Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В редакцию Podrobno.uz обратилась жительница Ташкента Алина Иксанова. Она рассказала, как ее мать, пенсионерку, убедили в магазине оформить три онлайн-кредита на сумму более 8 миллионов сумов за куртки. Женщина назвала произошедшее мошенничеством, поскольку пожилую покупательницу обманули: ей не озвучили полную стоимость покупки, а изделия, которые ей навязали, оказались не из кожи, как уверяли продавцы.
Семья пыталась вернуть товар и расторгнуть договоры, но столкнулась с отказом со стороны продавцов. Обращения в правоохранительные органы результатов пока не дали.
Инцидент произошел в начале апреля в магазине Mondial. Как рассказала Иксанова, ее маму пригласили с улицы в магазин под предлогом распродажи кожаных курток:
"Внутри было два продавца и еще один человек, изображавший покупателя. Все они убеждали маму, что куртка ей очень идет, уверяли, что она из натуральной кожи. Мама сразу сказала, что вещь ей не нужна и слишком дорогая, но продавцы начали настаивать и предлагать оформить рассрочку".
По ее словам, мать сначала отказалась, объяснив, что не умеет пользоваться смартфоном и не разбирается в приложениях. Но продавцы пообещали помочь, уверяя, что платить придется "всего 300–500 тысяч в месяц".
"За несколько минут они сами установили нужные приложения и оформили две рассрочки на сумму 5,2 миллиона сумов. Общую сумму маме не озвучили. А ее пенсия – всего 990 тысяч сумов, она не может себе этого позволить", – сказала обратившаяся.
Дома пенсионерка обнаружила, что изделия сделаны не из кожи, а из искусственных материалов. На следующий день она вернулась в магазин, чтобы отказаться от покупки, но продавец заявил, что "договор уже не отменить". При этом он уговорил женщину оформить еще одну рассрочку – на более "дешевую" куртку, обещая, что первый аннулируется через 10 дней. Так появился третий кредит.
Когда пожилая женщина снова попыталась обратиться в магазин, чтобы отменить договоры рассрочки, магазин оказался закрыт.
Семья обратилась в службу поддержки одного из приложений, через которое оформлялась рассрочка. Там им ответили, что заявление должно поступить от самого магазина, и тогда договор будет автоматически расторгнут.
После этого женщина обратилась в правоохранительные органы. По словам Алины, один договор вскоре действительно отменили, но другой остался в силе. Однако и здесь не обошлось без трудностей.
"Наше дело передали дознавателю в ОВД. Он встал на сторону магазина и заявил, что это "не обман, а маркетинг". Хотя обман был как по поводу качества изделий, так и по поводу суммы и возможности отмены рассрочки", – рассказала Иксанова.
Позже семья обратилась в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей. Представитель ведомства связался с продавцом, который заявил, что магазин якобы согласен расторгнуть договоры – нужно только вернуть товар. Однако по определенным причинам сделать это так и не получилось.
Теперь, по словам семьи, в комитете отказываются помогать, заявляя, что нужно было "идти сразу". Продавцы тоже отрицают возможность расторжения оставшихся договоров.
Корреспондент Podrobno.uz связался с одним из продавцов магазина. Он представился Шахбозом и заявил:
"Я помог оформить рассрочку, чтобы ей было легче платить. Все было с ее согласия".
Он также отметил, что в соответствии с законом покупатель имеет право вернуть товар в течение 10 дней с момента покупки, однако на данный момент этот срок уже истек.
Сейчас семья Садыковой надеется на помощь юристов и правозащитников.
"Мы в отчаянии. У нас нет денег оплачивать товар, который стоит более 5 миллионов сумов по рассрочкам. Его навязали маме обманом и не расторгли договор сразу, хотя она много раз пыталась связаться с продавцами и вернуться в магазин. У нас нет средств на адвоката, а бесплатные юристы говорят: 'Договаривайтесь с магазином'. Но магазин тянет время и отказывается расторгать все", – заключила собеседница.
Корреспондент Podrobno.uz направил запрос в правоохранительные органы и Комитет по защите прав потребителей для разъяснения ситуации.
Напомним, что с 24 июля в Узбекистане вступят в силу новые правила микрокредитования. Банки больше не смогут выдавать кредиты тем гражданам, у которых показатель долговой нагрузки превышает 50 % от их доходов. Это означает, что заемщики смогут тратить не более половины своих ежемесячных доходов на погашение кредитов.
Агенство по защите прав потребителей вообще нужно закрыт , так как они из бюджета жрут твари миллиарды а толку от них на 1 сум. Кому нужна такая защита. Бестолковое агентство!!!