Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Представители американской разведки 9 января сообщили, что самолет «Международных авиалиний Украины», разбившийся в ночь на 8 января около аэропорта Тегерана, был сбит (скорее всего, по ошибке) иранским расчетом ПВО. Об этом же сообщила исследовательская компания IHS Markit. Источники авиационного корреспондента CBS утверждают, что по лайнеру были выпущены две ракеты. Версию с ПВО в качестве одной из основных рассматривают и украинские следователи, прибывшие в Тегеран. Иранские чиновники, со своей стороны, настаивают на версии о технических неполадках и пожаре двигателя самолета. Ее раскритиковали многие авиационные блогеры и действующие пилоты «боингов».
Что известно точно?
Самолет вылетел из аэропорта Тегерана примерно в 6 утра по иранскому времени — с опозданием от согласованного расписания в один час. Взлет, судя по данным службы авиационного трекинга Flightradar24, прошел нормально. Но через две с небольшим минуты у самолета отключился транспондер — передатчик, сообщающий о местоположении и скорости самолета диспетчерам. Таким образом, самолет исчез с радаров; перестали получать его данные и во Flightradar24 и других подобных службах. Последнее точно известное местоположение лайнера — несколько километров от крупного иранского ракетного исследовательского центра.
Через несколько минут горящий самолет снял на камеру один из местных жителей — в нескольких километрах от первоначального курса. Еще примерно через 30 секунд самолет взорвался от удара о землю; его курс к этому моменту был таким, как если бы он пытался вернуться в аэропорт вылета. Место падения находилось примерно в 15 километрах от точки, где отключился транспондер.
Экипаж за все время после исчезновения с радаров не выходил на связь с диспетчерами и не запрашивал помощь, утверждают иранские чиновники.
Какую версию предложил Иран? И что с ней не так?
Иран сразу сообщил о неких технических неполадках, которые привели к катастрофе. В основном говорили о пожаре двигателя как о триггере, запустившем цепочку катастрофических событий (эту версию, по сообщениям СМИ, поддерживали и анонимные представители канадской разведки; она занималась делом, поскольку значительное число пассажиров имели канадское гражданство).
Версию Ирана сразу подвергли критике многие авиационные эксперты, блогеры и действующие пилоты. Подробнее об этом можно прочитать, например, тут. Вот их главные аргументы.
Пожар одного двигателя сам по себе не может привести к катастрофе самолета. Современные лайнеры рассчитаны на такое событие; двигатели имеют систему пожаротушения, которая активируется автоматически или, при необходимости, вручную пилотами. Руководства для пилотов требуют от них прекратить подачу топлива в аварийный двигатель, после чего совершить посадку в ближайшем аэропорту на одном двигателе; это возможно сделать с любой высоты полета, даже сразу после взлета. Ежегодно благополучно завершают полет десятки самолетов с отказавшими двигателями.
Если неполадки двигателя сопровождаются его масштабным разрушением, то ситуация может быть намного более сложной, чем при обычном пожаре. Так, в 2010 году после вылета из Сингапура А380 австралийской авиакомпании Qantas получил тяжелые повреждения крыла деталями взорвавшегося двигателя. Пилотам удалось вернуть самолет в аэропорт. В 2018 году у Boeing 737NG авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего из Нью-Йорка в Даллас, на большой высоте взорвался двигатель. Его деталь пробила иллюминатор, погибла одна из пассажирок. Таким образом, пилоты одновременно столкнулись с потерей двигателя, утечкой масла, разгерметизацией салона и креном самолета в 41 градус. Все это не помешало им сесть в ближайшем аэропорту Филадельфии; после аварии Boeing проверил старые двигатели сотен самолетов той же модели (двигатели той же модели, но новые, стояли и на украинском лайнере). В любом случае, по мнению многих пилотов и авиационных экспертов, даже взрывное разрушение двигателя вряд ли может вызвать столь быструю катастрофу самолета, как в случае с украинским лайнером в Иране.
Технические неполадки, как считают пилоты «боингов», не могут объяснить одновременный пожар снаружи самолета и мгновенное отключение транспондера. Система продублирована — она имеет две антенны, запитанные от двух электрических цепей, каждая из которых получает энергию от разных двигателей. Потеря одного двигателя не сопровождается отключением транспондера. Его мгновенное отключение возможно лишь в случае катастрофического повреждения (пожаром или взрывом) в отсеке авионики, располагающемся в передней части самолета. Другой вариант — пилоты зачем-то решили выключить его сами с пульта управления, причем в тот самый момент, когда начались катастрофические события. Такое совпадение маловероятно.
По мнению критиков официальной иранской версии, в случае с катастрофой украинского лайнера можно предполагать некое «внешнее воздействие» или теракт.
О ракетной атаке сообщили анонимные сотрудники разведки США. Есть ли подтверждения их слов?
Только косвенные. Версия о том, что самолет мог быть сбит, официально возникла только 9 января. 8 января ее осторожно высказывали только отраслевые эксперты и журналисты. Днем позже украинские следователи, осмотревшие обломки самолета, сообщили, что двигатели точно не горели в воздухе. Следы пожара присутствуют на других частях самолета, но не на двигателях. После этого Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что лайнер мог быть сбит ракетой «земля-воздух».
9 января на страницах в соцсетях, принадлежащих этническим иранцам, появились фотографии носового обтекателя ракеты комплекса ПВО «Тор М1», якобы найденного местными жителями недалеко от места катастрофы (на вооружении иранской армии стоят 29 пусковых установок «Тор М1»). Впервые изображения опубликовали в твиттере иранца, проживающего с США; по его словам, их ему переслал житель Тегерана. Однако по фотографиям нельзя установить, где именно они были сделаны.
Как могло случиться, что иранцы сбили гражданский самолет?
Катастрофа произошла через несколько часов после того, как Корпус стражей исламской революции (КСИР) выпустил с территории Ирана 15 баллистических ракет по базам армии США в Ираке. Иранцы публично обещали нанести «удар возмездия» после убийства американцами одного из командующих КСИР генерала Касема Сулеймани. Он погиб около аэропорта Багдада 3 января. В ответ на эти угрозы президент США Дональд Трамп обещал разбомбить 52 объекта на территории Ирана. Вполне вероятно, что перед запуском ракет по целям в Ираке системы ПВО Ирана (особенно около военных объектов) привели в состояние повышенной готовности. Если версия об ошибке зенитчиков окажется верной, то остается предполагать, что они в напряженной обстановке перепутали вылетевший не по расписанию пассажирский лайнер с некой военной целью. Эту версию поддерживают источники Newsweek в американской разведке.
На месте украинского «боинга» мог оказаться и другой лайнер. За два часа до рейса «Международных авиалиний Украины» (то есть во время иранской атаки на базы США) из того же аэропорта в Москву вылетел самолет «Аэрофлота», пишет Медуза.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
Комментарии отсутствуют