К историческим корням. Как живут синоязычные мусульмане в Узбекистане
Узбекистан и Китай: ключи от будущего

К историческим корням. Как живут синоязычные мусульмане в Узбекистане

18262

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Среди представителей многочисленных национальностей и народностей Узбекистана есть удивительный народ, проживающий на нашей земле уже более 140 лет. Это потомки синоязычного этноса – дунгане. Они являются одним из немногих народов, который сформировался не по национальному, а по религиозному признаку.

Дунгане – мусульмане. Они переселились на территорию Средней Азии в конце XIX века после поражения длительного восстания против империи Цин (1862-1877 годы). Кто такие дунгане, как они появились на территории Узбекистана, чем живут сейчас и как интегрируются в узбекское общество, рассказал этнограф, кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры Узбекистана, председатель Дунганского культурного центра Мане Савуров.

Китай и Мавераннахр – родители дунган

«В истории устоялось мнение, что дунгане произошли от браков между арабами и китаянками. Есть даже легенда об этом. Небольшая часть дунган, действительно, имеет арабские корни. Однако главным компонентом в их происхождении были китайцы. Как за счет женщин, на которых женились приезжие, так и за счет китайцев, которые приняли ислам в разные периоды истории Китая, особенно в первой половине XIX века. Хочу особо отметить, некоторые исследования показывают, что в жилах нашего народа течет также и среднеазиатская кровь: среди наших предков по мужской линии были и выходцы из Мавераннахра. Об этом многое говорит», – отметил Мане Савуров.

photo_2022-03-20_22-07-12.jpg

Так, например, дунгане исповедуют ислам ханафитского мазхаба и совершают ният на таджикском, а не арабском языке. Также ученые выявили более 20 языковых признаков, которые дунгане унаследовали от среднеазиатских народов. В Китае они также жили махаллями, а одним из любимых занятий у них была торговля.

«Когда я был в Китае, то заметил очень интересную вещь. Китайские дунгане так же, как и мы, варят шурпу и крошат в нее свежий хлеб. Эта привычка сложилась исторически, когда среднеазиатские торговцы – узбеки и таджики из Мавераннахра – в пути варили суп из мяса и овощей и крошили туда высохший в долгой дороге хлеб», – поделился Савуров.

То, что дунгане – выходцы из Средней Азии, подтверждает и исследование, которое проводилось в США: ученые изучили состав крови одного из представителей дунганской народности и не обнаружили в ней признаков арабского происхождения. Поэтому, бежав после антицинского восстания, многие дунгане, можно сказать, вернулись к своим истокам.

«Это случилось в декабре 1877 года. После последней битвы из 20 тысяч дунган осталось чуть больше шести тысяч человек. Под предводительством своего вождя Бай Янху они двинулись к горам Тянь-Шаня, чтобы пересечь их. Это был самый снежный год. Голодные и в обуви из ткани они преодолели горы высотой в четыре тысячи метров. Дошла лишь половина», – рассказал собеседник.

Так дунгане оказались на нынешней территории Кыргызстана и Казахстана. Администрация и местное население приняли беженцев хорошо. Предприимчивые по натуре представители этой народности уже на второй год своего пребывания разбили здесь свои огороды, организовали перевозки в Ташкент на запряженных лошадьми арбах, а также начали привозить товары и торговать ими. Далее часть торговцев переселилась в Ташкент и Ташкентскую область.

photo_2022-03-15_14-11-31.jpg

Дар второй родине

Дунгане – очень хорошие земледельцы. Поселившись на территории Узбекистана, они принесли с собой традиционные сельскохозяйственные культуры – дунганские редис и перец, джусай (душистый китайский лук) и джанду (стручковая фасоль). Они развили здесь культуру огородов, обучали местное население умело использовать каждый сантиметр земли. Даже небольшой огород у дунган давал урожая и доходов больше, чем целые колхозные поля.

«Также вместе с корейцами дунгане помогли поднять на новый уровень сферу рисоводства в республике посредством введения в оборот новых сортов риса, тщательной обработки земель до посева, двукратной прополки и внесения удобрения. Урожайность на их полях в среднем достигала 70-80 центнеров с гектара, в то время как местные рисоводы добивались лишь 15-20», – утверждает Савуров.

До конца XIX века на территории Центральной Азии и СНГ знали только одно слово на китайском языке – чай. Вместе с дунганами и их культурой в быт среднеазиатов вошло множество других слов и наименований – лагман, манпар, манты, фунчоза и другие.

Слово «манты», как утверждают историки, пришло из китайского языка. По одной из легенд автором кулинарного изобретения стал китайский полководец и государственный деятель эпохи Троецарствия Чжугэ Лян. Она гласит, что для благополучного перехода реки обычай требовал принести ей в жертву несколько человек. Однако ему было жаль губить людей. Потому он велел приготовить пампушки из теста и бросить их в реку. Мучное изделие назвали «мань ту» – отрубленные головы.

photo_2022-03-15_14-01-36.jpg

Культурное возрождение

Сейчас в Узбекистане насчитывается 4,5 тысячи представителей этой удивительной народности. Большинство из них проживает в Дунган-махалле, расположенной в Уртачирчикском районе Ташкентской области. Эту маленькую деревеньку называют маленьким Китаем в Узбекистане, поскольку все ее жителей являются носителями китайского языка и культуры.

Мане Савуров отмечает, что именно такое компактное проживание позволило им сохранить свою идентичность. В это же время дунгане, проживающие в Ферганской долине и Ташкенте, уже не знают языка предков, а в паспорте записаны как узбеки. Поэтому Дунганский культурный центр, созданный в 1990 году, проводит активную работу по сохранению национальной культуры дунган.

«В годы СССР к нам хорошо относились, при этом с установлением независимости Узбекистана появилась еще и адресная помощь в плане сохранения культур этнических меньшинств. Находясь вне ареала собственной культуры, мы не можем остановить наступление окружающей культуры. С другой стороны, мы, конечно, не можем себя законсервировать, но государство прилагает все усилия, чтобы помочь нам сохранить образцы нашей культуры и национальную идентичность», – рассказал собеседник.

Так, например, на выделенные государственные гранты было издано несколько книг, которые хранят историю дунган, в частности, историю их появления и развития на территории Узбекистана. За счет материальной помощи поддерживается деятельность культурного центра и народных ансамблей.

photo_2022-03-15_14-01-07.jpg

Дунгане многое переняли у узбеков, но в то же время чтят свои традиции. Например, у каждой дунганской семьи в доме имеется традиционный топчан с подогревом. Свадьбы здесь проходят по древним обычаям, молодожены облачаются в традиционные одеяния, совершают классические обряды, которые не сохранились даже в Китае.

Наряду с Наврузом, Днем независимости и прочими торжествами дунгане широко отмечают традиционные для всех китайцев Праздник весны (Новый год по лунному календарю), День образования КНР и многие другие.

«На торжества приглашаем представителей посольства, китайских компаний. Их работа предполагает долгое пребывание вдали от Родины, и такого рода мероприятия в Дунган-махалле дают возможность мысленно побывать дома», – делится Мане Даурович.

Большое внимание представители дунганской диаспоры уделяют сохранению родного языка. В школе №42 Уртачирчикского района, где большинство учащихся составляют дунгане, стали преподавать китайский язык.

«Мы очень долго этого добивались и это свершилось. Из Китая нам направили учителя. Однако эта работа приостановилась ввиду карантина. Сейчас она снова возобновляется», – рассказал он.

photo_2022-03-25_21-26-37.jpg

К слову, китайские компании, которые работают в Узбекистане, активно помогают развитию дунганской диаспоры. Например, Asia Trans Gas и Huawei помогли отремонтировать кабинеты в школе и актовый зал, предоставили мебель и техническое оборудование – умные доски, компьютеры, планшеты.

Посольство Китая на постоянной основе оказывает помощь малообеспеченным семьям дунган продовольствием и медикаментами. В прошлом году им также было предоставлено в пользование 40 комплектов солнечных батарей. Кроме того, при помощи спонсоров и Дунганского культурного центра многие представители диаспоры прошли годичные курсы и получили высшее образование в лучших университетах Поднебесной.

«Дунгане долгое время жили в своем замкнутом мире, занимаясь привычными промыслами. Однако с наступлением нового времени встала задача обучить их современным востребованным в обществе профессиям. В общей сложности в разные города Китая для обучения были направлены почти 200 человек. Будучи носителями китайского языка, многие из них стали переводчиками. Из числа дунган Узбекистана вышли видные агрономы, врачи, учителя, ученые», – рассказал Мане Савуров.

Заметим, что шесть книг под авторством Мане Савурова было издано благодаря финансовой поддержке китайского посольства в Узбекистане.

Поддерживая связь с представителями своего народа из Китая, в свою очередь дунганская диаспора в Узбекистане не остается в стороне, если их настигает беда. Узбекские дунгане не раз помогали пострадавшим от наводнения в провинции Шэньси, атипичной пневмонии в Китае, сильного землетрясения в Сычуане.

photo_2021-11-26_10-20-36.jpg

Мост дружбы

Сохранение национальной культуры не единственная цель Дунганского культурного центра, отмечает собеседник. С самого своего основания Центр обращал и обращает особое внимание на вопросы исследования этнографии не только дунган, но и других малых народов Узбекистана.

«Хорошее знание обычаев и обрядов народов наших стран служит мостом в межнациональных отношениях. При хорошем знании друг друга исчезает почва для недоразумений. В таких случаях даже самые экзотические традиции воспринимаются спокойно. Ведь известно, что все столкновения в современном мире происходят на национальной и религиозной почве. Национализм и религиозная нетерпимость разрушают государства, разделяют общество, они становятся идеологической базой для радикальных группировок и течений. Об этом говорил президент Узбекистана. И мне отрадно, что и Узбекистан, и Китай сегодня являются одними из немногих островков мира и спокойствия, где проживают мудрые народы под руководством мудрых руководителей, которые продвигают идею дальнейшего укрепления дружбы и взаимопонимания между людьми разных национальностей и религий», – отметил Савуров.


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+