Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. С 22 по 24 октября в Казани проходил саммит БРИКС, где обсуждались перспективы дальнейшего наращивания всестороннего партнерства, а также вопросы связанные с новыми форматами взаимодействия стран в рамках "БРИКС плюс". Участие в саммите принимали 32 государства, многие из них были представлены на самом высоком уровне. Делегацию Узбекистана возглавил президент республики Шавкат Мирзиёев.
Важно подчеркнуть, что Узбекистан заинтересован во взаимодействии с группой БРИКС. Такое сотрудничество дает государству возможности для развития национальной экономики, нуждающейся в модернизации, расширении и диверсификации экспорта, а также привлечении иностранных инвестиций.
В последние годы наблюдается последовательное наращивание торгового оборота между Узбекистаном и участниками объединения. В настоящий момент государства БРИКС входят в двадцатку основных торговых партнеров республики – в 2023 году товарооборот вырос на 27 %, превысив 25 миллиардов долларов. Экспорт увеличился до 5,9 миллиарда долларов, а импорт – до 19,2 миллиарда долларов.
В частности, сотрудничество с Россией, которая в этом году председательствует в БРИКС, является для Узбекистана стратегическим. Сегодня российский рынок имеет важное значение для узбекистанских экспортеров сельскохозяйственных, текстильных и промышленных товаров. Российские предприятия в свою очередь поставляют в республику оборудование, машинотехническую продукцию и энергоносители. По итогам 2023 года взаимный товарооборот вплотную приблизился к 10 миллиардов долларов США.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал Россию – "ключевым стратегическим союзником Узбекистана" во время государственного визита Президента России Владимира Путина в республику в мае 2024 года. Лидеры двух стран поставили задачу увеличить товарооборот с 10 до 30 млрд долларов США. Стороны обсудили в том числе план совместных действий по расширению промышленной кооперации в целях увеличения товарооборота.
На фоне постоянного увеличения грузопотоков важнейшим направлением сотрудничества Узбекистана и России стала реализация международных транспортных проектов, в том числе строительство новых, востребованных бизнесом грузовых магистралей и коридоров.
"Узбекистан является важным экономическим партнером Российской Федерации. Обе стороны заинтересованы в дальнейшем укреплении сотрудничества в транспортной сфере и реализации совместных проектов, направленных на развитие транзитного и экспортно-импортного потенциала Центрально-Азиатского региона", – заявил заместитель председателя российского правительства Виталий Савельев во время рабочего визита в республику в сентябре этого года.
Вместе с тем узбекские и российские железные дороги углубляют сотрудничество. Стороны ведут работу по широкому кругу направлений: совместная реализация международных инфраструктурных проектов, развитие пассажирских перевозок, расширение логистических сервисов, цифровизация, образовательные программы. И, по мнению экспертов, это может принести Узбекистану большие выгоды.
В октябре в республике начало работать представительство ОАО "Российские железные дороги". С 24 сентября по поручению президентов двух стран между Москвой и Ташкентом возобновлено курсирование пассажирских поездов формирования "Узбекистон темир йуллари". Также совместно рассматриваются варианты маршрутов туристических поездов. В сегменте грузовых перевозок продолжаются работы по запуску регулярных ускоренных рефконтейнерных поездов и логистическим маршрутам через порты Каспийского моря и Туркменистан.
"Чем больше железных дорог в республике, тем быстрее растет товарооборот. А это оказывает прямое влияние на рост экономики", – отмечает политолог Бахтиёр Алимджанов.
С учетом развития транспортной инфраструктуры очевиден рост потребностей в подвижном составе. В республике уже эксплуатируются грузовые электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, вагоны метро производства предприятий российского "Трансмашхолдинга". Опыт этой компании в выполнении сложных технологических задач (от производства и комплексного обслуживания подвижного состава до внедрения цифровых систем управления движением) несомненно способствует развитию и модернизации железнодорожной сферы республики, поднятию её на новый уровень.
"Поставки российских вагонов для обновления парка Ташкентского метрополитена стали хорошей традицией. Такое сотрудничество взаимовыгодно и перспективно", – отметил Бахтиёр Алимджанов.
Нельзя также забывать, что в этом году российская сторона подтвердила намерение участвовать в проекте строительства Трансафганской железной дороги, которая свяжет между собой три страны: Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Эта магистраль станет частью будущего мультимодального транспортного коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, который откроет странам-участницам доступ к пакистанским портам в Индийском океане.
По словам директора Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёра Эргашева, маршрут через Афганистан позволит узбекским грузам выходить на порты Аравийского моря на побережье Пакистана. Также есть гипотетическая возможность выхода на Индию, а мультимодальность грузоперевозок (перевалка грузов с железнодорожных составов на морские и обратно), несомненно, сказывается на стоимости грузоперевозок по данным маршрутам.
"Все проекты, которые сегодня предлагаются, дополняют друг друга. Трансафганский железнодорожный коридор из Мазари-Шарифа через Кабул на Пакистан с выходом на порт Гвадар является частью трансевразийского коридора "Север – Юг". Таких проектов может быть много. Большое сухопутное пространство Евразии должно быть объединено железнодорожными и автомобильными коридорами, которые работали бы на то, чтобы создать оптимальные условия для бизнеса с точки зрения логистики и стоимости транспортировки грузов", – считает эксперт.
В конечном счете расширение сфер взаимодействия Узбекистана с Россией и странами БРИКС будет способствовать более эффективной международной торговле, а также позволит создать условия для роста потоков взаимных инвестиций. Все это, в свою очередь, станет драйвером развития экономики Узбекистана и повысит уровень ее конкурентоспособности на мировой арене.
Никак это сотрудничество, не влияет на рост экономик! БРИКС это ярмарка тщеславия, а не организация! 32 государства, что они могут решить или обсудить за 2-3 дня? Уверен что большинство друг, друга, даже не слушало, потому что и так знают кто что скажет. У этой организации только на вступительное слово, всем государствам требуется 2 часа. Президент Индии сократил свой визит до 6 часов, Шейх арабских эмиратов, вовсе отказался посещать данное мероприятие из за бесполезности. Организации БРИКС уже 18 лет! За 18 лет каких либо достижений, у этой организации НЕТ, ровно НОЛЬ. Из всех стран, экономически устойчивый только Китай! РФ нужны деньги, золото и показное величие, чтоб утереть нос США. По этому РФ и проталкивает валюту БРИКС, так и торговлю в национальных валютах. Здесь бы им определится, торговлю в национальных валютах или все же валюте БРИКС. Для валюты БРИКС нужен общий золотой запас, готова ли РФ поделится золотом и хранить его на территории другого государства? Думаю НЕТ! Как собственно и Китай, но у Китая есть деньги и свой собственный международный рынок. А у РФ нет, есть только жадность, амбиции и гордыня. К тому же зона евро, объединена общими границами, а БРИКС нет. Торговля в национальных валютах, подразумевает на чей рынок пришел, той валютой и рассчитываешься. Но РФ хочет рассчитываться на всех рынках, только своими рублями, которые они печатают для них рубль вообще ничего не стоит, по примеру как это делают американцы и европейцы. Но у тех и других, есть деньги, золото и самое главное технологии которыми они торгуют на своих рынках. Пока у США есть передовые технологии их валюта будет в приоритете, как и их рынки. Благодаря развязанному Россией конфликту штаты стали ограничивать некоторые страны и корпорации к технологическому доступу, это коснулось и Китая и им это очень не понравилось. Покусительство Китая на Тайвань как раз об этом и говорит. На Тайване размещены заводы печатающие микросхемы в 2-3 нано метра, это практически атомное моделирование. Китай в этом отношении достаточно сильно уступает до 100 нМт, а РФ вообще такое даже и не снилось. В СССР были технологии выпуска микросхем в микро метрах, а нано это во обще как до луны пешком. Так что БРИКС это организация пока что ни о чем и если она спустя 18 лет ни на шаг ни в чем не продвинулась ожидать от неё вообще ничего не стоит. А то что туда приезжают так много представителей разных государств, ни о чем не говорит их приглашают они приезжают вот и все!