Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Идея создания частных пенсионных фондов (ЧПФ), предложенная Узбекистану Международным консультативным советом (МКС), вызвала бурную дискуссию. Несмотря на попытки властей успокоить общественность заверениями о том, что государственная пенсионная система никуда не исчезнет, да и участие частных структур в сфере только изучается, обсуждения не прекращаются.
Корреспондент Podrobno.uz решил узнать у экспертов, насколько актуальны такие фонды Узбекистану и смогут ли они действительно укрепить финансовую устойчивость страны?
Нужно искать альтернативы
Экономист Жорилла Абдуллаев считает, что вопрос о "нужности или ненужности" частных пенсионных фондов (ЧПФ) некорректен.
"Частные пенсионные фонды эффективно действуют во всем цивилизованном мире. Поэтому все, что поддерживает финансовую систему республики и увеличивает доходы населения, нужно создавать. К этому относится и ЧПФ", – подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что сегодня в стране действует только государственный пенсионный фонд, деятельность которого строго регламентирована. Обязательные отчисления в него не зависят от воли субъектов хозяйствования, при этом выплаты гарантированы государством.
В дополнение к этому в течение 20 лет существует накопительная система, формируемая из подоходного налога.
"Это прогрессивная и в определенной мере близкая к частным пенсионным фондам система: размер накоплений индивидуален и зависит от получаемых доходов граждан, учитывает уровень инфляции и используется гражданами после выхода на пенсию по своему усмотрению", – отметил он.
Однако, по словам Абдуллаева, из-за сокращения ставок отчислений интерес к этой системе снизился.
"В нынешних условиях средств в государственном пенсионном фонде не хватает. Это приводит к необходимости поддержания фонда за счет дотаций из госбюджета, который сам сейчас дефицитный и вынужден все чаще прибегает к займам, в том числе зарубежным и на жестких условиях", – подчеркнул собеседник.
По его мнению, это и стимулирует поиск альтернатив. Частные фонды – один из них, уверен он.
По словам Абдуллаева, частные пенсионные фонды могут создаваться внутри определенной отрасли – за счет отчислений от предприятий (добровольных или обязательных), а также средств самих работников. Кроме того, возможны варианты создания ЧПФ на базе групп предприятий или объединений граждан, у которых есть общие цели и интересы.
"При этом главным условием создания частных пенсионных фондов является, то, что они существует одновременно с действующим государственным пенсионным фондом", – подчеркнул он.
Экономика требует реформ
В свою очередь, экономист, заведующий сектором организации научно-исследовательской деятельности одаренных студентов, доцент кафедры "Экономика нефти и газа" филиала Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в Ташкенте Шухрат Бобохужаев соглашается, что появление ЧПФ могло бы стать шагом в нужном направлении, но предупреждает:
"Вряд ли одни только частные фонды помогут укрепить финансовую устойчивость. Для этого необходима кардинальная реформа".
Он приводит три ключевые проблемы, которые могли бы быть решены с помощью ЧПФ. Первая – отсутствие на рынке частных институциональных инвесторов: создание ЧПФ в какой-то степени позволит активизировать финансовый рынок.
"Вторая – зависимость государственного пенсионного фонда от трансфертов бюджета: нужны реформы, чтобы смягчить это бремя. Третья – ограниченность накопительной части существующей системы: отчисления ничтожно малы, и они обязательно хранятся в государственном "Народном банке". У граждан нет права добровольно переводить свои сбережения в другие финансовые инструменты или банковские депозиты", – пояснил он.
Если будут созданы ЧПВ, то будет предложена альтернатива: хранить средства в госпенсионфонде или доверить их частной структуре, где может быть выше доходность, но и выше риск.
Приживутся ли частные фонды?
Эффективность ЧПФ, по мнению Жориллы Абдуллаева, будет зависеть от целого ряда факторов: законодательной базы, прозрачности работы и качества обслуживания клиентов, уровня доверия и профессионализма кадров.
"Кадры, как известно, решают все. А у нас – с ними дефицит. Это серьезное препятствие на старте", – отметил эксперт.
Еще один важный аспект – возможность активной инвестиционной деятельности со стороны частных пенсионных фондов. Ведь в отличие от государственного пенсионного фонда, который поддерживается государством, деятельность частных пенсионных фондов гарантируется их участниками.
"А инвестиционная деятельность всегда связана с рисками: от нестабильной регуляторной среды до рыночных колебаний. В любом случае надо с чего-то начинать. И в начале необходимо провести эксперимент, чтобы двигаться дальше", – заключил Абдуллаев.
Однако главный вопрос – готовы ли узбекистанцы к тому, чтобы передать свои пенсионные накопления в частные руки? Ведь традиционно граждане полагаются на государство, особенно в вопросах социальной защиты.
"В Узбекистане до сих пор сохраняется высокая степень участия государства во всех сферах, несмотря на провозглашенный курс на рынок. И хотя формально заявляется об активной роли граждан, на деле механизмы взаимодействия с ними пока неэффективны", – заметил Шухрат Бобохужаев.
Поэтому вопрос о создании частных пенсионных фондов, предложенный членами Международного консультативного совета, будет решаться на уровне государственных органов, и произойдет это не сиюминутно.
"Как показывает практика реформ, основанных на международном опыте, нововведения редко приживаются быстро – прежде всего из-за особенностей национальной системы управления. Тем не менее, для будущих пенсионеров остаются актуальными важные вопросы: каким будет размер пенсии, где и как будут храниться пенсионные накопления, и как обеспечить стабильный доход в старости", – сказал эксперт.
Он признает, что в сравнении с рядом других стран, размер пенсий в Узбекистане остается низким. Создание частных пенсионных фондов могло бы стать инструментом его увеличения – пусть и с определенными рисками.
Однако стоит учитывать, что уровень доверия населения к финансовым организациям сегодня по-прежнему невысок. Это связано с историческими и институциональными причинами. Поэтому ЧПФ, в случае их появления, предстоит серьезная работа.
Чтобы завоевать доверие, они должны будут не только предложить ощутимые преимущества, но и продемонстрировать прозрачность, лицензироваться, регулярно отчитываться о доходности и участвовать в системе государственного страхования пенсионных вложений.
"Доверие – ключевой фактор. Его нужно заслужить", – уверен он.
Только в этом случае частные пенсионные фонды смогут не просто существовать параллельно с государственной системой, а стать реальной альтернативой – с перспективой улучшения качества жизни будущих пенсионеров.
Что дальше?
Официально в Узбекистане не торопятся с реформой. В Агентстве стратегических реформ обещают представить детальный план преобразований в ближайшее время. И хотя это только начало, эксперты уже говорят: без честного разговора с обществом, широкой просветительской работы и прозрачных правил игры – доверия не будет. А без доверия никакие частные пенсионные фонды в Узбекистане не заработают.
Частные пенсионные фонды, это пирамида МММ их всегда создают для наживы. В пример РФ у них были частные пенсионные фонды их государство обворовало первыми, потом взялось за государственный пенсионный фонд. А потом неожиданно исчезло 1 000 000 пенсионеров. Можно предположить, что пенсионный фонд начислял пенсии мертвым душам и кто то за них получал пенсии и у пенсионного фонда приэтом всегда не хватало средств на повышение пенсий но хватало на содержание мертвых душ. Разумеется с миллионом мертвых душ, никакого пенсионного фонда не хватит! И это творилось в государственном пенсионном фонде, а что творилось в частном только одному богу известно.