Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Завтра, 6 июня, более двух миллиардов мусульман всего мира отметят Курбан хайит – один из главных праздников в исламе, символ веры, жертвенности и сострадания. В Узбекистане он несет не только религиозный, но и глубокий культурный смысл: объединяет общество вокруг идей милосердия, духовного обновления и добрососедства.
О значении праздника и сохранении его традиций корреспонденту Podrobno.uz рассказал Турсунали Кузиев, первый заместитель директора Агентства культурного наследия.
Истоки праздника
Курбан хайит берет свое начало из древней истории пророка Ибрагима, о которой упоминается в Коране и других религиозных текстах. После долгих молитв у него родился сын Исмаил – великий дар Аллаха. Но однажды Ибрагим получил откровение во сне, что должен принести сына в жертву.
Несмотря на страшное испытание, пророк не усомнился в божественной воле и сообщил об этом сыну. Исмаил проявил полное послушание, сказав: "Если это воля Всевышнего, поступай, как велено".
"Когда отец уже был готов принести жертву, Аллах проявил милость: вместо Исмаила был ниспослан баран. Этот момент стал символом величайшей веры, преданности и покорности. С тех пор мусульмане ежегодно совершают жертвоприношение (курбан – жертва), вспоминая не только испытание пророка, но и милость, проявленную Всевышним", – рассказал Кузиев.
Праздник тесно связан с хаджем – пятым столпом ислама, и приходится на десятый день месяца Зуль-хиджа, завершающего исламский лунный календарь. В это время миллионы мусульман совершают паломничество в Мекку. В канун Курбан хайита, известный как День Арафа, паломники собираются у горы Арафат для молитв, покаяния и очищения души. Таким образом, праздник жертвоприношения символически завершает хадж и объединяет верующих мусульман во всем мире.
В культурную ткань Средней Азии праздник прочно вошел с VIII века. Его особенно широко праздновали в таких древних центрах, как Бухара, Самарканд и Коканд.
Воспрявшая вера
Курбан хайит в Узбекистане с древних времен был не только религиозным, но и глубоко общественным событием. Подготовка к празднику начиналась заранее – мужчины выкармливали и выбирали животное для жертвоприношения, а женщины занимались хозяйством: наводили порядок в доме, готовили угощения и шили праздничную одежду. Считалось, что жена, помогающая мужу собраться на праздничный намаз, получит особое благословение.
Жертвоприношение тогда носило строго ритуальный характер: важен был именно сам акт заклания как символ покаяния и духовного очищения. Если глава семьи не умел совершить обряд, приглашали опытного забойщика. Мясо делили на три части: для семьи, родственников и нуждающихся.
В советский период открытое празднование Курбан хайита не поощрялось, но несмотря на это народная память бережно хранила традиции.
"Старшее поколение помнит времена, когда даже за домашнюю молитву можно было столкнуться с вниманием правоохранительных органов. В сельской местности люди тайно совершали намаз, проводили жертвоприношения и делились мясом с нуждающимися, не спрашивая об их вере – ведь главное было помочь и проявить заботу. Эта народная память – лучшее доказательство того, насколько Курбан хайит дорог узбекистанцам", – отметил Турсунали Кузиев.
С обретением независимости в 1991 году религиозные праздники стали постепенно возвращаться в общественную жизнь Узбекистана.
"Уже в 1992 году Курбан хайит был официально признан государственным праздником, а его точная дата стала ежегодно утверждаться указом президента на основании рекомендаций муфтия", – отметил собеседник.
Вместе с этим стало расти и число мечетей: сегодня в стране их более 2,1 тысячи, ставших центрами духовной жизни.
Как празднуют сегодня?
Сегодня праздник, как и в старину, начинается с утреннего намаза, после которого совершается жертвоприношение. Мясо, как и прежде, делят на три части, поддерживая давнюю традицию милосердия и щедрости.
Однако в современном ритме жизни не все семьи выкармливают животных самостоятельно. Все чаще их приобретают уже подготовленными к ритуалу на специализированных бойнях, где соблюдаются все требования обряда.
Несмотря на это, суть жертвоприношения остается прежней – духовное очищение, благодарность и помощь ближнему. Особое внимание уделяется сиротам, малообеспеченным семьям и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
"В рамках праздника также принято благоустраивать кладбища как знак уважения к памяти предков, навещать родственников и стремиться к примирению", – отметил Кузиев.
По его словам, особой чертой празднования Курбан хайита в Узбекистане является активное участие как светских, так и религиозных структур. Например, хокимияты организуют уборку кладбищ перед хайитом, заботясь о всех захоронениях вне зависимости от религиозной принадлежности, а многие коммерческие компании устраивают различные благотворительные акции.
"В этот светлый день представители различных религиозных конфессий Узбекистана считают своим долгом поздравить муфтия страны, подчеркивая атмосферу толерантности и единства, царящую в обществе", – подчеркнул он.
Таким образом, Курбан хайит – это не просто религиозный праздник, но и мощный символ единства, милосердия и духовного обновления. Ежегодно он связывает миллионы сердец по всему миру, напоминая о важности сострадания и взаимопомощи.
Напомним, в столице и Ташкентской области праздничный намаз начнется в 05:10. В других регионах республики время немного варьируется.
На время молитвы в столице на улицах, прилегающих к 122 мечетям, временно ограничат движение автотранспорта. Доехать на место проведения намаза можно на общественном транспорте: и автобусы, и метро будут работать с 03:00. Воспользоваться услугами пассажиры смогут бесплатно до 10:00.
По случаю Курбан хайита все узбекистанцы отдохнут три дня.
Комментарии отсутствуют