Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан, бывший активным участником космических программ Советского Союза и разработавший немало уникальных приборов для исследования других планет, после распада большой державы фактически остался на задворках освоения Вселенной.
Единственным светлым лучиком был уникальный проект, прививавший детям любовь к космосу, – Международная аэрокосмическая школа (МАКШ). Ее родоначальниками стали академик Шавкат Вахидов и первый космонавт Узбекистана, дважды герой Советского Союза Владимир Джанибеков.
В августе 2019 года узбекская космонавтика получила второе дыхание – Шавкат Мирзиёев подписал указ о развитии космической деятельности и появлении отдельной структуры – Агентства "Узбеккосмос". Среди его задач – создание системы дистанционного зондирования Земли и собственной сети спутниковой связи, развитие космической инфраструктуры и проведение исследований, разработка инноваций и технологий. Однако для всего этого необходимы кадры, подготовка которых за эти годы была провалена. Именно поэтому сейчас Узбекистану необходимо заново выстраивать подготовку специалистов и возродить Международную аэрокосмическую школу.
Корреспондент Podrobno.uz поговорил с членом-корреспондентом Российской академии педагогических и социальных наук, неоднократным участником МАКШ Давлятбеком Саъдуллаевым о том, что это был за проект и почему он так нужен современному Узбекистану.
По его словам, нашей стране необходимо восстанавливать Международную аэрокосмическую школу, которая долгие годы организовывалась в сотрудничестве с Россией. Нельзя отнимать у детей возможность прикоснуться к космосу, тем более что многие выпускники МАКШ нашли себя именно в этой стезе, считает он.
"Впервые мне удалось побывать в МАКШ во время работы в Россотрудничестве. Меня делегировали на первое выездное совещание Международной аэрокосмической школы в городе Гагарин. Здесь собрались российские космонавты, они были рады встретиться с ребятами, рассказать им о своих полетах, нюансах подготовки. Одним из них был Владимир Джанибеков. Также в работе школы принимал участие Салиджан Шарипов, он был душой ребят. Добровольцем в школе преподавала и командир "Боинга" из Франции Кристин Дебюзи", – отметил он.
По словам Саъдуллаева, для участия в МАКШ приезжали видные ученые и специалисты. Общение с личностями такого масштаба, конечно, воодушевляло курсантов.
Чтобы попасть в школу, участники проходили конкурс: отвечали на вопросы и выполняли задания, опубликованные в печати. По прибытии их делили на команды из 5-6 человек. Здесь ребята изготавливали резиномоторные модели и запускали ракеты.
"Вы знаете, сколько было восторга у этих детишек: они сами своими руками делали ракеты. При этом ребята занимались не только в кабинетах. Походы в окрестности Кызыл-сая в Паркентском районе позволяли закаляться физически. Также каждая из команд работала над своим проектом, а в конце защищала его перед жюри", – добавил он.
Давлятбеку Самиевичу запомнился один интересный проект. Участник школы, смелый и даже дерзкий мальчуган, предложил идею по созданию капсулы для забора лунного грунта.
"Сначала он спросил: "Вы когда-нибудь наблюдали за дождевыми червями?" Многие стали недоумевать. Курсант пояснил: дождевой червь прокладывает себе путь в грунте, упаковывая частички земли в себя. Это заготовитель и контейнер в одном флаконе. И если взять этот принцип на вооружение, то можно получить более простой и надежный, но менее затратный способ заготовки и забора грунта. Шавкат Вахидов поднял перед ним руки: "Твоя взяла!" Этот проект, кстати, победил", – рассказал собеседник.
По мнению Саъдуллаева, это был не просто лагерь, для многих школа стала воплощением мечты о небе и космосе. Несколько одаренных детишек под руководством Шавката Вахидова даже смогли принять участие в запуске космического корабля, на котором улетал Салиджан Шарипов.
"Для кого-то участие в школе оказалось трамплином к карьере в аэрокосмической отрасли. Те, кто не стал специалистом в этой сфере, на всю жизнь остались привержены космосу, следили за достижениями своей республики и мероприятиями в других странах. Международная аэрокосмическая школа должна быть восстановлена. Это востребованная форма общения для молодых дарований. Нельзя у них отнимать эту возможность. Многие приезжали сюда немного отчужденными, а когда приходило время расставаться, плакали. Помню, как на заключительном мероприятии все искали французского мальчика Париса. Он спрятался, а потом объяснил, что просто не хотел уезжать", – заключил собеседник.
Комментарии отсутствуют