Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. По мере уменьшения температуры и спада чилли актуальность туризма повышается, в жителях просыпается интерес к поездкам в горы, заповедники и на водохранилища, исследованию богатой природы родного края. Корреспондент Podrobno.uz пообщался с Умидом Саламуллаевым, опытным туристом и экстремалом из Узбекистана, и узнал, какие маршруты популярны у велотуристов, какие опасности поджидают их в путешествии и насколько удобно путешествовать на одном из самых доступных видов транспорта.
– Почему обычному человеку стоило бы присмотреться к выбору велосипеда в качестве основного транспорта в выездах на природу?
– В качестве загородного так и городского транспорта велосипед обладает рядом преимуществ. В первую очередь, это польза для здоровья, развитие некоторых мышечных групп, улучшение общего самочувствия. Во-вторых, это большая экономия денег, велосипед не требует топлива, только ваших собственных сил, вы сами вольны выбирать стиль езды, что позволяет регулировать расход энергии и с ветерком добираться до нужных мест. Ну и, конечно, это максимально экологичный вид транспорта, природу беречь важно!
– Популярен ли велотуризм в Узбекистане?
– На удивление – да. В последние годы интерес к велоспорту и велотуризму возрос, особенно это заметно весной и осенью. Я лично не раз встречал людей, которые добираются из столицы в Ташобласть и обратно на велосипедах.
– Существует ли в Узбекистане инфраструктура и условия для подобного рода путешествий?
– Я думаю, что это важно рассматривать в разрезе вообще всей инфраструктуры для велосипедистов в нашей стране. В городах, к сожалению, с этим все не очень хорошо, те же велодорожки, тема избитая. Конечно, за последние 2-3 года их протяженность сильно увеличилась, но тем не менее как факт – их очень мало. Что касается междугородних поездок, в этом плане все очень плохо, тротуары не жизнеспособны и не подходят даже для пешеходов, приходится подвергать себя опасности и двигаться в потоке транспорта рядом с машинами. Большинство читателей прекрасно понимают "культуру" вождения у наших водителей, или же ее отсутствие. Каждый сезон минимум пять моих знакомых велосипедистов становится жертвами горе-водителей и долго восстанавливаются после ДТП.
– Какие преимущества и особенности имеет Узбекистан как место для велопутешествий по сравнению с другими странами Центральной Азии?
– Гостеприимный народ! Внезапно практически каждая поездка запоминается местными жителями, которые спросят, нужна ли мне помощь, пригласят в гости и предложат угощения. Помимо этого, поражают разнообразие рельефа и неплохие дороги – как горные серпантины, так и бесконечные прямые через пустыни.
– Есть ли у нас "точки притяжения" для велосипедного туризма? Есть ли сезонные, которые популярны именно летом, весной или осенью?
– Жители столицы могут попробовать свои силы в поездке на Ташморе или Сукок. Это наиболее популярные маршруты, велосипедисты из столицы ездят туда на сутки в выходные. Отдельно отмечу Бостанлыкский район, он популярен и удобен, добраться можно очень просто на электричке вместе со своим велосипедом, выйти в Ходжикенте и продолжить двигаться своим ходом до Чарвака и горных серпантинов. Это наверняка самый популярный летний маршрут, именно в этот сезон велосипедисты "оккупируют" пригородные электрички.
– Какие маршруты вы бы порекомендовали для велотуристов и почему?
– Для удобства я разобью свои рекомендации на несколько категорий:
Простой: как я упоминал выше, это Ташкент – Сукок. Красивый зеленый маршрут, вдоль дорог высажены виноградники, редкие подъемы.
Средний: Ходжикент или Газалкент – Чимган. Он будет значительно сложнее для преодоления ввиду более крутого угла дороги, ноги будут уставать явно быстрее.
Сложный: маршрут вокруг Чарвакского водохранилища. Вокруг Чимгана тяжело из-за горного серпантина, возвышений, повышенной влажности.
– Какие особенности климата в Узбекистане стоит учитывать велосипедистам?
– Узбекистан идеально подходит для езды на велосипеде с точки зрения климата из-за трех основных факторов: малое количество осадков, большое количество солнечных дней и теплая погода. Летом, конечно, нужно соблюдать меры безопасности из-за критической температуры, особенно это оказалось актуально в последние несколько лет, обязательно нужны шлем с козырьком, легкая дышащая одежда с рукавами, запас воды.
– Какие опасности в себе таят туристические тропы для велосипедистов?
– Наибольшую опасность за городом для велосипедистов представляют повреждения дорожного покрытия, сюда относятся промоины, ямы и прочие деформации, они не слишком часто встречаются, но нужно быть осмотрительным. Не менее опасны и животные, в первую очередь собаки, их нередко можно встретить возле поселков, ферм и пасущихся стад животных, они кидаются на велосипедистов, лишь завидев их, поэтому очень рекомендую взять отпугиватели. И, как упоминал ранее, большое внимание нужно уделять безопасности в движении на дорогах, нужно быть начеку, лишь услышав приближающийся транспорт, а припаркованные машины по возможности объезжать за метр: почти никто не смотрит на дорогу перед тем, как открыть дверь.
– Какое снаряжение необходимо взять с собой для велопоходов?
– На однодневные походы достаточно запаса воды и еды, ремнабора для велосипеда, дождевика, фонарика, повербанка и небольшого количества денег. На случай многодневного похода к комплекту добавляется палатка, спальник, газ с горелкой, батарейки.
Напомним, Умид Саламуллаев был одним из членов экспедиции на пик Алпамыш. Он стал одним из первых узбекистанцев, взошедших на него. О подвиге группы и трудностях мы рассказывали в отдельном материале.
Фото Романа Валиева
Комментарии отсутствуют