Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Российский производитель одежды Luca’Denim в этом году расширил ассортимент и увеличил объемы производства, разместив часть заказов на отшив одежды в Узбекистане. Компания ориентируется на растущий из-за ухода крупных одежных брендов спрос. Одновременно Luca’Denim сменил поставщиков и подрядчиков из Китая и Турции, переключившись на сотрудничество с Узбекистаном. Решение было вынужденным: заказывать ткани из Турции стало дорого, из Китая – долго.
"Сотрудничество с фабриками Узбекистана стало необходимостью после всех геополитических изменений в мире этой весной", – говорит Анастасия Лукина, основательница швейной фабрики Luca’Denim, которая производит трикотажную и джинсовую одежду под брендом A1FA.
По словам Лукиной, после начала спецоперации на Украине, введения западных санкций и последующего нарушения логистических цепочек, скачков курса доллара и цен заказывать и доставлять ткани и фурнитуру, как раньше, из Турции стало дорого, из Китая – долго. Возникла необходимость искать новых поставщиков. Кроме того, еще прошлой осенью компания собиралась расширять ассортимент и увеличивать объемы производства за счет размещения заказов в Турции и Китае. Но в текущей ситуации было принято решение искать партнеров в странах поближе.
"Подходящих по нужным объемам и стандартам, ответственных поставщиков найти сложно. Ориентировались на страны СНГ, сотрудничество с которыми дает сейчас некую стабильность, безопасность и определенность. Мы сами ездили в Узбекистан, искали фабрики, которые могут поставлять ткани и отшивать одежду под заказ", – отметила Анастасия Лукина.
"Узбекистан является одним из мировых лидеров по производству хлопка, страну отличают крупные фабрики с полным циклом производства и колоссальными объемами выпуска. Многие предприятия работают с крупными сетями, поэтому, когда мы приезжали и заказывали 5 тысяч единиц одежды одной модели, не все хотели сотрудничать. В итоге нам дали кредит доверия с расчетом, что объем заказов будет расти. Мы были рады, для нас это другие масштабы и объемы, новый уровень", – добавила она.
С двумя фабриками Узбекистана удалось договориться о поставках тканей и производстве одежды. 90% материалов Лукина сейчас заказывает в Узбекистане. Там же ежемесячно изготавливается 6 тысяч единиц одежды, 13 тысяч производится на собственных площадках в Ростовской области.
Среди плюсов сотрудничества с Узбекистаном – хорошее соотношение цены и качества. Из минусов – необходимость получать статус участника ВЭД, при ввозе в Россию нужна растаможка товара.
Доставка товара из Узбекистана занимает 10 дней, из Турции около 14-20 дней, отмечает Анастасия.
"Китай подходит тем, у кого есть возможность ждать. Получается долгая заморозка денег. Заплатить нужно сейчас, а приносить доход вложения начнут только через год, пока доедут ткани, пока мы пустим их в производство и начнем продажи", – отметила она.
По мнению Анастасии Лукиной, сотрудничество отечественных производителей одежды с Узбекистаном – общая тенденция последних нескольких месяцев.
Спрос после ухода крупных брендов растет, говорит собеседница. За восемь месяцев 2022 года выручка A1FA c продаж на Wildberries (основной канал продаж) увеличилась более чем в 2 раза, с 6 до 13 млн рублей.
"Ушли бренды, которые продавали в сегменте "средний плюс". Джинсы в Zara, например, стоили 3-5 тысяч рублей – это недешево. Мы стараемся делать схожий с ними ассортимент, предлагаем альтернативу. Раньше мы продавали дешевле, нынешняя ситуация позволила чуть-чуть поднять цены", – добавила она.
Фабриками в Узбекистане бренды одежды, в том числе российские, стали интересоваться еще в 2019 году. Свои коллекции там отшивали Gloria Jeans, Ostin, Befree, Zarina, Love Republic, Demix, Bosco Sport. Ранее сообщалось также о планах Nike и Adidas открыть собственное производство кроссовок в Узбекистане, а компания Inditex (Zara, Stradivarius, Massimo Dutti) вела переговоры о сотрудничестве с узбекскими фабриками.
Надо им цену загнуть, пусть шьют в Европе.