Мошенники стали активно применять в Узбекистане новый способ обмана интернет-магазинов
Технологии

Мошенники стали активно применять в Узбекистане новый способ обмана интернет-магазинов

24832

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Отечественные мошенники продолжают совершенствовать способы обмана. Теперь они взялись за интернет-магазины, активно используя так называемый чарджбэк (chargeback), сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Чарджбэк представляет собой процедуру опротестования и отмены операции по банковской карте, инициируемую держателем карты через обслуживающий банк. Несмотря на изначально защитную функцию, механизм чарджбэка все чаще используется для недобросовестного извлечения прибыли.

"Применение процедуры чарджбэка в мошеннических целях пока еще относительно новое явление для Узбекистана. Однако уже имеются конкретные прецеденты подобных злоупотреблений в правоприменительной практике", – заявили в Центре цифровой криминалистики Правоохранительной академии Узбекистана.

Так, был зафиксирован случай, когда клиент совершил покупку ноутбука стоимостью 8 миллионов сумов в интернет-магазине, оплатив онлайн банковской картой. Спустя некоторое время законный держатель данной карты инициировал запрос на возврат платежа (чарджбэк) в обслуживающий банк, мотивировав это тем, что не совершал подобную транзакцию.

Банк вернул клиенту 8 миллионов сумов, списав эти средства с продавца товара. При этом продавец не смог доказать, что покупка была совершена конкретным плательщиком, поскольку не проводил дополнительных мер по идентификации клиента.

"В итоге компания понесла убытки из-за недобросовестного использования механизма чарджбэка ввиду отсутствия надлежащего реагирования на подобные инциденты. На данный момент у правоохранительных органов не выработана четкая методика расследования и предотвращения мошенничества с применением чарджбэка. У банков также пока отсутствуют специальные процедуры по выявлению злоупотреблений этим механизмом и защите законных интересов предпринимателей. Необходимо дополнительно проработать эти вопросы для снижения рисков бизнеса", – отметили в центре.

По информации Центробанка Узбекистана, в 2022 году доля операций с использованием платежных карт в общем объеме розничных платежей достигла 65%. Это косвенно указывает на рост потенциальных рисков чарджбэков.

В отличие от классической схемы мошенничества, процедура чарджбэка не требует доказательства вины получателя платежа. Достаточно заявления клиента об отсутствии полученных товаров/услуг или подозрении на мошенничество со стороны компании. Бремя доказывания ложится на предпринимателя, что затруднительно в условиях развития дистанционной торговли особенно если клиент гражданин другого государства.

Анализ судебной практики показывает следующие типовые схемы недобросовестного использования чарджбэка:

  • приобретение товара с последующей инициацией возврата средств без фактического возврата

  • оплата картой, впоследствии заявленной как похищенная, с целью чарджбэка законным держателем

  • использование карты другого гражданина

  • покупка с доставкой и чарджбэк по причине якобы неполучения.

"Таким образом, недобросовестное использование механизма чарджбэка является актуальной проблемой для субъектов предпринимательства в Узбекистане в условиях роста безналичных платежей. Для решения данных проблем требуется осуществление комплекса мер, включающих совершенствование законодательства, применение технологий идентификации клиентов, а также разъяснительную работу с предпринимателями", – добавили в центре.

Для минимизации возможных рисков чарджбэков эксперты рекомендуют:

  • во-первых, проводить тщательную верификацию плательщиков при оплате

  • во-вторых, фиксировать данные о покупателе и параметрах покупки или оказанной услуге.

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

1 комментарий

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
18+