Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в конце марта стал важнейшим внешнеполитическим событием, положив начало оформлению нового миропорядка. В ходе переговоров главы двух стран обсудили в том числе и Центральную Азию, договорившись не только координировать усилия по поддержке стран региона, но и совместно противостоять сюда импорту цветных революций.
Какие цели у Москвы и Пекина в отношении Узбекистана, каково место нашей страны в формирующемся на осколках глобализации мире регионов, что намерен предложить Си Цзиньпин Центральной Азии на предстоящем в мае саммите, а также подтолкнет ли активизация российско-китайского сотрудничества в атомной энергетике Узбекистан к старту строительства АЭС, корреспондент Podrobno.uz спросила у директора Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёра Эргашева.
– После визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву многие эксперты заявляли, что мир уже не будет таким, как прежде. На ваш взгляд, какое значение будет иметь этот визит для формирования новой системы глобального мироустройства?
– Визит председателя Китайской Народной Республики в Москву и проведенные там переговоры, действительно, стали знаковым событием в глобальном процессе переформатирования существующего миропорядка. На мой взгляд, всему миру стало очевидно, что сформирован серьезный альянс между Москвой и Пекином, направленный на то, чтобы преодолеть гегемонизм Соединенных Штатов Америки и приступить к практической реализации проекта по формированию многополярного мира, в котором будет несколько глобальных центров силы, которые будут во многом определять глобальные процессы.
Кроме того, здесь присутствует не только геополитический аспект, но и геоэкономический. Он заключается в том, что происходят глобальные изменения в системе торгово-экономического взаимодействия стран мира. Китай, Россия и те страны, которые входят в БРИКС, сейчас занимаются реализацией конкретных проектов, направленных на преодоление одностороннего доминирования доллара в мировых расчетах как мировой резервной валюты.
Буквально в последние дни мы видим бурный всплеск двусторонних межгосударственных соглашений, когда страны начинают отказываться от доллара в торговле между собой. Возьмите, к примеру, соглашение между Китаем и Бразилией, которые договорились, что взаимные расчеты будут переведены в национальные валюты. Оборот торговли между этими странами составляет около 150 миллиардов долларов в год.
Это очень серьезный сигнал, который показывает, что нас ждут большие изменения в глобальной финансовой системе, что доминированию доллара будет постепенно положен предел. Начинается тот процесс, о котором ряд экспертов говорит как о формировании региональных валютных зон, когда валюты тех или иных центров силы станут доминировать в тех или иных регионах.
Полагаю, речь идет о том, что нас ожидает окончание эры глобализации предыдущего формата, который был заложен в середине 20 века, когда была создана Бреттон-Вудская система с опорой на доллар и выстроена модель глобализации с неравномерным обменом между " глобальным Севером" - "золотым миллиардом" и "глобальным Югом", который по терминологии Валлерстайна называется "периферией" или "полупериферией", обслуживающей интересы этого "золотого миллиарда".
Как представляется, этому тоже приходит конец. Центр мировой экономической активности перемещается в Азию. И он будет постепенно продвигаться дальше на юг, охватывая Южную Америку и частично, наверное, Африку. Таким образом, система "золотого миллиарда", которая наживалась на неравноправном обмене, рушится. И все это, по большому счету, было закреплено в ходе государственного визита Си Цзиньпина в Москву.
– Россия и Китай, обсудив ситуацию в Центральной Азии, заявили о неприемлемости импорта цветных революций и внешнего вмешательства в дела региона, а также договорились об укреплении взаимной координации по поддержке стран ЦА в обеспечении их суверенитета и национального развития. Как вы думаете, в чем это будет выражаться?
– И для Китая, и для России Центральная Азия является зоной серьезных интересов, как политических, так и экономических. Обе державы напрямую граничат с регионом.
Для России основным приоритетом во внешней и оборонной политике долгие годы будет ориентация на противостояние Западу и НАТО на своих западных границах. Именно поэтому для РФ Центральная Азия является регионом стратегической важности. Ведь она обеспечивает безопасность южного подбрюшья России. Поэтому наш регион, в котором есть стабильность и где отсутствуют серьезные конфликты, способные взорвать региональную безопасность, – это категорический интерес России.
То же самое касается и Китая. Основные геополитические интересы этой страны направлены на Тихий океан. В частности, главным приоритетом является зона Южно- китайского моря, что связано с Тайванем и рядом других вопросов. Поэтому Китай заинтересован в том, чтобы Центральная Азия, которая является его стратегическим тылом на западе, была регионом, в котором сохраняются региональная стабильность и спокойствие.
Таким образом, обе страны заинтересованы в том, чтобы регион представлял для них не головную боль, а он будет таковой, если появятся беспорядки и конфликты. Обе страны четко заявили, что стабильная Центральная Азия – для них один из главных приоритетов. Уже сейчас видно, что будет делаться в этом направлении. И Россия, и Китай заинтересованы в реализации крупных инфраструктурных и транспортно-коммуникационных проектов, которые позволили бы обеспечить грузовые перевозки, как по направлению "Север – Юг", так и по маршруту "Восток – Запад". Это важно для обеих стран. И все эти маршруты по большому счету будут проходить через Центральную Азию.
Поэтому Москва и Пекин сейчас работают со странами Центральной Азии, чтобы обсудить и приступить к реализации серьезных транспортно-коммуникационных проектов, проходящих через регион.
Для того, чтобы обеспечить внутриполитическую стабильность в ЦА, нужно решать водно-энергетические вопросы, которые являются важнейшими для всех стран региона. И Китай, и Россия будут работать в направлении того, чтобы помочь центральноазиатским странам в совместном решении данных вопросов. Параллельно с этим идут и процессы взаимодействия стран региона в реализации единой энергетической политики и формирования единого регинального энергокольца, что также будет работать на то, чтобы регион оставался стабильным и спокойным.
Таким образом, вода, энергетика, строительство ГЭС и АЭС – это тот набор проектов, которые должны обеспечить условия для стабильного экономического развития стран региона.
Учитывая то, что Россия и Китай для всех стран Центральной Азии входят в первую тройку внешнеэкономических партнеров, еще одним важнейшим направлением деятельности обеих стран будет дальнейшее развитие и углубление торгово-экономических отношений со странами региона, а также усиление инвестиционного сотрудничества. Увеличение объемов внешней торговли обеспечит возможности для экономического развития и поддержания социальной стабильности в странах ЦА.
Кроме того, в силу определенных причин как субъективного, так и объективного характера страны региона оказываются под сильнейшим нажимом и прессингом со стороны внерегиональных, прежде всего, западных стран в вопросах обеспечения внутренней стабильности. Здесь есть свои проблемы, которые позволяют западным странам активно продвигать свою повестку в СМИ и общественном пространстве стран региона. Поэтому Китай и Россия в меру своих сил и возможностей будут содействовать тому, чтобы западная пропаганда была ограничена в странах Центральной Азии.
Это заметно по тому, как эти страны действуют в Центральной Азии. И, насколько я понимаю, это противостояние в информационной, идеологической и культурно-гуманитарной сферах между западным блоком с одной стороны и Россией и Китаем с другой стороны будет только усиливаться и этот процесс будет иметь долгосрочный характер.
– Еще один интересный момент – Москва и Пекин договорились координировать свои усилия в рамках региональных организаций, таких как ШОС, БРИКС, АТЭС и других. Насколько важна работа этих организаций для нашей страны? Как будет продолжать строить свои взаимоотношения с членами данных организаций Узбекистан, учитывая происходящие изменения на глобальном уровне, постепенное сворачивание глобализации и переход к миру регионов?
– Узбекистан активно участвует в тех региональных организациях, которые представляют для него интерес. Как представляется, Шанхайская организация сотрудничества – это один из ключевых институтов регионального партнерства и сотрудничества.
Учитывая то, что членами ШОС являются и Россия, и Китай, и Индия, а также продолжающийся процесс расширения организации, становится очевидно, что она превращается в важную региональную структуру с серьезными перспективами, роль и значение которой будет только усиливаться. Узбекистан это прекрасно понимает. Результаты саммита ШОС в Самарканде осенью прошлого года показывают, что Узбекистан намерен активно работать в рамках данной организации.
Несомненно, есть и другие интеграционные институты, в которых Ташкент также сотрудничает с Пекином и Москвой. Есть региональные объединения, которые предлагает, например, та же Россия, – это экономический ЕАЭС и военно-политический ОДКБ, в которых Узбекистан не участвует, но к которым, в особенности к ЕАЭС, проявляет интерес. ЕАЭС тоже будет расширяться, у него появляются различные форматы сотрудничества. Полагаю, Узбекистан будет и дальше работать с Россией и другими членами данной организации.
Понятно, что новый миропорядок, который формируется у нас на глазах, будет носить характер определенного противостояния и конфронтации между теми или иными объединениями, которые с одной стороны представляются западными странами, с другой стороны – блоком во главе с Китаем, Россией и в определенной мере Индией. Но это не означает, что Узбекистан должен включаться в эту конфронтацию.
Нужно понимать, что активность страны в тех или иных международных организациях и структурах всегда должна исходить только из одного главного приоритета – национальных интересов. И Узбекистан должен работать в данных организациях в той мере, в которой эти структуры работают на реализацию этих интересов. При этом он будет выдерживать дистанцию как в отношении отдельных стран и держав, так и в отношении тех или иных международных структур и организаций, членом которых он является.
– Китай и Россия договорились совместно наращивать сотрудничество в области атомной энергетики. Станет ли это примером для Узбекистана, который никак не может определиться со строительством первой АЭС?
– К сожалению, проект узбекской атомной электростанции попал под жернова геополитического противостояния между Россией и Китаем и западным блоком, которое сейчас усиливается прямо у нас на глазах.
Однако это как раз тот проект, который должен показать, что Узбекистан будет строить эту АЭС, несмотря на давление тех или иных стран и сил, как внутри страны, так и извне, исходя из прагматизма, национальных экономических интересов и приоритетов.
Атомная электростанция в любом случае должна быть построена. Ведь альтернативные возобновляемые источники энергии – конечно же, одно из направлений развития генерации, но понятно, что это не сможет обеспечить устойчивую генерацию электроэнергии в Узбекистане.
При этом, как мне представляется, мы все сейчас наблюдаем реабилитацию и, я бы сказал, ренессанс атомной энергетики. США буквально на днях объявили о большой программе увеличения атомной генерации, которая предполагает строительство новых атомных электростанций и реакторов, производство ядерного топлива, восстановление разрушенных мощностей по обогащению урана для ядерной энергетики.
Мы все знаем, что Франция отстояла право на атомную электрогенерацию. Турция, Египет, Иран, Бангладеш, Индия, Китай, Венгрия – большое количество стран сейчас развивают атомную генерацию. К сожалению, Узбекистан начинает отставать в этом вопросе, затягивая вопросы строительства своей АЭС, несмотря на то что это является жизненной необходимостью для страны. Надеюсь, несмотря на определенную задержку в реализации данного проекта, Узбекистан все-таки наверстает потерянное время и приступит к его практической реализации.
– Судя по всему, КНР в мае представит новую политику для Центральной Азии в рамках первого саммита "Китай и Центральная Азия". Си Цзиньпин уже заявил о неких грандиозных планах на регион. Каких изменений стоит ждать?
– Я не думаю, что Китай предложит странам Центральной Азии что-то сверхновое в рамках усиления сотрудничества и партнерства в рамках формата "Китай+ЦА". Эта страна довольно активно присутствует во многих отраслях экономики стран региона, начиная от сельского хозяйства и заканчивая вопросами фармацевтики, строительства новых генерирующих мощностей и крупных инфраструктурных проектов.
Я думаю, в предложениях Китая для стран Центральной Азии упор будет больше сделан на развитие зеленого сельского хозяйства. Несомненно, будут предлагаться проекты, которые касаются переработки и поставок сельскохозяйственной продукции.
Новым серьезным направлением сотрудничества между Китаем и Центральной Азией могут стать проекты в области зеленой и альтернативной энергетики, в частности, в солнечной и ветровой электрогенерации, развитие биотехнологий
Кроме того, есть целый ряд других направлений сотрудничества. В частности, уже сейчас говорят о том, что будет усиливаться присутствие Китая в гидроэнергетике стран региона. В общем КНР готовит новые проекты.
Конечно же, будут развиваться и уже давно развивающиеся направления сотрудничества, в частности, реализация крупных инфраструктурных, транспортных маршрутов, которые Китай продвигает в рамках программы "Один пояс, один путь". На самом деле Поднебесной есть, что предложить странам Центральной Азии, так же, как и странам Центральной Азии есть, что предложить Китаю.
Все это брехня! Китайцы уже заверили, что эксперты, политики и прочие из РФ, строят воздушные замки, вокруг этой встречи и водят всех остальных в заблуждение, чтоб усилить свои позиции на мировой арене и рынке. 30 лет РФ слышать не хотела про Китай и среднюю Азию, прям страны третьего мира были для них, а тут прям такая любовь и безграничная дружба, даже курс казахской и узбекской валюты к рублю стали показывать на РБК. )) Все равно не верю, прихвостням Путина!
Кого-то твое мнение интересует, обормот? Крах американского гегемона легко различим уже без очков и этого уже ничем не остановить. Мотай соплю на кулак и клянчи для себя гринкарту. В Чикаго, Денвере и в Джексоне сейчас самая дешевая недвига в плане съема - дуй туда, спец по всем вопросам ))
Никогда Китай не обгонит Америку.....Любой умный китаец, придумавший чтонибудь гениальное будет стремиться свалить в Америку, а не кормить китайских коммунистов сидящих у власти по три и более срока......Джек МА миллиардер создавший Алибабу по себе знает, что такое китайская власть и её кретины)))
Мне чисто любопытно - а что такое американская власть и ее кретины в твоем представлении? Кстати, в Штатах народ кормит демократов-республиканцев, сидящих у власти сколько... 169 лет уже. Офигеть, не?
СИ сломал систему ДЕН СЯО ПИНа ,на которой Китай поднялся ( НА ДЕНЬГИ США,ЯПОНИИ и ЕВРОПЫ) - ТАК ЧТО ЭТО НАЧАЛО КОНЦА ПРОЦВЕТАНИЯ КИТАЯ !!! И У КИТАЯ ДОЛГ 54 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ ,а РФ ОТХВАТИТ ЛЮЛЕЙ ОТ СЛАВНОЙ УКРАИНЫ И ВОЙСК ООН - ДО САМОГО УРАЛА ( ДАЛЬШЕ КИТАЙ НЕ ПУСТИТ) И ФСЁ !!!
СИ разрушил систему ДЕН СЯО ПИНа ,на которой Китай поднялся ( на ДЕНЬГИ США,ЯПОНИИ и ЕВРОПЫ ) и я думаю - ЭТО НАЧАЛО ЗАКАТА ,РОСТА КИТАЯ !!! У НЕГО ЕЩЁ ДОЛГ 54 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ и КИТАЙ НЕ МОЖЕТ ИХ НАПЕЧАТАТЬ как США (ОТ ДОЛЛАРОВ НИКТО НЕ ОТКАЖЕТСЯ) !!! РФ ПОЛУЧИТ ЛЮЛЕЙ ОТ СЛАВНОЙ УКРАИНЫ ,ДО САМОГО УРАЛА (ДАЛЬШЕКИТАЙ НЕ ПУСТИТ) - ЭТО ФСЁ !!!
А ты юморист-стэндапер, как посмотрю )) Какой там долг, говоришь, у Китая - 54 триллиона? Сам придумал, или подсказал кто? И потом, какой это долг - государственный или частный?
Любопытный Иван или Манкурт по кличке Рустам не можешь выиграть Грин карту , успокойся все еще впереди.
Так я манкурт? А себе ты какое определение дашь, Фаррух-жон?
Закиров Мастурбек успокойся все твои комменты оплатят и Твои звёздные друзья учтут твои пожелания ПРОДОЛЖАЙ а может быть тебе клетку VIP в зоопарке предоставят............
Надо с Россией и Китаем дружить сколько войн было в мире с подачи США вторжение в Ирак Ливию Сирию а все из за чего что там есть большие запасы нефти америкосы ищут выгоду только для себя но никак не для других вот Европа отказалась от дешёвого российского газа у них цены взмылись до небес а америкосы что делают продают свой спг Европе по завышенной цене а ещё забыл бомбежки Юго Славии что преследует США искоренить советскую власть в Европе это мое мнение по поводу дружбы с РФ она не выгоду для себя
Трудно нам будет "усидеть на двух стульях", зато Россия и Китай решат наши проблемы с водой и электричеством.
"Новый миропорядок" чушь . есть две системы управлением странами. вертикальные и горизонтальные . проще говоря ханская модель и демократическая . и в ханской модели имеются хронические проблемы (отрыв от реальности, заблуждения) к тому-же технологическое развите и интернет не добавляют очков для ханских моделей. уже переписывать историю победителям становится все сложнее и сложнее. все же знают эту историю что Китай после распада ссср дал задачу 3 институтам расследовать причину падения и все три пришли к тому что не сменяемость власти приводит к краху. но ханам закон не писан и вот Си вопреки всему пошел на третий срок. про какой "новый миропорядок" вы говорите - у них там по Лиговскому опять бомбрардиры со взрывчаткой бегают как 100 лет назад. они старые уроки не выучили. и идут на второй год. а вы им тут про академию наук рассказываете. полагаю вы читаете много советских газет. как завещал профессор Розенталь "не читаете за завтраком советских газет"