Загрузка
Загрузка
БДИПЧ ОБСЕ направляет полноценную миссию по наблюдению за выборами Президента Республики Узбекистан
Политика

БДИПЧ ОБСЕ направляет полноценную миссию по наблюдению за выборами Президента Республики Узбекистан

3154
Загрузка

БДИПЧ ОБСЕ опубликовало отчет о предвыборной обстановке и ходе подготовки к выборам Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря 2016 года, и заявило о планах направить полноценную миссию по наблюдению за предстоящими выборами.

Полноценная миссия по наблюдению за выборами впервые направляется в Узбекистан с учетом нашей готовности провести важное политическое мероприятие открыто и гласно в соответствии с общепризнанными международными избирательными стандартами. Следует отметить, что БДИПЧ наблюдало за парламентскими и президентскими выборами в республике с 1999 года, направляя ограниченные миссии.

Ранее по приглашению ЦИК Узбекистана с 11 по 14 октября текущего года республику посетила Миссия по оценке потребностей (МОП) в составе руководителя департамента по выборам БДИПЧ ОБСЕ Александра Шлыка и советника этого департамента Ульви Ахундлу с целью оценки предвыборной обстановки и хода подготовки к выборам, знакомства с организацией работы избирательных комиссий, органов государственной власти, имеющих отношение к проведению выборов, деятельностью политических партий и СМИ в предвыборном процессе, а также анализа соответствия национального избирательного законодательства общепризнанным международным стандартам.

В ходе встреч в парламенте, министерствах, ведомствах, государственных и общественных организациях Узбекистана эксперты БДИПЧ получили информацию о работе, проводимой в Узбекистане в сфере демократизации государственной власти и управления, развития избирательного законодательства и практики подготовки и проведения выборов.

В отчете МОП отмечены улучшения выборного законодательства в Узбекистане, а также практики организации и проведения избирательной кампании. Подчеркивается, что согласно требованиям Конституции Республики Узбекистан Центральная избирательная комиссия объявила о начале избирательной кампании по выборам Президента страны 9 сентября текущего года. В полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» с учетом трехмесячного периода для проведения предвыборных мероприятий определен день голосования — 4 декабря 2016 года.

Эксперты БДИПЧ оценили утверждение ЦИКом Программы основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, которая обеспечивает проведение всех этапов избирательной кампании в установленные законом сроки и порядке.

Обращено внимание на принятие Центральной избирательной комиссией обновленных инструкций и положений, регулирующих процедуры выдвижения кандидатов и верификации собранных в их поддержку подписей, организации предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, рассмотрения жалоб и заявлений, в том числе оформления административных правонарушений, а также прав и обязанностей наблюдателей. Отмечено упрощение методических рекомендаций для членов избирательных комиссий по оснащению и организации избирательных участков. В отчете отдельно подчеркивается, что ЦИК пересмотрела акты, конкретно уточняющие процедуру составления списков избирателей.

Эксперты дали положительную оценку тому факту, что уже в декабре 2015 года после проведения президентских выборов в марте 2015 года были внесены изменения и дополнения в законы «О Центральной избирательной комиссии», «О выборах Президента Республики Узбекистан» и другие акты законодательства. При этом особо выделены следующие поправки в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан», как:

- уменьшение необходимого количества подписей для выдвижения в кандидаты в Президенты (с 5% до 1%), облегчающего участие политических партий в выборах;

- закрепление норм о понятии предвыборной агитации, видах, формах и методах ее проведения;

- создание избирательных участков в местах предварительного содержания под стражей, упорядочение процедуры голосования;

- возможность включения в список избирателей по месту временного проживания;

- определение сроков, порядка и процедур проведения досрочного голосования, установления «дня тишины» за день до начала голосования.

В отчете указывается, что новшества введены с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и они соответствуют общепризнанным избирательным стандартам.

Эксперты отмечают открытость и гласность деятельности избирательных комиссий, широкое участие в их заседаниях представителей СМИ, политических партий и международных наблюдателей, готовность ЦИК оперативно публиковать в СМИ и на официальном веб-сайте все материалы, связанные с избирательной кампанией. Кроме того, указывается, что в окружных избирательных комиссиях около 40 процентов составляют женщины.

Миссия БДИПЧ также включила в отчет данные о работе ЦИК по широкому информированию населения о предстоящих выборах, организации каскадных тренингов в масштабе всей страны, направленных на качественную подготовку членов участковых избирательных комиссий по различным аспектам избирательной кампании, а также о реализации программы по дальнейшему повышению правовой культуры и электоральной активности избирателей, прежде всего молодежи и уязвимых групп населения.

Экспертами БДИПЧ ОБСЕ отмечено, что все политические партии выдвинули своих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, а также выразили готовность принять активное участие в предстоящих выборах.

Обращается внимание, что финансирование избирательной кампании осуществляется государством в соответствии с Законом «О финансировании политических партий» и постановлениями ЦИК, на их основе предусмотрено увеличение бюджета каждой политической партии для финансирования избирательной кампании до 1 млрд. узбекских сумов, а также обязанность политических партий по завершении выборов в течение месяца опубликовать на своих веб-сайтах и в печатном органе отчет о расходовании выделенных денежных средств.

Также в отчете МОП приводится информация о том, что в Узбекистане функционирует 1 472 средства массовой информации, 60 % из которых являются негосударственными, а в качестве средства распространения политически значимой информации, особенно в городской местности, все чаще используются интернет и социальные сети, в том числе Facebook и YouTube. В планах государственного телевидения и частных телеканалов организация тематических ток-шоу и дебатов между кандидатами и их доверенными лицами, а также разнообразных программ по выборной тематике.

Как положительный шаг оценено сокращение сроков рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан. В частности, жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, и незамедлительно — если до выборов осталось менее шести дней. Причем в такие же временные рамки могут быть обжалованы в суд решения избирательных комиссий.

Имеются законодательные возможности для политических партий назначать своих уполномоченных представителей, в том числе наблюдателей с правом участия в подсчете голосов на избирательных участках, а также наблюдателей от иностранных государств и международных организаций с правом присутствия на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в том числе и на заседаниях ЦИК, отмечается в отчете экспертов.

На основании изложенного, а также принимая во внимание готовность властей Узбекистана обеспечить транспарентность всего избирательного процесса в соответствии с международными стандартами, Миссия по оценке потребностей предложила БДИПЧ ОБСЕ направить полноценную Миссию по наблюдению за выборами, возложив на нее задачи по наблюдению за:

– практической реализацией внесенных в законодательство изменений и дополнений;

– проведением предвыборной агитации;

– процедурой регистрации избирателей;

– освещением в СМИ избирательного процесса;

– организацией деятельности избирательных комиссий всех уровней, в том числе по недопущению нарушений в день голосования.

Миссию по наблюдению за выборами предлагается укомплектовать основной группой, долгосрочными наблюдателями в количестве 28 человек, а также краткосрочными наблюдателями в количестве 250 человек, которые будут осуществлять систематическое наблюдение на избирательных участках в день голосования.

Как ранее сообщила пресс-служба ЦИК, готовность принять участие в наблюдении за выборами Президента Республики Узбекистан уже выразили такие авторитетные организации, как Шанхайская организация сотрудничества, Исполком СНГ, Организация исламского сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, а также многочисленные представители парламентов, избирательных органов и эксперты из стран Европы, Америки, Азиатско-тихоокеанского региона и СНГ.

 

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Загрузка....