Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Общественный совет при хокимияте Ташкента предложил свое решение проблемы незаконных сносов, описав ее в обращении к властям и горожанам, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
"Внимательно изучив и проанализировав обсуждения в социальных сетях, выступления представителей городских властей, а также жителей Ташкента в течение этой недели, члены Общественного совета считают недопустимой ситуацию, в которой граждане чувствуют свою незащищенность и угрозу своей частной собственности, вследствие хаотичности процесса планирования городского развития, программы реновации и сноса ветхого жилья в Ташкенте", – отмечается в обращении.
В связи с этим, учитывая заявление хокима Ташкента Джахонгира Артикходжаева на встрече с жителями Мирзо-Улугбекского района: "ни один дом не будет снесен без согласия населения", Общественный совет приветствует намерение городской администрации соблюдать действующее законодательство и готов оказывать всестороннее содействие.
"Однако, отсутствие понятного механизма согласования с жителями изменений, планов строительства и других важных аспектов для реализации столь масштабной программы в действующем законодательстве, а также компенсации жилья, влечет за собой недовольство среди населения", – подчеркнули в совете.
Исходя из этого, Общественный совет акцентирует внимание на трех ключевых моментах, которые будут способствовать решению проблемы.
Первое
Отсутствие утвержденного генплана города, стратегии развития и другой градостроительной документации и, как следствие, непрозрачность принимаемых решений о строительстве. Необходимо разработать и опубликовать генплан Ташкента, чтобы жители могли планировать свою жизнь, а инвесторы могли бы более эффективно и планомерно внедрять свои проекты.
При этом, при проектировании новых зданий необходимо обеспечить модернизацию устаревших инженерных коммуникаций и предусмотреть их расширение с учетом растущей урбанизации и соответствующего увеличения нагрузки на инфраструктуру.
Важным видится создание интерактивной карты реализации планов по реновации, которая будет информировать население о предстоящих изменениях, а также механизма получения обратной связи горожан, возможности им сказать своё слово, так как предстоящие перемены должны учитывать в первую очередь, интересы самих жителей города.
Также, наличие такой карты будет создавать положительный имидж у инвесторов, снизит ощущение непрозрачности и непредсказуемости действий городских властей, обозначит долгосрочные планы развития Ташкента.
Второе
Облик города претерпевает изменения и в стремлении внедрить передовые технологические новшества важно не утратить уникальный образ Ташкента, дорогой горожанам и привлекательный для гостей столицы, особенно когда сфера туризма определена ключевой стратегией развития всей страны.
По мнению ведущих урбанистов, уникальность придают городу объекты, представляющие культурную, историческую и архитектурную ценность, а не только количество и величина бизнес-центров.
Считаем необходимым срочно определить критерии, сформировать и опубликовать полный реестр зданий и сооружений Государственного кадастра объектов культурного наследия, в том числе с участием независимых экспертов и общественности. А до утверждения данного списка, рассмотреть возможность введения моратория на снос подобных объектов в столице Узбекистана.
Третье
Права собственников жилья сегодня не защищены в полной мере. Сегодня отсутствует исчерпывающее определение государственных и общественных нужд, муниципальной и республиканской собственности, что приводит к злоупотреблениям.
Это решится путем скорейшего внедрения механизма приватизации земли под жилым и нежилым имуществом, что незамедлительно сподвигнет формирование класса собственников в стране. Крайне важно для обеспечения прозрачности процессов предусмотреть механизм рыночной оценки стоимости, соответствующего возмещения и реализации земель через аукционы.
Так, Ташкент может взять лучшее из опыта ближайших соседних стран, например, реализацию программы реновации в прибалтийских городах, Москвы.
Необходимо обеспечить ясность и предсказуемость процессов для сотен тысяч граждан, непосредственно столкнувшихся со сносом их жилых домов. Для того, чтобы голос каждого жителя был услышан, считаем необходимым разработать механизм внесения объектов в программу реновации путем голосования жильцов многоэтажных домов по включению или исключению их дома из программы реновации, а также привлечением независимых экспертов по оценке технического состояния недвижимости и возможности реставрации.
Также важным является определение платежеспособности и кредитной истории у застройщиков, которые планируют брать на себя реконструкцию тех или иных частей города.
Одной из рекомендуемых форм по контролю за соблюдением норм законодательства и защите интересов граждан, является создание штабов (комиссий) из числа активных граждан, общественных организаций, депутатов городского кенгаша, членов Общественного совета, представителей СМИ вместе с представителями муниципалитета.
Целью создания таких комиссий будет в первую очередь являться обеспечение прозрачности процессов.
Общественный Совет предлагает формирование комиссий (штабов) по следующим направлениям:
-
реализация программы реновации и сноса ветхого жилья;
-
сохранение объектов, представляющих культурную, историческую и архитектурную ценность;
-
физическая доступность городской среды (в ходе реализации планов по развитию необходимо учесть интересы и условия жизни маломобильных граждан и лиц с инвалидностью);
-
сохранение зеленого фонда (деревья и парки) города.
"В заключение, хочется напомнить о важности тех предложений, озвученных главой государства о повышении подотчетности руководителей на местах, внедрению выборности должности хокимов. Это усилит подотчетность напрямую гражданам и четко определит полномочия, их ответственность и самостоятельность в пределах конкретного города", – отметили в Общественном совете.
Кроме того, необходимо еще раз сказать о важности повышения роли независимых судов, роли депутатов в принимаемых решениях на местах, а также роли общественного контроля за осуществляемыми реформами и деятельностью государственных и территориальных ведомств. Эти шаги позволят на деле усилить демократические процессы, создадут систему сдержек и противовесов для построения правового государства в Узбекистане, отмечается в сообщении совета.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Главное чтобы все эти постановления выполнялись, без привышения должностных полномочий у нас это всегда было проблемой..
Беда вся в том, что сносятся в основном добротные, крепкие и благоустроенные дома, в отделку квартир которых вложены жителями немалые суммы. А рассказывают про снос ветхого жилья. Это далеко не так. Просто освобождают центр города от любой застройки, на потребу бессовестных застройщиков.на освобождённых от жителей местах возводят многоэтажки с дорогущими квартирами, которые не находят покупателей и годами стоят незамеченными. Никого это не волнует, главное, захватить дорогущую землицу в центре города. Это безобразие надо прекращать. Причем скорее. Хватит разрушать наш город.
Критерий должен быть только один - если кто-то хочет получить моё, должен дать взамен то, что устроит меня! Так не должно быть, что покупатель диктует цену и на свой "товар", и на то, который он желает получить у тех, кто и не собирался продавать своё!!!
И придумывать "законы" под свои шкурные интересы, в ущерб людям, которым законотворцы ОБЯЗАНЫ СЛУЖИТЬ, считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ!!!