Граница, вода и железная дорога. Министр иностранных дел Кыргызстана рассказал о ключевых вопросах во взаимоотношениях с Узбекистаном
Политика

Граница, вода и железная дорога. Министр иностранных дел Кыргызстана рассказал о ключевых вопросах во взаимоотношениях с Узбекистаном

4011

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Министр иностранных дел Руслан Казакбаев в преддверии госвизита президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан дал интервью, в котором рассказал о ключевых вопросах во взаимоотношениях двух стран.

Среди них – совместное водопользование и закупки электроэнергии, переговорный процесс по спорным участкам и линии прохождения границы, строительство железной дороги в Китай и многие другие.

– Руслан Айтбаевич, известно, что 11-12 марта президент Садыр Жапаров совершит визит в Узбекистан. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном и их эволюцию в новых условиях?

– Хотел бы начать с того, что Узбекистан является нашим ближайшим соседом, с которым нас связывает многолетняя общая история, культура, схожесть языка и духовных ценностей. Сегодня нас объединяют отношения, основанные на добрососедстве и взаимной поддержке, которые отвечают интересам двух братских народов.

Для Кыргызской Республики дальнейшее динамичное развитие дружественных и добрососедских отношений с Республикой Узбекистан остается одним из главных приоритетов внешней политики.

Мы с большим удовлетворением воспринимаем то, что благодаря открытому и регулярному политическому диалогу наших государств, в последние годы отношения между нашими братскими государствами вышли на качественно новый уровень – уровень стратегического партнерства.

Продолжается активный диалог на уровне глав государств, парламентов, правительств и внешнеполитических ведомств, наблюдаются динамичные межведомственные и межрегиональные контакты. Все это, по моему мнению, является свидетельством действительно тесного взаимодействия двух стран-партнеров.

Мы полностью поддерживаем и приветствуем стратегию Узбекистана, направленную на сближение отношений с соседями по региону. Благодаря активизации наших отношений, в последние годы мы достигли значительных успехов в решении проблемных вопросов. После длительного перерыва возобновлена работа Совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству. Кроме того, создан Совет глав приграничных областей двух наших стран под патронажем глав правительств, который придал новый положительный импульс и способствовал углублению торгово-экономического и приграничного взаимодействия.

Хочу также отметить активное продвижение и расширение торговых и экономических связей. Это свидетельствует о наличии широких возможностей для роста взаимного товарооборота и расширения сотрудничества в разных отраслях экономики. Конечно, пандемия COVID-19 негативно повлияла на динамику нашего сотрудничества, но важно то, что обе наши страны смотрят в будущее с оптимизмом.

Сегодня отношения между нашими странами – это не просто стандартный формат двустороннего сотрудничества в тех или иных сферах, а осознанный долгосрочный стратегический выбор двух государств, имеющих многовековую историческую связь.

Я глубоко убежден, что сегодняшний позитивный характер отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном будет развиваться по нарастающей в духе дружбы, добрососедства, взаимной поддержки и доверия.

Предстоящий визит президента Кыргызской Республики Садыра Нургожоевича Жапарова в Ташкент призван этому всесторонне способствовать.

– Какие ожидания у Вас от предстоящего визита? Какие основные вопросы, в том числе проблемные, будут обсуждены между лидерами двух стран? Имеются ли принципиальные вопросы, по которым пока нет консенсуса, но по которым ожидается прогресс?

– Повторюсь, что двустороннее сотрудничество между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан во всех сферах сотрудничества сегодня действительно развивается очень динамично.

Необходимо отдать должное тому, что ситуация кардинально изменилась во многом именно благодаря проводимой политике президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиеева, провозгласившего доктрину полного мира, гармонии, добрососедства и сотрудничества, и перенаправившего усилия внешней политики Узбекистана на поиск компромиссов с соседями

Скажу открыто: в настоящее время между нашими странами нет закрытых тем, о которых мы не можем говорить, и у нас нет проблем, по которым мы не сможем договориться.

В целом, проводится большая совместная работа, стороны нацелены на решение актуальных вопросов, в том числе, по границам, функционированию контрольно-пропускных пунктов, снятию проблемных вопросов в сфере торгово-экономического, водно-энергетического, транзитно-транспортного сотрудничества.

Следует отметить, что наши страны имеют огромный неиспользованный потенциал в торгово-экономической, инвестиционной сфере. Несмотря на достижения в данной сфере, нам необходимо всемерно усилить работу в данном направлении.

Как и во всем мире, распространение пандемии COVID-19 внесло свои коррективы в планы взаимодействия на всех уровнях. Однако, несмотря на ограничения, прошлый год был весьма активным на двусторонние политические контакты. Так, к примеру, после длительного перерыва в августе и в декабре прошлого года в Ташкенте и Бишкеке прошли два заседания правительственных комиссий двух стран по демаркации и делимитации кыргызско-узбекской государственной границы.

Вызванный пандемией глобальный социально-экономический кризис выявил острую необходимость более тесной международной координации и взаимодействия на двустороннем и региональном уровнях. С учетом этого, в настоящее время перед нашими государствами стоят первоочередные цели по оживлению торгово-экономических связей и промышленной кооперации. А наиболее эффективный способ достижения этих целей – это реализация совместных программ, предусматривающих устранение барьеров во взаимной торговле, упрощение таможенных процедур, их гармонизация и цифровизация, развитие электронной коммерции, а также поощрение взаимных инвестиций.

Как представляется, сейчас нам важно выработать новые, в том числе «нестандартные», подходы к развитию наших торгово-экономических и инвестиционных связей в условиях пандемии.

- Совсем недавно, перед визитом в Казахстан, С.Жапаров заявил, что Кыргызстан ведет переговоры с Узбекистаном о поставках электроэнергии, и связано это с дефицитом воды. Водный вопрос долгое время был «камнем преткновения» между нашими странами. Как обстоят дела сегодня, сохраняется ли напряженность в этом вопросе между нашими странами? Будет ли вопрос импорта электроэнергии в Кыргызстан увязываться с вопросами режима работы кыргызстанских ГЭС и попусков воды?

- Хотел бы начать свой ответ на этот вопрос с того, что ключевым фактором устойчивого развития государств Центральной Азии во многом является комплексное и эффективное использование водно-энергетических ресурсов. На сегодняшний день в регионе Центральной Азии, к большому сожалению, пока не существует взаимовыгодного сотрудничества в данной сфере.

Кыргызстан считает, что в регионе должны быть разработаны и внедрены экономические механизмы водопользования. Это нужно для того, чтобы у стран верховья были возможности и стимул накапливать водные ресурсы для орошения в соседних странах независимо от водности, в том числе и в периоды маловодья и из расчета на несколько лет вперед.

К примеру, на территории Кыргызской Республики имеются водохозяйственные объекты, с помощью которых мы обеспечиваем накопление, сохранение и подачу воды соседним государствам. На эти цели ежегодно из государственного бюджета выделяется значительное финансирование. Поэтому, безусловно, водные ресурсы все-таки имеют свою экономическую стоимость. Это означает, что соответствующие затраты должны быть соответственным образом компенсированы.

В этом ключе кыргызская сторона выступает за возобновление сотрудничества в рамках Соглашения между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Нарын-Сырдарья от 1998 года, которое предусматривает компенсационный механизм использования водных и энергетических ресурсов.

Хотел бы подчеркнуть, что в связи с наступлением маловодья в бассейне реки Нарын на сегодняшний день существуют реальные риски по недостаточному накоплению воды в Токтогульском водохранилище. Естественно, что это напрямую сказывается на объемах выработки электроэнергии на покрытие внутренних потребностей Кыргызской Республики.

В целях стабильного функционирования энергосистемы, а также сохранения необходимого объема воды в Токтогульском водохранилище, в первую очередь необходимо осуществить импорт электроэнергии в Кыргызскую Республику в этом и в следующем году.

Как отмечают наши специалисты-энергетики, на этот год требуется импорт электроэнергии в объеме 1,5 млрд кВт/ч., в связи с чем ведутся переговоры с узбекской и казахстанской сторонами.

С Казахстаном уже достигнута договорённость о поставке электроэнергии в объеме до 900 млн кВт/ч. в 2021 году. Этот же объем электроэнергии будет возвращен Казахстану до 2023 года.

В настоящий момент также ведутся переговоры с узбекской стороной. Надеемся, что уполномоченные органы двух стран найдут взаимоприемлемые решения по импорту электроэнергии, в том числе с учетом взаимозависимости наших государств в водно-энергетической сфере.

В целом же хочу сказать, между странами сегодня уже нет никаких «камней преткновения». Наоборот, и у Узбекистана, и у Кыргызстана есть общее понимание важности диалога по вопросам водно-энергетического сотрудничества. Я считаю, что это очень хорошая основа для того, чтобы в регионе наконец было достигнуто согласие по водно-энергетическим вопросам с учетом потребностей и интересов всех заинтересованных сторон.

- В конце 2020 года Кыргызстан и Узбекистан объявили о создании Кыргызско-Узбекского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 50 млн долларов. Расскажите более подробно об этом Фонде, на какой стадии сегодня вопрос его создания, какие проекты планируется реализовать под его эгидой? Помимо этого, какие крупные двусторонние проекты намерены реализовать Кыргызстан и Узбекистан в ближайшее время?

- Для того, чтобы поддержать усилия наших стран по расширению торгово-экономических, инвестиционных и финансовых отношений, в декабре прошлого года правительственные делегации Кыргызстана и Узбекистана действительно достигли договорённости о создании Кыргызско-Узбекского инвестиционного фонда. Уставной капитал, как вы правильно отметили, определен в размере 50 млн долларов.

В ходе двусторонних переговоров глав правительств в феврале этого года наши узбекские друзья проинформировали о полной готовности поддержать нашу инициативу по созданию инвестфонда на территории Кыргызстана.

Планируется, что Фонд будет осуществлять финансирование совместных проектов путем предоставления займов. Финансирование будет осуществляться в таких приоритетных секторах экономики, как агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, торговля, предпринимательство и другие направления.

В настоящее время профильными министерствами Кыргызстана и Узбекистана ведется активная работа по практической реализации данного проекта. Соответствующий проект межправительственного соглашения прошел у нас в стране внутригосударственное согласование и уже направлен узбекской стороне на рассмотрение.

Помимо этого, я хотел бы отметить, что в настоящее время сторонами формируется План практических мер, или так называемая «Дорожная карта», по расширению сотрудничества в сфере промышленной кооперации.

На сегодняшний день в указанный План включены 19 проектов, среди которых строительство совместного индустриального торгово-логистического центра на территории Кадамжайского района Баткенской области на границе с Сохским районом Узбекистана, строительство завода по переработке картофеля, создание и развитие производственно-логистического предприятия по переработке абрикоса в Баткенской области, совместная разработка месторождения кварцевого песка, реализация проектов по созданию тепличных комплексов, создание совместных оптово-логистических центров по переработке и хранению плодоовощной продукции и экспорту на рынки ЕАЭС через КР и другие крупные совместные проекты.

Мы надеемся, что реализация этих проектов значительно активизирует торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами.

- На какой стадии вопрос строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Будет ли этот проект обсуждаться в Ташкенте во время визита президента?

- Как известно, развитие и расширение транспортного сектора является ключевым фактором экономического роста любой страны. Кыргызская Республика находится в самом центре Евразийского континента и имеет выгодное географическое положение, что дает нам возможности для доступа на большие рынки соседних стран.

Поэтому кыргызская сторона придает важное значение проекту строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан, который потенциально может стать одним из самых перспективных звеньев трансконтинентальных транспортных коридоров, соединяющих Азию и Европу.

Для Кыргызстана очень важно превратиться из тупиковой страны в транзитную. Для этого необходимо развивать и железнодорожное сообщение по всей территории страны, причем как транзитное, так и внутреннее. Это, как мне кажется, - залог укрепления транспортной независимости Кыргызстана.

Очевидно, что развитие транспортной инфраструктуры при этом позволит активизировать торговые отношения, повысить экономический потенциал всех государств региона и решить многие насущные проблемы социально-экономического развития государств Центральной Азии.

Кроме того, на фоне глобальной пандемии коронавируса COVID-19 возрастает роль трансграничной электронной торговли, что в перспективе приведет к повышению спроса и на железнодорожные перевозки, так как основным международным перевозчиком товаров из интернет-магазинов сегодня является железная дорога. Пандемия коронавируса COVID-19 также показала, что железнодорожные грузовые перевозки являются самым безопасным и быстрым видом доставки товаров.

По проекту железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан на регулярной основе проводятся трехсторонние экспертные встречи рабочих групп, в рамках которых идет обсуждение технических, финансовых и других вопросов. В настоящее время стороны продолжают переговорный процесс по данному проекту.

В июле прошлого года по итогам проведенных переговоров была создана рабочая группа по финансово-экономическому анализу проекта из числа представителей профильных министерств и ведомств Кыргызской Республики, которая сегодня активно ведет переговоры с узбекской стороной.

Еще раз хочу отметить, что мы заинтересованы в этом проекте. Надеемся на то, что наши страны найдут взаимоприемлемые и взаимовыгодные пути его реализации. От этого выиграют все стороны.

- Как вы оцениваете переговорный процесс между странами по спорным участкам и линии прохождения государственной границы?

- Как Вам известно, на сегодняшний день Кыргызстан завершил все вопросы юридического оформления линии госграницы с Китаем и Казахстаном. Это стало возможным только благодаря взаимному конструктивному подходу, принятию взаимоприемлемых решений с учетом национальных интересов всех сторон. Я считаю, что другого подхода в этом вопросе быть не может.

Очень важно, что переговорный процесс с Узбекистаном по вопросам границы сегодня также проходит в духе взаимопонимания. Можно сказать, что сегодня этот процесс находится на стадии завершения.

В наследство нашим государствам достались очень сложные участки госграницы, особенно в густонаселенном районе Ферганской долины. Более того, мы веками жили рядом, а в период СССР между нашими государствами вообще фактически отсутствовало такое понятие, как государственная граница.

Несмотря на это, с братским Узбекистаном нам удается находить мудрые и взаимоприемлемые решения. Такой подход позволил нам 5 сентября 2017 года подписать Договор о кыргызско-узбекской государственной границе, протяженностью 1170,53 км.

Хотел бы отметить, что по оставшейся части между нашими странами практически отсутствуют спорные участки. Сегодня, нам осталось решить всего около 6% от всей протяженности госграницы. Кыргызстан совместно с Узбекистаном нацелен завершить юридическое оформление линии кыргызско-узбекской госграницы к концу 2021 года.

Решение пограничных вопросов и юридическое оформление государственной границы несомненно даст мощный импульс развитию двустороннего сотрудничества, а также торгово-экономического взаимодействия, что в свою очередь должно содействовать укреплению стабильности и взаимопониманию между нашими странами.

Мне кажется очень важным то, что между нашими странами есть консенсус, что кыргызско-узбекская граница должна быть границей дружбы и добрососедства. В том числе и на реализацию этой идеи будут направлены усилия лидеров наших стран в ходе встречи в Ташкенте.

- В прошлом году Узбекистан оказал нам ощутимую помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией. Будут ли в Ташкенте дополнительно обсуждаться вопросы совместного противодействия последствиям пандемии COVID-19? В условиях эпидемиологических ограничений, какие сегодня имеются проблемные вопросы в развитии торговли, по передвижению людей, товаров и услуг?

- Хотел бы выразить искреннюю благодарность нашему братскому узбекскому народу за оказанную гуманитарную помощь для борьбы с COVID-19 в столь сложный для нашей страны период.

Данная помощь отвечала целому ряду потребностей нашей страны, которая покрывала усилия в обеспечении продовольственной и эпидемиологической безопасности КР. За период с начала пандемии Узбекистан выслал 7 партий гуманитарной помощи, включающей в себя медицинские принадлежности, продовольственную продукцию, СИЗы и т.д.

Помимо этого, узбекской стороной были доставлены модульные конструкции на 400 койко-мест в города Бишкек и Кызыл-Кыя для строительства двух инфекционных больниц.

В складывающихся условиях необходимо дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере здравоохранения, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, обмена подходами к лечению и вакцинации от COVID-19, в том числе в области фармацевтики.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, могу сказать, что в данное время проблем по грузоперевозкам между нашими странами нет. Кроме того, граждане обоих стран могут въезжать и выезжать на территорию двух стран.

Однако, при въезде на территорию Республики Узбекистан необходимо наличие ПЦР-теста и сдача экспресс анализа. То есть, до прохождения кыргызско-узбекской границы гражданам Кыргызстана необходимо сдавать ПЦР-тест, а потом, при прохождении контрольно-пропускных пунктов, еще раз дополнительно сдавать экспресс-анализы. Естественно, это создает некоторые неудобства и ощутимые расходы для наших граждан.

Но я бы хотел бы еще раз отметить конструктивизм в подходах узбекской стороны. В ходе переговоров на уровне глав правительств двух стран 4 февраля этого года премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов заверил, что выдача ПЦР-тестов для граждан КР будет производится на бесплатной основе, в порядке исключения из общих правил въезда в РУз иностранных граждан.

В этой связи, в настоящее время между министерствами здравоохранения КР и РУз проводится работа по взаимному признанию ПЦР-тестов граждан двух стран.

Кроме того, мы хотим предложить узбекской стороне проработать вопрос по совместному строительству медицинских лабораторий в приграничных районах КР по выдаче результатов ПЦР-тестов, которые признавались бы обеими сторонами.

- Каков уровень взаимодействия КР и РУз в рамках региональных и глобальных международных организаций и какие инициативы совместно продвигаются на международной арене? И как реально воздействуют наши страны в разрешение вопросов регионального характера в ЦА?

- Кыргызстан и Узбекистан, как близкие соседи, активно взаимодействуют на всех многосторонних площадках. При этом, мы имеем схожие позиции по вопросам международной проблематики, а также по активному использованию имеющегося потенциала международных и региональных организаций таких как ООН, ШОС, СНГ и т.д.

В целом, стоит отметить активное и дружеское взаимодействие наших стран на площадке ООН. Стороны на постоянной основе оказывают взаимную поддержку в выборные органы этой и других международных организаций.

В данном контексте нельзя не отметить выдвинутую по инициативе Узбекистана резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН об укреплении регионального и международного сотрудничества в Центральноазиатском, поддержанную Кыргызской Республикой.

Узбекистан также активно поддерживает и наши внешнеполитические инициативы. Речь, в том числе, идет об инициированной нами резолюции «Природа не знает границ: Трансграничное сотрудничество – ключевой фактор в сохранении и использовании биоразнообразия» и Всемирных играх кочевников, также отраженных в резолюции Генассамблеи ООН.

Особо хочется подчеркнуть весьма плодотворное взаимодействие КР с РУз в рамках ЮНЕСКО. Как известно у нас есть несколько совместных транснациональных номинаций, вошедших в Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО и нематериального культурного наследия человечества. Это праздник «Нооруз» и природный объект «Западный Тянь-Шань».

Кыргызская Республика в качестве члена Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО регулярно оказывает поддержку и отстаивает позицию братского Узбекистана. Так в 2018 году КР поддержала просьбу узбекской стороны и проголосовала «против» проекта решения ЮНЕСКО об исключении исторического центра Шахрисабз из Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой. В 2019 году Кыргызстан поддержал позицию Узбекистана по статусу консервации г.Самарканд и г.Бухара, находящихся под угрозой исключения из Списка Всемирного наследия.

Кроме того, необходимо отметить, что на многосторонних международных площадках ведется совместная работа по привлечению дополнительных средств для решения проблем урановых хвостохранилищ.

Говоря о сотрудничестве в формате региона Центральной Азии, хотел бы отметить, что Кыргызская Республика придает приоритетное значение этому направлению внешней политики. Мы заинтересованы в продолжении регулярного политического диалога в пятистороннем формате и достижении конкретных результатов во благо народов, проживающих в нашем уникальном регионе.

Наш регион имеет большие возможности и все предпосылки для стабильного, открытого и динамичного развития на основе дружбы и добрососедства. Дальнейшие шаги зависят, прежде всего, от нас самих, стран Центральной Азии.

Поэтому мы просто обязаны находить взаимоприемлемые пути решения насущных и актуальных вопросов, совместно продвигать интересы региона в международных и региональных организациях, опираясь на доверие, поддержку и взаимное уважение.

Кыргызстан ценит то, что сегодня в отношениях между нашими странами и народами имеется благоприятная атмосфера добрососедства, взаимного доверия, дружбы и уважения. В это сложное для всех время оба государства не отстранились друг от друга, а оказывали взаимную поддержку.

Региональное доверие и открытость должны стать стержневыми принципами интеграционного единства. Для этого важен постоянный живой диалог и общение на разных уровнях. В этом ключе хотел бы отметить большую роль Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, Третью встречу которой мы намерены провести в текущем году в Бишкеке.

- Заметно, что правительство КР уделяло и уделяет большое внимание межэтническим взаимоотношениям в Кыргызстане после известных событий в прошлом. В этом контексте, хотели бы услышать от Вас, есть равные ли возможности у всех этносов нашей страны быть представленными в государственных структурах КР?

- Вы знаете, я бы хотел сказать, что из любой проблемы необходимо извлекать уроки и не допускать их в дальнейшем.

Вы обратили внимание на очень важный вопрос и не только для нашей страны. От гражданского мира и межэтнического согласия зависит политическое, социально-экономическое прогрессивное развитие страны, а также это способствует обеспечению и соблюдению всех основных прав и свобод человека.

Кыргызстан является подписантом всех основных Конвенций ООН по правам человека и выполняет свои международные обязательства. Причем, с 2016 по 2018 гг. Кыргызская Республика являлась членом Совета ООН по правам человека.

Нужно признать, что в разные периоды мы не избежали, как и многие страны, замечаний и рекомендаций по соблюдению стандартов по правам человека Специальных докладчиков, а также различных Договорных органов ООН, участником которых является КР. Мы постоянно работаем над консолидацией общества и укреплением единства народа.

С целью недопущения межэтнический разногласий, поддержания этнического многообразия в 2013 г. была принята Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике и ряд программ, которые, в принципе, способствовали стабильности в стране.

Большой вклад в укрепление единства внесли Ассамблея народа Кыргызстана и Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР.

Мне вспоминаются слова нашего великого писателя, дипломата и мыслителя Чингиза Айтматова, который мне однажды сказал: «Если наш народ будет жить в единстве без деления на кланы, регионы и этносы, то мы сохраним независимость и государственность».

Говоря о представленности в государственных структурах КР разных этносов страны, то хотел отметить, что в Кыргызстане проживают представители более 80 национальностей, все они имеют равные возможности, развитие своих национальных языков, культур и традиций.

Тем не менее, например, в Жогорку Кенеше [парламент], а также в исполнительной, правоохранительной и судебной системах страны, представлены русские, узбеки, казахи, таджики, дунгане и другие этносы.

Я считаю, что все зависит от каждого гражданина КР, какой бы он ни был национальности и вероисповедания, необходимо только его желание, способности, талант и стремление помочь государству в модернизации страны.

В целом, можно с уверенностью сказать, что все этносы, проживающие в нашей стране, нацелены на созидательную деятельность в нашей общей стране – в Кыргызстане. Мы ценим это и дорожим этим.

Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал.



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+