Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил на заседании в узком составе Совета глав государств СНГ в Минске. В выступлении глава государства рассказал о своем видении развития СНГ, взаимоотношениях с Россией и проблеме Афганистана. Предлагаем вам текст выступления Президента Узбекистана.
«Уважаемый председатель!
Уважаемые главы государств!
Позвольте приветствовать присутствующих на саммите глав государств Содружества и высказать слова признательности Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за радушный прием и гостеприимство.
Думаю, сегодня нет особой необходимости говорить о тех непростых процессах, происходящих в мире, о тех неоднозначных изменениях в глобальной и региональной расстановке сил, протекающем сложном посткризисном периоде в мировой экономике, радикализации ситуации и обострения конфликтов и противоречий в ближнем и дальнем нашем окружении.
И в этой связи, на наш взгляд, приобретает важное значение определение роли и места СНГ, оценка того, что делается в рамках нашего сообщества, его потенциала и возможностей, высказаться о том, как мы видим его перспективы и будущее.
Не преувеличивая и вместе с тем не преуменьшая значение Содружества, созданного за истекшие годы правового поля и наработанных им инструментов и механизмов сотрудничества, у нас есть основания говорить о сохраняющейся востребованности СНГ для каждого государства-участника.
Содружество предоставляет широкую возможность для выработки взаимоприемлемых подходов и скоординированных практических мер, направленных на своевременное и адекватное реагирование на вызовы и угрозы устойчивому развитию, стабильности и безопасности государств-участников, решение споров и разногласий, в конечном итоге, для взаимного общения граждан на постсоветском пространстве.
Говоря о многоплановом сотрудничестве стран СНГ, мы имеем в виду, прежде всего, взаимодействие государств-участников СНГ в борьбе с экстремизмом и терроризмом, с учетом возрастающей с каждым днем активности на пространстве СНГ различных организаций экстремистского толка, которые открыто проповедуют идеологию насилия и нетерпимости.
Нет сегодня необходимости говорить о том, что идеология ползучей экспансии радикализма, терроризма, воинствующего экстремизма не развивается только в пределах одной страны или отдельно взятого региона, этот процесс не знает национальных границ. Именно поэтому необходимы совместные упреждающие действия по созданию атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах и проявлениях, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению этих опасных угроз на территории государств-участников СНГ.
Принятие на сегодняшнем саммите программ совместных мер по борьбе с преступностью и терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, а также Концепции сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, отвечает долгосрочным интересам безопасности всех государств-участников.
Второе. Предстоящий вывод миротворческих сил АЙСАФ из Афганистана до конца 2014 года, вне всякого сомнения, явится серьезным испытанием для стран, граничащих с Афганистаном, и других близлежащих территорий.
Большинство стран в мире приходят к выводу, что единственный путь – это поиск политического мирного решения проблемы, путь переговоров и достижения консенсуса между различными противостоящими силами под эгидой ООН, путь формирования временного правительства, в которое могли бы войти основные противоборствующие силы в Афганистане.
Узбекистан, как соседняя с Афганистаном страна, придерживается принципиальной политики невмешательства во внутренние дела Афганистана, организации сотрудничества с Афганистаном на двусторонней основе, оказания помощи и поддержки того правительства, которое изберут сами афганцы.
В этих условиях для поддержания безопасности и стабильности в наших странах и в регионе в целом важное значение приобретают реализация мер, которые принимает каждая страна, а также координация и взаимные консультации сторон, заинтересованных в том, чтобы процесс вывода войск не оказался болезненным для окружающих стран, и, что особенно важно, в складывающихся условиях не допустить хаоса и беспредела в самом Афганистане. В этом могут и должны оказать действенное содействие заинтересованные великие державы.
Еще один вопрос, на котором я хотел бы остановиться, – это формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве СНГ, основанной на принципах, не ухудшающих действующий между странами торговый режим. Это становится важным условием обеспечения стабильного социально-экономического развития на пространстве СНГ.
Большое значение приобретают в этом плане диверсификация структуры товарных потоков, расширение номенклатуры взаимных поставок и, что особенно важно, реализация согласованной и эффективной транспортно-коммуникационной и тарифной политики.
Мы благодарны Российской Федерации и другим государствам Содружества, которые поддержали присоединение Республики Узбекистан к Договору о создании зоны свободной торговли. Убежден, что участие Узбекистана в этом важном интеграционном проекте со своим динамично развивающимся рынком и быстро растущей экономикой принесет взаимную пользу и выгоду всем участникам Договора.
Уважаемые коллеги!
Думаю, мы все отдаем себе отчет в том, что перспективы и будущее СНГ во многом зависят от нас, государств-участников СНГ, и, разумеется, это не является никаким преувеличением, зависит в первую очередь от России.
Ни для кого сегодня не секрет, что для каждой отдельной страны на постсоветском пространстве особо важное значение приобретают те отношения, которые она выстраивает с Россией, учитывая ее огромный потенциал и возможности рынка, и, что приобретает неоценимое значение, – общая история, общие ценности, общие устремления и, если хотите, то пространство, в котором долгие годы мы жили вместе.
То, что наряду с Содружеством одновременно на постсоветском пространстве развиваются другие интеграционные процессы, и в этом мы не видим каких-то препятствий для деятельности СНГ.
Вместе с тем очень важно, чтобы каждое из межгосударственных объединений – и СНГ, и Таможенный союз, и создаваемый на его основе Евразийский экономический союз строили свою деятельность, имея собственную тематику, не подменяя и не повторяя друг друга. А такое в перспективе может иметь место.
Уважаемые коллеги!
Председательство Республики Беларусь в СНГ, по нашему мнению, носило активный и конструктивный характер и способствовало дальнейшему продвижению общих целей и задач государств-членов в рамках Организации.
Пользуясь возможностью, хотел бы поздравить Украину с председательством в СНГ на очередной период и пожелать Президенту Украины Януковичу Виктору Федоровичу больших успехов в реализации этой ответственной миссии.
Благодарю за внимание».
Комментарии отсутствуют