Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Письмо-треугольник, не дошедшее до адресата, спустя десятилетия вернулось в семью Ашуровых, и стало частью живой памяти о фронтовике Хурраме Ашурове. Эта история не только о судьбе одного письма, но и о стойкости, верности и памяти, которую бережно хранят поколения.
Письмо из прошлого
Как-то, осматривая экспонаты Музея истории Узбекистана, Мухсин Хуррамович увидел в витрине письмо-треугольник Ашурова Хуррама, своего отца. Адрес на треугольнике был знакомый, домашний, самаркандский. По какой-то причине письмо не дошло до дома, и вот теперь, спустя десятилетия после войны, сын ветерана впервые прочитал строки, написанные отцом.
Письмо датировано 10 августа 1943 года, отправлено из Харьковской области, из одного из сельских населенных пунктов. Это письмо адресовано двоюродному брату по имени Раббим, которому тогда было 15 лет.
Письмо-треугольник, отправленное в августе 1943 года, спустя десятилетия было найдено в музее и стало связующим звеном между поколениями
"… внимательно перечитал письмо и обратил внимание на следующее: оно написано 10 августа 1943 года в ответ на письмо двоюродного брата Раббима от 3 марта того же года. Значит, письма доходили до полевой почты в среднем за 2–2,5 месяца. Учитывая условия военного времени, это достаточно быстро," – говорит Мухсин Хуррамович.
Почерк в письме – аккуратный, ровный, строчки выведены уверенно. Письмо было обычным для того времени: поименные расспросы о здоровье, о родных, о делах отца и матери. Именно это делает его особенно ценным: оно – живая связь с прошлым.
Семейная история Ашуровых
Чтобы понять, о чем именно спрашивал автор письма, стоит рассказать немного о семье Ашуровых. В семье было два брата: старшему 20 лет, младшему – 18. С первых дней войны младший решил идти добровольцем на фронт. Старшему, видимо, было неудобно перед младшим и, несмотря на бронь, он последовал за ним. Оба прошли краткое обучение и были отправлены на передовую. К сожалению, младший брат пропал без вести в первых же боях.
Единственное фото с фронта младшего брата Хуррама – Асрора Ашурова
Позднее на имя дедушки пришло благодарственное письмо, в котором перечислялись этапы службы Хуррама Ашурова. Он начинал войну в 1941 году на Южном фронте, воевал на Сталинградском, 4-м и 3-м Украинском фронтах и встретил победу в составе 1-го Украинского фронта, там же вступил в партию.
В те же годы у деда были большие неприятности: его обвинили в незаконной торговле мясом и арестовали – военное время не прощало нарушений.
Бабушка привезла в Каттакурган, где находился под стражей дедушка, письмо с подписями соседей-махаллинцев; в нем говорилось о том, что зарезанный баран пошел на пропитание большой семьи. К этому документу приложили и благодарственное письмо с фронта. Это помогло – деда отпустили.
Справка с подписями соседей по махалле о том, что зарезанный баран был выращен для нужд своей семьи
Именно в этом контексте понятны строки фронтового письма: "Как дела дома? С кем мама?" – за этими словами стояли тревога и забота.
Молодой офицер Хуррам Ашуров – участник боев за освобождение страны и Европы от нацистской оккупации
Наградной лист Хуррама Ашурова – документ из архива, подтверждающий его участие в боях и заслуги перед Родиной
После войны: долг памяти
Вернулся Хуррам Ашуров домой лишь в 1947 году, как и многие фронтовики, он был демобилизован поздно. Прибыл в звании лейтенанта, стал работать инструктором обкома партии, затем секретарем исполкома, далее с 1951 по 1968 год проработал в милиции и дослужился до звания подполковника в должности начальника Самаркандского областного управления охраны общественного порядка.
В семье бережно хранятся фронтовые реликвии: награды, фотографии. А найденный спустя десятилетия фронтовой треугольник стал особенно дорог: он не просто документ, а символ – нить, соединяющая поколения.
Этот треугольник – не просто письмо. Это память, которую нельзя потерять.
Подробнее о нашем спецпроекте читайте здесь.
Все истории смотрите по хештегу: #СемейныеРеликвииВойны
Комментарии отсутствуют