В ходе прошедшего пленарного заседания нижней палаты парламента Узбекистана Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсманом) было отмечено, что в республике в 2012 году увеличилось количество повторных жалоб граждан.
В этой связи Омбудсман страны Сайёра Рашидова процитировала Президента Узбекистана Ислама Каримова, сказав, что повторное обращение граждан – это невнимание к нуждам людей.
Как было отмечено С.Рашидовой, анализ поступивших жалоб и заявлений граждан показывает, что причинами повторных обращений к Омбудсману стали факты необоснованного отказа в рассмотрении обращений, поверхностного изучения и проверки жалоб, нарушения порядка, процедур и сроков рассмотрения обращений, а также необъективность ответов на обращения, направление жалоб тем должностным лицам, действия и решения которых обжаловались, факты притеснений и запугивания с их стороны.
Как показывает анализ поступивших обращений, в работе ряда министерств, ведомств, местных органов власти наблюдаются случаи нарушения требований по всесторонней, объективной и своевременной проверке заявлений и жалоб граждан, их анализа, не пресекаются факты волокиты, невнимательного, бездушного, формально-бюрократического отношения к обоснованным обращениям граждан. Имеют место случаи, когда специально созданные по конкретной жалобе комиссии не встречаются с авторами писем, изучают проблему поверхностно и односторонне.
Авторы указывают на отсутствие ответов на их первичные обращения, формальные отписки, неполные ответы на поставленные вопросы или ответы не по существу, также на невозможность попасть на прием к отдельным руководителям органов исполнительной власти и органов самоуправления граждан на местах. В связи с увеличением повторных обращений Омбудсман планирует провести мониторинг по выявлению причин повторных обращений.
Так, деятельность Омбудсмана по рассмотрению и разрешению обращений граждан позволила выявить следующие проблемы:
– недостаточная правовая грамотность отдельных сотрудников государственных органов и должностных лиц, продолжающееся пренебрежительное отношение некоторых руководителей и должностных лиц к нормам и требованиям законодательных актов, поверхностный подход к рассмотрению обращений граждан. В соответствии с законом «Об обращениях граждан» государственные органы власти и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленном законом порядке и сроки, давать на них мотивированные ответы, анализировать причины, приводящие к обращениям граждан, с целью их дальнейшего разрешения. Однако положения закона не всегда исполняются, что приводит к увеличению количества обращений граждан, особенно повторных;
– неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан. Нарекания граждан вызывает деятельность правоохранительных органов, серьезной проблемой остается невыполнение судебных решений;
– недостаточная правовая культура граждан, обращающихся в государственные органы. Граждане недостаточно информированы о механизмах защиты своих прав, их обращения в органы, в компетенцию которых не входит рассмотрение указанных в жалобе вопросов, приводят к излишней загруженности, а также увеличению повторных обращений. Повторные обращения наблюдаются в основном в тех случаях, когда граждане обращаются одновременно в несколько организаций. В результате чего одно и то же обращение рассматривается соответствующим отделом государственного органа два и более раз;
– закон «Об обращениях граждан» не допускает рассмотрение обращения органом или должностным лицом, чьи действия или решения обжалуются. Однако на практике такие случаи все еще имеют место, что приводит к необъективному рассмотрению и разрешению обращений граждан.
Комментарии отсутствуют