Среда обитания. Сету – с песней по жизни
Узбекистан - Россия: диалог партнеров

Среда обитания. Сету – с песней по жизни

3428

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Мы продолжаем проект "Среда обитания", в котором рассказываем о малых народах, проживающих в России. Сегодня наш материал посвящен народности сету или сетукезам. Это очень добрый, порядочный и необыкновенно трудолюбивый народ. Однако главная черта, которая его отличает – преданность. Несмотря на стремительно развивающийся мир, они по сей день остаются преданными своей семье, корням и традициям.

Разделенное королевство

Королевство Сетумаа – так раньше называлась территория между Чудским и Псковским озерами, на которой исконно проживают сету. Придя сюда в XII веке под натиском крестоносцев, они больше не покидали этих мест. Тогда народ насчитывал 20 тысяч человек. Они строили свои хутора, возделывали землю, отмечали пышные праздники. Каждый год сетукезы выбирали себе короля, который управлял ими от имени древнего бога Пеко.

Однако в XX веке королевство раскололось на две части. Печорский район в разные исторические периоды относился то к Эстонии, то к России, а после распада Союза эти государства определили границу, которая пролегла посередине земли сету и разделила множество семей, сделав их гражданами разных стран. Данное событие стало трагедией для народности, которая всегда ставила во главу своей жизни семью, веками поклоняясь богу домашнего очага Пеко.


Оказавшись по разные стороны друг от друга, народ не поник духом, а стал бороться за единство своей большой и дружной семьи. Так, в 1993 году в деревне Сигово Псковской области появилось "Этнокультурное общество народа сету". Оно было создано, чтобы способствовать преодолению несправедливой раздельности и облегчения пересечения российско-эстонской границы.

Представители общества также взялись за возрождение древних народных обычаев и развитие своей культуры. В частности, благодаря ему, свою работу начали национальный музей сету и летний лингвистический лагерь. Кроме того, в августе в деревне Сигово Печорского района Псковской области стал проводиться ежегодный фестиваль "Сетумаа. Семейные встречи". Сетукезы любят праздники, но этот фестиваль является для них самым главным торжеством и проходит с особым размахом. На него повидаться и пообщаться друг с другом съезжаются сету России и Эстонии.

Программа фестиваля весьма обширная, поэтому к нему народ готовится основательно. В частности, перед поездкой на праздник принято ходить в баню – там по преданию из человека выводят все дурное и очищают душу.

Начинается фестиваль с богослужения в Псково-Печорском монастыре по случаю празднования Успения Богородицы. Также в этот день сетукезы посещают могилы своих предков. Далее праздник продолжается народным гулянием.


Для творческих коллективов двух стран проводятся конкурсы, где выбирают лучших исполнителей песен, танцев и музыкальных произведений. Тут же разворачивается ярмарка декоративно-прикладных изделий. Кулинары, пивовары и виноделы предлагают отведать блюда национальной кухни, сыры и напитки, приготовленные по старинным рецептам.

Кульминацией праздника становятся выборы короля Сетумаа, который в течение последующего года будет править от имени бога Пеко. Кандидаты встают на возвышенность, отдавая свой голос, сетукезы становятся перед ним в очередь. Королем становится тот, чья очередь оказалась длиннее. Предыдущий король передает своему приемнику старинный посох. Считается, что бог Пеко приходит к своим наместникам во сне и дает им указания, а они потом рассказывают народу, как следует поступать.

В завершение фестиваля зажигают ритуальный костер дружбы, вокруг которого разделенные, но не сломленные сету водят хоровод и поют песни. Первой из них звучит гимн Сетумаа, которому уже больше века. Он пересказывает выпавшие на долю народа за прошедшие века невзгоды.

С музыкой по жизни

Сегодня на российской стороне Сетумаа проживают чуть больше 200 представителей этого народа. Каждый из них имеет не только паспорт России, но и электронный паспорт сету. Их делали исследователи, изучающие народ и его культуру, в результате чего создана база данных на каждого сетукеза.

В 2010 году, после очередной переписи населения, сету были причислены к малочисленным коренным народам России. Этому способствовали, в частности, и исследования псковских ученых. Статус обеспечивает маленькому народу внимание к сохранению его уникальной культуры на государственном уровне.


А народу есть, что сохранять – самобытные ремесла, разнообразное творчество, уникальную кухню, необычные для чужих взглядов, но естественные для самих сету традиционные обряды. Стоит отметить, что потомки сету по сей день живут в домах своих предков. Для мужчины одна из первоочередных традиций – сохранить отцовский дом.

Сету – народ необычайно музыкальный. Песни сопровождают их с рождения и до смерти, с утра и до вечера. Они воспринимают песенное творчество как отдельный язык, отображающий их богатый духовный мир. Поэтому девушки на выданье готовят не только приданное, но и репертуар, включающий не менее ста выученных песен. Хороших певуний берут в жены охотнее.

Обладательниц особенных "серебряных" голосов и дара песенной импровизации называют матерями песни, чей труд всегда в цене. Они заучивают тысячи песен по любому случаю – от начала и до окончания полевых работ, от свадьбы и рождения ребенка, до похорон. При этом они умеют на ходу рифмовать строки в зависимости от события.


Наиболее умелые певуньи аккомпанируют себе на каннеле – музыкальном инструменте, который очень похож на гусли, но имеет больше струн. По поверью заключенная в нем чудесная сила способна даже отогнать смерть.

Сетукезы увековечили память об известнейших исполнительницах, установив на живописном склоне у озера памятник матери-песни. Скульптура ростом в три метра без лишних надписей словно говорит об источнике вдохновения народных певуний. Кстати, песни-импровизации – "лело" – признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

Народный колорит

На сетуских женщинах "поет" даже одежда. Свой наряд на праздники они украшают большим количеством серебряных цепочек из монет, которые приятно звенят при танце и ходьбе. Замужняя женщина может носить на себе до 16 килограммов таких украшений.

Первая цепь с монетками появляется в ее гардеробе при рождении. При замужестве ей вручают конусообразную серебряную брошь с изображением солнца – "сыльг". Этот атрибут красуется на груди и служит талисманом от злых духов. Издревле во время эпидемий сетукезки использовали сыльг как черпак для воды. Считалось, что благодаря ему вода становилась целебной. Также они верили, что предмет способствует повышению способности к деторождению, сохранению красоты и даже возвращению мужа домой. Эти украшения бережно передаются из поколения в поколение.


Сету, в целом, очень гордятся своей национальной одеждой. Она практична, но при этом красива. И русские, и эстонки признавали красоту сетукезок, называя их лебедями, ведь их одеяния были, как правило, белого цвета. Они органично сочетались с аксессуарами красного и черного цвета.

Также одежду сету, как женщин, так и мужчин, и по сей день украшает множество уникальных орнаментов. Вышивка выполняется, как правило, нитками бордового цвета и выступает в качестве оберега. Техника вышивки весьма сложная и доступна далеко не каждому. У каждого сетукеза есть в шкафу традиционный костюм, который они берегут для своих внуков.

Национальная кухня сету в полной мере сохранила свой колорит до наших дней. Кулинарные традиции бережно передают из поколения в поколение в специальных мастерских. Народ издревле использовал простые продукты питания из собственного огорода и технологии приготовления пищи. Блюда получаются простые, без изысков, но весьма вкусные и сытные.


Каши и лепешки из ячменя, густые супы-похлебки из перловой крупы или бобов, мятый картофель, морковное пюре, грибные котлеты, луковый пирог, блины на пиве – вот примерный рацион сету. Из русской кухни народ перенял рецепты ватрушек, кутьи, пирогов с разными начинками. В дни поста они готовят окрошку на квасе, смесь из вареной капусты и свеклы.

Молоко сету потребляют редко, как правило, его квасят, готовят из него творог и сладкий сыр. Среди напитков у сету очень распространены квас из ягод можжевельника, овсяный кисель, тыквенный компот, конопляное молоко, крепкий напиток ханзя и сетуское пиво.

Интерес к традиционной кухне среди современных сетукезов велик. Принимая это во внимание, представители этнокультурного общества запустили кулинарный медиапроект. По их мнению, видеорецепты, снятые на сетуском языке в аутентичной обстановке, очень хорошо помогают в изучении родного языка, позволяют окунуться в быт и традиции сету.


На стыке двух мировоззрений

Своеобразно у народа сету проходят свадьбы. Праздник новоиспеченной семьи длится три дня. Замужество для девушки ассоциируется со смертью девичества. Это явно демонстрирует ритуал передачи невесты в другую семью. Ее сажают на стул, а гости, подходя к ней, пьют за здравие новобрачных и кладут на специальное блюдо деньги, чтоб молодая семья не бедствовала. Из отчего дома ее выводят укрытой простыней и везут в церковь.

Чтобы вступить в свои права в новом доме, девушка одаривает родственников мужа и получает предметы, подчеркивающие ее новое положение. Также о ее новом статусе говорит способ укладки волос после свадьбы и новый головной убор в виде повязки.


Не изменились традиции, связанные с похоронами. Сету верят в существование иного мира, поэтому похороны для них – особое событие. Усопшего поминают, расстилая скатерть с кушаньями прямо на его могиле.

Уходить с кладбища принято по окольной дороге и очень быстро, как бы убегая от смерти. Интересно, что раньше представители этого народа считали рыбную ловлю опасной. И если кому-то из сету приходилось отправиться на рыбалку, то он на всякий случай брал с собой погребальный наряд, а родня провожала его с плачем.

К слову, религиозное мировоззрение сету специфично и вбирает в себя христианские и языческие верования. Представители этноса ходят в церковь, но при этом они продолжают верить в бога Пеко. Согласно преданию, он стоит во главе рода сету. Его почитают как бога плодородия и семейного очага, защитника народа. Поэтому рядом с иконами непременно стоит фигурка этого древнего божества. В честь него устраивают пиры в начале и по окончании полевых работ.

На Иванов день посещение православного храма завершается прошением здоровья у жертвенного камня. Поклоняясь статуям святых, сету "кормят" их, обмазывая им губы маслом и творогом, как это делали их предки много веков назад. С особым трепетом сету относятся к старым соснам, жертвенным камням и лечебным источникам, которые заключают в себе духов природы.

Этот уникальный религиозный синтез проявляется и в фольклоре. В сетуских сказках и былинах Иисус Христос, Дева Мария и апостолы действуют заодно с водяными, лешими и другими божествами природы.

Гостеприимный край

Псковская область заслуженно пользуется вниманием местных и зарубежных туристов, которые едут сюда проникнуться историей, а также познакомиться с удивительным народом, поглядеть на его культурные достопримечательности.


Осматривая достопримечательности Сетумаа, можно заглянуть в Псково-Печерский монастырь. Это уникальный памятник XVI века, который сочетает в себе традиции оборонно-крепостного и храмового зодчества. Для сету – это главная святыня, согласно преданию в его подземельях похоронен бог Пеко.

В деревне Сигово расположен единственный в России музей культуры сету. Экспозиция предметов быта, национальной одежды и украшений, образцы декоративно-прикладного искусства и прочего этнографического материала естественно вписались в интерьер традиционной народной усадьбы и хозяйственных построек.


Да и встречают здесь как дома: на входе висит белое полотенце, которое означает, что хозяева рады гостям. Тут гостеприимно нальют чаю, угостят традиционными пирогами, расскажут старинную историю, а заодно научат мастерству приготовления сетуских блюд, созданию поясов-оберегов.

Кстати, этот музей является филиалом Изборского музея-заповедника. В окрестностях Изборска сконцентрированы памятники богатейшей природы Северо-Западной русской равнины – гидрологические, геологические, ландшафтные, биологические объекты. Также здесь расположены уникальные историко-архитектурные памятники – городище Труворово, ансамбль Мальской церкви, Изборская крепость, часовни, храмы, поклонные кресты, традиционные крестьянские поселения, купеческие усадьбы.




Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+