Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Фонд Ислама Каримова опубликовал на своей странице в Facebook интересные факты о первых годах независимости республики, и, в частности, сложной ситуации, которая возникла в Ферганской долине в 1989 году, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
"В Советском Союзе вопросу национальности уделялось особое значение. С одной стороны, с конца 70-х годов ХХ века имели место попытки внедрения такого понятия, как "советский человек", а с другой стороны, национальное самосознание людей, проживавших в союзных республиках, подавлялось и дискриминировалось политикой руководства тоталитарного Центра", – отметили в фонде.
Так, например, в Ташкенте, где большую часть населения составляли узбеки, не было кинотеатра для демонстрации фильмов на узбекском языке, подавляющее большинство вывесок, географических названий и объявлений осуществлялись преимущественно на русском языке. Это было результатом игнорирования интересов и запросов "титульной" национальности.
Поэтому, когда в последние годы существования бывшего Советского Союза в условиях общественно-политической деградации и экономической стагнации, произошел идеологический кризис, и власть Центра ослабла, десятилетиями зревшая и находившаяся в "скрытом" состоянии межнациональная напряженность только усилилась и в некоторых регионах выливалась в жесткие межэтнические конфликты.
"Так, в мае 1989 года в Фергане начались массовые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами, переросшие в настоящие погромы, горела вся Фергана, и эти события могли охватить всю Ферганскую долину, где в то время проживала почти половина населения республики. В ходе ферганских событий погибло более 100 человек, и около тысячи получили ранения", – сообщили в фонде.
Вот именно в такое сложное время Ислам Каримов был избран руководителем республики. Вскоре после своего избрания, он срочно вылетел в Фергану. Благодаря его продуманным и активным действиям и настойчивым требованиям на непосредственном участии представителей Центра, удалось остановить разрастание кровавого конфликта, который мог дестабилизировать обстановку во всей республики.
Каримов предпринимал решительные и смелые шаги по урегулированию вспыхивавших в разных частях Узбекистана межэтнических конфликтов. Он предотвратил кровавые этнические конфликты в феврале-марте 1990 года в Буке и Паркенте, в июне 1990 года – в Оше.
Первый президент проявил особое внимание равноправию всех наций и народностей, населяющих Узбекистан, защите интересов как "титульной" нации, так и национальных меньшинств.
"Огромное значение имело то, что Исламом Каримовым было уделено внимание как возрождению ислама, так и свободе в деятельности всех конфессий, существовавших в стране. Представителям всех религиозных конфессий были созданы условия, позволяющие свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию", – заметили в Фонде.
Смелым политическим шагом Ислама Каримова стало принятие в октябре 1989 года закона "О государственном языке", который придал узбекскому языку, пребывавшему ранее очень долгое время на второстепенных ролях, статус государственного. Это имело важное значение для роста национального самосознания узбекского народа и явилось первой победой на пути обретения независимости.
По мнению представителей Фонда, сегодня с уверенностью можно сказать, что именно Ислам Каримов остановил межнациональное противостояние, предотвратил гражданскую войну, сохранил жизнь тысячам людей, обеспечил мир и спокойствие не только в нашей республике, но и во всем многонациональном центральноазиатском регионе.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz
Притесняли по языковому принципу титульную нацию. А месхетинцы тут при чём? Ну ввели госязык. В Оше тоже были столкновения. В Киргизии тоже были погромы на межнациональной почве уже при правлении И. А. Каримова. А Центра с русским языком не было.
полный бред. Язык и культура никогда небыли вторичны вРеспубликах Азии, как сейчас модно писать. Выпускники национальных школ поступали в вузы без экзаменов, и имели многочисленные льготы. Их нельзя было отчислить. Двуязычье в вывесках присутствовало всегда. Все языковые перекосы исходили опять же, от "Национальных Элит" которые были даже более Русские, чем сами Русские))) Этим подчеркивалась их "НЕБОИЗБРАННОСТЬ" Предпосылками к погромам служили совершенно другие события. Так называемые "Национальные элиты" власть которых на местах ЦК КПСС ограничивал путем ротации кланов ( (в Узбекестане, Хлопковые дела), в других республиках по разному) при ослаблении центра, разыграли "национальную карту". Волнения были организованными и спланированными, что не могло бы произойти вне поля зрения СИЛОВИКОВ. Надо знать как работали КГБ республик в то время. В Центральной (Средней) Азии конфликт назревал только тогда, когда касался земли и воды. В ферганской долине вопросы земли и водопользования всегда были болезнеными, поэтому в период кооперационной революции, отдельные группы получая больше свободной прибыли, начали обретать власть на местах и влиять на распределение ресурсов. То есть стали "угрозой" для местной номенклатуры. По такому же сценарию развивались и Ошские события. Никакого "национального сознания" в них небыло...ВЛАСТЬ и ДЕНЬГИ...Война пчёл против мёда.
Может быть Каримов и остановил что-то, но не остановил миграцию некоренного населения, разграбление страны, остановку работы фабрик и заводов, обнищание народа.
Похоже в Фонде намеренно искажают историю, мы от школы ходили в кинотеатр имени Хамзы и смотрели фильмы на Узбекском языке, причем были фильмы и иностранные переведенные на Узбекский язык. У меня лежат старые документы (домовая книга, акт купли продажи и т.п.) там двуязычие, сперва на Узбекском потом на Русском.
Вот и в Узбекистане появился свой "ельцин центр". Только называется по-другому, а цель такая же- пудрить мозги, наглой ложью пропитать историю страны, выработать в людях рефлекторное отторжение всего что было при СССР. Если он такой умелый политик, то как объяснить волнения в той же долине в 2005 году? С вводом войск и стрельбой? Тоже виноват пресловутый "Центр"? Не знаю как в Ташкенте, может там люди и страдали от нехватки вывесок на узбекском языке, и отсутствия кинотеатров с фильмами на узбекском, но в Бухаре с этим дело обстояло все хорошо. Я с детства знал благодаря адресным вывескам, что улица это кучаси, садик бохча и т.д. И как хитро идет манипуляция словами в статье! "...Не было кинотеатра для демонстрации фильмов на узбекском языке..." это как понимать? Кинотеатры были, но в них нельзя было показывать фильмы на узбекском языке? Или не было специализированного кинотеатра в котором бы демонстрировались фильмы ТОЛЬКО на узбекском языке? Дальше: "...подавляющее большинство вывесок, географических названий и объявлений осуществлялись преимущественно на русском языке...". "Подавляющее большинство", "преимущественно". Очень удобные слова. Вывески ВСЕГДА дублировались, начиная с вывесок детских садов и заканчивая вывесками аэропортов, вокзалов и табличками на зданиях министерств! Про объявления то же самое. Если это официальные объявления, то они печатались на двух языках. Минимум. А частные объявления писали на том языке, на котором говорил тот кто подавал объявление. Как жаль, что спустя 28 лет почти, после развала Союза, чинуши от всяких "центров" валят причины за все беды на Советский Союз. Постройте уже свое! Чтобы не надо было людям лапшу вешать и отвлекать внимание! Сделайте чтобы люди жили хорошо и тогда не придется врать, что раньше все было плохо! Люди будут видеть, что СЕЙЧАС хорошо.
«в Ташкенте, где большую часть населения составляли узбеки, не было кинотеатра для демонстрации фильмов на узбекском языке, подавляющее большинство вывесок, географических названий и объявлений осуществлялись преимущественно на русском языке. Это было результатом игнорирования интересов и запросов "титульной" национальности» - ну неправда же всё! Во-первых, в Ташкенте русских было 53%. Во-вторых, кинотеатры на узбекском языке были, например, на Бешагаче и Текстиле. В-третьих, никакого «игнорирования интересов и запросов "титульной" национальности» не было и в помине, например, в институты, в том числе в России, принимали без экзаменов. Во все творческие и профессиональные Союзы принимали буквально ни за что. То же – с почётными званиями и наградами; с диссертациями. Кстати, титульной нацией – узбеками – местное население стало тоже по указке Москвы, после 1926 года. И меньше всего это нравилось как раз кокандцам, вечно мешающим мирно жить и Ташкенту, и Бухаре.