Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин договорились ускорить реализацию крупных транспортных проектов. Среди них – программа модернизации железнодорожной инфраструктуры в Узбекистане через поставки российской техники и участие нашей страны в международном коридоре "Север – Юг".
В начале сентября лидеры стран провели сразу две встречи в Китае на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Особое внимание на переговорах было уделено развитию уже реализуемых совместных проектов, в том числе в транспортной сфере.
Напомним, решение об углублении связей между странами было принято еще в рамках прошлогоднего визита Путина в Ташкент. Как подчеркивал тогда Мирзиёев, встреча с российским лидером ознаменовала "начало новой вехи в отношениях всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества между нашими странами".
"Мы еще используем только на 50 % [потенциала двусторонних отношений], а возможности большие", – указал президент Узбекистана. В свою очередь, глава российского государства заявил, что республика является стратегическим партнером и надежным союзником России. "Наши тесные, дружественные отношения находятся на подъеме, динамично развиваются на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга", – подчеркнул он.
Одним из важных совместных проектов, которые требуют ускорения, является комплексная программа развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры в Узбекистане. Она подразумевает в том числе поставки российской железнодорожной техники и локализацию ее производства.
По словам главы российского государства, перспективным видится взаимодействие по масштабному проекту создания международного коридора Север – Юг от России и Белоруссии до побережья Индийского океана. Один из маршрутов пройдет рядом с Узбекистаном или через его территорию. Как отметил Путин, "это очень интересно с точки зрения создания дополнительных возможностей, в том числе выхода Узбекистана к океану".
Необходимым связующим звеном в развитии узбекско-российского партнерства и важнейшим стимулом роста экспорта железнодорожной продукции должна стать более широкая поддержка отрасли со стороны специализированных межстрановых финансовых организаций. Важным шагом на этом пути стало присоединение Узбекистана к Евразийскому банку развития (ЕАБР). Это открывает новые возможности для страны по модернизации транспортной инфраструктуры.
Между тем работа по реализации комплексной программы развития транспортной отрасли Узбекистана уже началась. В рамках подписанного 27 мая 2024 года межправительственного Меморандума о сотрудничестве прорабатывается возможность организации совместного российско-узбекского производства для обновления пассажирского подвижного состава в Узбекистане.
Стоит отметить, что в настоящее время железнодорожная техника, которая эксплуатируется в Узбекистане, в значительной степени имеет российское происхождение: один только Трансмашхолдинг (ТМХ) в течение 20 лет неоднократно поставлял в республику локомотивы, поезда метро, дизельные двигатели, а также запчасти и комплектующие для подвижного состава.
Российские компании, которые долго работают с Узбекистаном, не только хорошо знают специфику рынка, но и активно участвуют в образовательных проектах. Корпоративный университет ТМХ, например, обучает местных студентов по своим программам: в рамках соглашений о сотрудничестве с Ташкентским государственным транспортным университетом и Туринским политехническим университетом предоставляет возможности обучения, стажировок и трудоустройства в компаниях группы.
Все это вносит весомый вклад в расширение совместной транспортной инфраструктуры и приближает реализацию задачи по доведению товарооборота между странами до 30 миллиардов долларов в год, которую ранее поставили президенты Мирзиёев и Путин.
Россия на данный момент является вторым крупнейшим торговым партнером Узбекистана после Китая. По итогам 2024 года взаимный товарооборот достиг 11,6 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 14,5 %. Это говорит о больших перспективах развития отношений Ташкента и Москвы на ближайшие годы, в том числе в транспортной отрасли.

Завоз ширпотреба и говна из РФ увеличится! Они теперь предлагают покупать их мусор, раз Таджики его больше не вывозят.