Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан провел совместно с Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане «круглый стол» на тему «Основы де-институционализации: международные стандарты, зарубежный опыт, законодательство Республики Узбекистан». В нем приняли участие депутаты, сенаторы, представители министерств, ведомств, негосударственных организаций.
Было отмечено, что неотъемлемой частью государственной политики Республики Узбекистан является обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка, забота о социально уязвимых детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Узбекистан является членом более 30 международных договоров в области прав человека. Одним из первых документов, ратифицированных Узбекистаном после провозглашения независимости в 1991 году, является Конвенция о правах ребенка. Ратифицированы также два Факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка. Приняты законы «Об охране здоровья граждан», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» и другие.
В 2012 году была принята Государственная программа «Здоровая семья – здоровое общество». В 2011 году, согласно публикации результатов «Save the children», Узбекистан занял 9-ю позицию среди 161 страны по организации медицинской помощи детям, опережая такие страны как Германия, Франция, США и др.
В Республике функционируют 13 домов ребенка. Из них 10 являются общепрофильными, куда поступают в основном дети до 3 лет из неблагополучных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети одиноких матерей (отцов), подкидыши, дети от больных матерей с активной формой туберкулеза, психических больных родителей, а также страдающих алкоголизмом.
Общее количество мест составляет 970 коек. На начало 2012 года количество детей в домах ребенка составило 742. Из общего количества детей 385 (51,8%) составляют дети-сироты. В течение 2011 года из домов ребенка выбыло 638 детей, из них 311 (48,7%) взяты родителями, 257 (40,2%) были усыновлены, 44 (7%) по достижению возраста переведены в дома «Мехрибонлик» и 27 (4,2%) переведены в детские дома «Мурувват».
Укомплектованность в домах ребенка медицинскими кадрами, врачами и средним медицинским персоналом составляет 100 %. Дважды в год проводится углубленный медицинский осмотр детей в поликлиниках по месту дислокации детского дома с участием ведущих специалистов. Лечение и медико-социальная реабилитация детей осуществляется как в специализированных, так и в первичных лечебно-профилактических учреждениях.
Преимущественное право заботиться о ребенке, оставшемся без попечения родителей, предоставляется родственникам, которые способны выполнять эту функцию. Помещение ребенка в специализированные учреждения является крайней мерой, в случае невозможности определения ребенка в семью. Социально уязвимые дети, воспитание которых в семье невозможно, имеют право на альтернативные формы устройства - установление опеки и попечительства; усыновление (удочерение) ребенка; принятие в семью на воспитание (патронат); помещение в специализированные воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты, обеспечивающие им необходимую заботу и поддержку.
Комментарии отсутствуют