощь пациенту, потому что машина "скорой" не смогла подъехать к мечети из-за припаркованных в махалле машин ее посетителей.
Мнения комментаторов в социальных сетях, возмущенных неудобствами автопробок, достаточно разнообразны. И это не кажется странным. Но вот что на самом деле удивительно – это мнения прихожан, приезжающих на машинах и бросающих их на проезжей части, как попало.
"Я – мусульманин и приехал исполнить свой долг в святую пятницу. Я никому не создаю проблем. Все обязаны быть на намазе, и тогда никто не будет жаловаться на машины. Верующие в джума – главные. Смотрите на нас и делайте как мы",– стандартная позиция всех, с кем удалось накоротке побеседовать.
Причем такая позиция непоколебима, несмотря на мнения имамов, призывающих во время намаза не создавать проблем другим людям. Такую удивительную позицию можно охарактеризовать одним словом – "показуха".
Позиция №2
Борода
Сегодня некоторая часть молодых людей, ассоциирующая себя с исламом, нередко носит бороды, что делает их внешность ярко выделяющейся среди остальных. Они абсолютно уверены, что их борода для всех окружающих – признак богобоязненности, выполнение сунны, и теперь никто не сможет обличить их в неправедных делах. Удивительно, но эта уверенность строится лишь на внешней атрибутике. Странно, но именно так ношение бороды понимают многие наши сограждане.
Мне вспоминается один случай с моим знакомым, уже немолодым человеком, которого пригласили сниматься в кино на эпизодическую роль. Роль боевика, которую играл мой знакомый, требовала иметь густую бороду, которую он начал отпускать. Через некоторое время соседи по махалле начали спрашивать его: "Вы были в хадже? Вы читаете Коран?".
Кстати, интересный факт из Сирии про боевиков ИГИЛ и бороды.
После масштабного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке часть боевиков бежала в Турцию. Так вот журналисты арабских изданий сфотографировали в районе Алеппо и в окрестностях Хамы целые залежи использованных бритвенных станков и килограммы сбритых бород.
Дело в том, что для перехода через сирийско-турецкую границу вместе с беженцами, боевики переодевались в женскую одежду и сбривали бороды. Журналисты утверждают, что местные жители видели, как террористы брились и затем надевали женские платья и никабы.
И еще одно интересное наблюдение.
Все мы помним, как сотрудники МВД Узбекистана проводили аресты членов местных ОПГ, занимавшихся различными преступлениями: рэкетом, разбойными нападениями, мошенничеством, изготовлением и продажей наркотиков, другими преступлениями. Так вот обратите внимание на фотографии задержанных. Почти все фигуранты возбужденных уголовных дел носят бороду. В социальных сетях некоторые пользователи высказали свое мнение. Мне оно показалось интересным и, возможно, справедливым.
Все обвиняемые в уже упомянутых преступлениях читают Коран и пятикратный намаз, передают часть награбленных денег в мечети. Они считают, что таким образом соблюдают садака, закят, а также молитвой, соблюдением сунны выполняют все обязательства перед Всевышним. А вот каким образом получены эти деньги, для них не принципиально.
Вновь напрашивается уже упомянутое слово "показуха", вот смотрите, какой я правоверный мусульманин. Так считают многие участники дискуссии в соцсетях.
Так что же такое показуха (желание выдать что-то в лучшем свете, хотя это совершенно не соответствует действительности) в исламе? Давайте разберемся.
Коран призывает соревноваться в благих делах. Но при этом подразумевается не показуха, а то, что, когда один мусульманин делает одно благое дело в день, ты постарайся сделать два или три, или даже больше. Но главное – не напоказ, а ради Всевышнего.
Показуха происходит от человеческой слабости. Кто-то хочет самоутвердиться, самовыразиться, показать, что он лучше, чем есть на самом деле, – а это уже показатель зависимости и заискивания перед такими же смертными. В этом заключается наша слабость. У некоторых молодых людей эта слабость выражается в строгом следовании религиозной атрибутике.
Можно ли людям рассказывать о своих хороших делах не для того, чтобы похвастаться, и не с плохими намерениями, а просто так? Деяние, которое было совершено не с целью достичь довольства Всевышнего, а ради хвастовства, называется "рийа" (показуха). Любое поклонение должно совершаться лишь ради Аллаха и Его милости. Если человек неискренен, то рийа уничтожает саваб за чтение Корана, совершение намаза, выдержанный пост, выплаченный закят, ношение бороды или никаба.
Наш пророк (сав) говорил: "Несомненно, что самой страшной вещью для вас является малый ширк: (рийа) показуха" (Тирмизи). На самом деле каждый человек знает, ради чего он совершает определенный поступок. Если искренне "заглянуть" в свою душу и задаться вопросом: "Для чего я это делаю? Ради кого это?", можно увидеть то, что движет нами. Это – желание достичь довольства Аллаха или же восхищения, одобрения и похвалы окружающих нас людей?
Рассмотрим два примера. Допустим, вы находитесь на каком-либо мероприятии и наступило время намаза. Вы осторожно спрашиваете человека: "Совершаете ли вы намаз?", чтобы в случае утвердительного ответа понять, как дальше себя вести, где вам обоим можно совершить молитву и как лучше это сделать. В данном случае это не будет считаться рийа, поскольку в вашем вопросе прослеживалось лишь благое намерение.
Рассмотрим обратную ситуацию: вы находитесь в окружении малоизвестных вам людей и по наступлении времени намаза невзначай задаете вопрос: "А вы читаете намаз?". Если это было сделано ради того, чтобы пристыдить человека и поставить его в неловкое положение, или для того, чтобы продемонстрировать свою набожность, чтобы потешить свой нафс "внутренним самолюбованием", то это будет рийа.
Предпочтите милость Аллаха, а не восхищение людей, довольство Аллаха, а не угождение людям…
В конце концов, бросать ли свою машину посередине дороги, создавая массу неудобств окружающим, носить бороду или нет – это право выбора каждого молодого человека.
Но все же стоит задуматься, как на тебя смотрят окружающие и какое будущее нужно для себя строить.
Стоит также заметить, что уважение к религиозным обязанностям – это важный аспект для каждого человека. Однако важно не забывать и то, что религиозная практика не должна мешать окружающим, нарушать гражданские нормы и правила жизни в светском государстве.
Более того, стоит задаться вопросом, насколько вы соблюдаете правила жизни мусульман и истинные принципы ислама. Ведь ислам наряду с молитвой и ношением бороды также налагает на своих последователей множество других нравственных и этических обязательств. Выполняете ли вы иные обязательства? К сожалению, ответ на этот вопрос в нашем обществе оказывается риторическим.
Искандар Махмудов
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора
Да уж пост заказной
Как много правды про наших национальных религиозных героев которые думают только о себе
Все правильно тут написано, действительно очень много рийа у нас в Ташкенте. Давно пора понять вопрос с машинами. Ставят как хотят
Ходимла йулли назорат килишвотти соколга кесе, багдасигамас соколли мухокама килиш, Узинам постинам бир тинга киммат????????????
Просто надо машины сразу на штраф стоянку забирать, эвакуатор реально поможет решить этот вопрос. Нарушать сразу реже будут.