Загрузка
Загрузка
Западная цивилизация не терпит конкурентов, это важно помнить, когда нам начинают говорить о свободном экономическом выборе – эксперт
Политика

Западная цивилизация не терпит конкурентов, это важно помнить, когда нам начинают говорить о свободном экономическом выборе – эксперт

19588
Загрузка

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Москве в конце мая пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств. Узбекистан сегодня участвует в работе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в качестве наблюдателя. 

Насколько выгоден нашей стране статус полноправного члена организации, сколько может занять процесс вступления в организацию и какие преграды будут стоять на этом пути, корреспондент Podrobno.uz спросила у заведующего кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директора АНО "Сибирское общество международных исследований", эксперта по Центральной Азии Дениса Борисова. 

"Начиная разговор о ЕАЭС, важно проговорить содержание и форму. Содержательно евразийская интеграция представляет собой политэкономический процесс по обеспечению самостоятельного развития стран Евразии на основе построения собственной системы торговой и промышленной кооперации", – отметил Борисов. 

По его словам, этот процесс прошел два этапа. Первый – локальный. Это то, с чего началась кооперация между некоторыми экономиками постсоветского пространства. В частности, в 2015 году Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия на базе предыдущего комплекса экономических соглашений официально приступили к более глубокому этапу экономической интеграции. Этот процесс был интересен, прежде всего, бывшим советским республикам, поскольку объективно оставалась экономическая инерция некогда единого государства. Именно поэтому страны-основатели открыто декларировали приоритет экономических средств и методов для этого межгосударственного взаимодействия. 

"Однако, когда в конце 2014 года стало известно, что Украина решила присоединиться к ЕАЭС, последовала жесткая критика этого решения со стороны Запада, ведущие страны расценили это как угрозу своей безопасности, последовало нарушение всех принятых договоренностей, а государственность Украины была снесена силовым путем. Прошло меньше 10 лет, а воспоминание о то том, что Украина могла быть частью альтерзападного проекта звучит менее реалистично, чем вероятность тайного мирового правления ящеров с планеты Нибиру. Западная цивилизация не терпит конкурентов под боком, это важно помнить, когда нам начинают говорить о свободном экономическом выборе или невидимых руках рынка", – подчеркнул эксперт. 

После такой реакции западных партнеров, заметил собеседник, последовал период неопределенности и поиска новой модели для ЕАЭС. Сегодня ЕАЭС превращается в альтернативную точку сборки для стран Большой Евразии. В этом дипломатическом процессе участвуют не только страны СНГ, но и Вьетнам, Иран, Сербия, Сингапур, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, а Молдова, Узбекистан и Куба находятся в статусе наблюдателя. 

"В общем, сейчас ведется масштабный дипломатический процесс по гармонизации и ускорению темпов экономического сотрудничества для всех стран, которые как минимум понимают, что в условиях неопределенности лучше "держать яйца в разных корзинах", а как максимум видят качественные изменения в мировой системе сдержек и противовесов", – сказал Борисов. 

Что касается Узбекистана, то, по словам эксперта, евразийская интеграция для республики – это, прежде всего, возможность взаимовыгодного экономического развития без классических атрибутов западных проектов: требования неолиберальных преобразований, геополитической присяги и менторских наставлений. 

Говоря о том, сколько времени может занять процедура принятия Узбекистана в полноценные члены ЕАЭС, собеседник отметил, что здесь нужно выделить две составные части. С одной стороны, с нормативно-правовой и бюрократической точки зрения вступление в организацию потребует значительного времени и сил для имплементации в узбекистанское законодательство действующего объема документов. Но при должной политической воле за несколько лет это вполне достижимая цель, ведь никто не мешает сделать переходный период с понятными послаблениями на срок адаптации. С другой стороны, необходимо отметить, что Узбекистан уже имеет статус наблюдателя, а его экспортные и импортные отношения значительно связаны с экономиками стран ЕАЭС. В этом контексте, узбекская экономика де-факто уже является заметным элементом евразийского экономического процесса. 

Борисов также прокомментировал опасения некоторых узбекских политологов и экономистов, которые часто говорят об угрозе утраты независимости в принятии решений после полноценного вхождения Узбекистана в организацию. 

По его словам, обращение к "независимости" – это популярный маркер манипуляции общественным мнением. 

"В нашем мире нет ничего независимого и такие дискуссии – это все равно, что говорить об известном вакуумном коне (нечто умозрительное, упрощенное и далекое от реальности – прим. редакции). Если мы серьезно говорим о современных межгосударственных экономических связях, то главная дефиниция – это расширяющаяся взаимозависимость на фоне процессов разделения труда, усложнения производственных цепочек и мультимодальной логистики", – подчеркнул он. 

Борисов также назвал ряд причин, которые могут помешать властям Узбекистана перейти от статуса наблюдателя к полноценному членству. 

"Думаю, что если бы не драматичные события 2022 года, то Узбекистан с высокой долей вероятности был бы на финишной прямой по обретению места постоянного члена ЕАЭС, но история не терпит сослагательности. Сегодня становится очевидным, что для качественного развития ЕАЭС требуется своя финансовая и валютная институциональная инфраструктура для обеспечения экономической деятельности. Пожалуй, это главное препятствие для дальнейшего качественного развития", – сказал он. 

Собеседник добавил, что сейчас нет никаких сомнений, что западные страны давят на Узбекистан в вопросе вступления в ЕАЭС. Формула "либо с нами, либо против нас" сохраняет свое доминирующее положение во внешнеполитической повестке ЕС и США. Евробюрократы на самом высоком уровне прямо заявляют о политике west and rest – запад и другие, третьего не дано. 

Эксперт также прокомментировал мнения о том, что Узбекистану будет выгоднее сначала вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), а только потом определяться со своим будущим в ЕАЭС. 

По его словам, вступление в ВТО редко связано с выгодой для развивающихся государств. Как показывает опыт других стран, вступление в данную организацию имеет смысл, только при наличии трех обязательных условий: страна закончила процесс модернизации промышленности, и она может завалить мировой рынок конкретными видами товаров, у нее есть доступ к международным морским путям, чтобы максимально дешево доставлять свои товары до потребителя, а также развитые страны готовы открыть ей свои рынки. 

"Если какое-то из этих условий не выполнено, то вступление в ВТО превращает экономику страны в рынок сбыта для иностранных компаний, а большинство национальных производителей будут вынуждены либо стать филиалами зарубежных корпораций, либо обратиться к услугам арбитражных управляющих", – отметил он.

Борисов также ответил на высказывания некоторых экспертов, заявляющих, что ЕАЭС в условиях наложения санкций на Россию, которая является лидером объединения, становится невыгодной площадкой для сотрудничества. 

"Чтобы не вступать в заочный спор с экспертами, я предлагаю просто обратиться к внешнеэкономической статистике за 2022 год и первый квартал 2023 года. Товарооборот как внутри ЕАЭС, так и между РФ и Узбекистаном бьет все рекорды. Дополнительно я бы поправил характеристику "невыгодно", на скорее "временно неудобно". Очевидно, что исключительное положение западных финансовых институтов в мировой экономике в условиях санкционного давления осложняет экономическое сотрудничество с российской стороной на двухстороннем и многостороннем уровне. Поэтому важно сосредоточиться на решении этой по большому счету технической задачи", – сказал он. 

Собеседник добавил, что сегодня уже функционируют локальные решения, которые позволяют обеспечивать текущий интенсивный рост российско-узбекского товарооборота. 

"Уверен, что в обозримом будущем будут внедрены постоянные независимые от западной финансовой инфраструктуры решения – это просто объективная необходимость не только для РФ, но и для других суверенных экономик", – заключил Денис Борисов.

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

6 комментариев

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+