Загрузка
Загрузка

Павел Сапрыкин: Развитие киберспорта в Узбекистане сталкивается с рядом сложностей

Павел Сапрыкин: Развитие киберспорта в Узбекистане сталкивается с рядом сложностей

Павел Сапрыкин: Развитие киберспорта в Узбекистане сталкивается с рядом сложностей

9968
Е-спорт становится все более популярным во всем мире. В некоторых странах в «игрушки» играют, что называется, всем миром начиная от школьников и заканчивая членами правительства. Узбекистан в этом плане тоже не отстает. С 2004 года наши е-спортсмены начали выезжать на международные турниры. Однако удача широко улыбнулась только в этом году, когда мы выиграли первое золото за всю историю участия нашей сборной. Обладателем награды высшей пробы по игре FIFA стал 23-летний Павел Сапрыкин. О том, как ему удалось стать чемпионом Азиады, какие были препятствия на пути к победе, а также о своих планах на будущее Павел рассказал в интервью АН Podrobno.uz.

Паша, наверняка непросто было завоевать золотую медаль Азиатских игр. В чем заключались основные сложности?

Да, безусловно, было сложно. С одной стороны сильные соперники, с другой – волнение, которое тоже нужно суметь преодолеть. К тому же непосредственно на Азиаде нас ждали непривычные условия – игра на Playstation, в то время как все тренировки у нас проходили на компьютере. Буквально за месяц до соревнований корейская сторона поменяла правила, согласно которым все мы должны были играть на Playstation.

Это, в некоторой степени, сложнее, чем на ПК. А на привыкание к Playstation времени почти не было. Помимо этого ушла масса времени на поиск необходимых переходников для подключения наших джостиков к приставке. Так, на подготовку у нас оставалось совсем мало времени. Конечно, организаторы предлагали нам стандартные джостики от Playstation, но всегда удобнее играть на своих.


А это вообще нормальное явление, когда правила соревнований меняются за месяц до их проведения?

Ну, конечно, явление это не нормальное. Но у организаторов в принципе такое право есть. Корейской стороне на тот момент было выгодно, чтобы были представлены не только ПК, но и консольная часть. Поскольку здесь дело и в спонсорах Азиады. Та же корпорация Sony.

Игры 2017 года, к примеру, будут проходить в Туркменистане. И за принимающей страной также сохраняется право вносить изменения в правила и устанавливать перечень игр для турнира. 

Кто были твоими главными соперниками?

Всего в игре FIFA 13 было представлено 14 участников. Наиболее сильными соперниками были двое ребят из Ирана. Один из них – обладатель золота Азиатских игр 2009 года, второй иранский геймер входит в 15 сильнейших игроков Европы.

У нас была, кстати говоря, очень комичная жеребьевка. Те, кто изначально играл в одной группе, опять же встретились в ¼ финала. Получается, я дважды играл против второго иранского геймера. В четвертьфинале обошел его в серии пенальти.

В полуфинале я также сыграл против достаточно сильного игрока из Малайзии. Сразу было видно, что у него хорошая подготовка – сказалось участие в чемпионатах мира и Азии, в которых он принимал участие в последние несколько лет. Обыграв его в полуфинале, дальше играть было уже легче психологически.

В финале я играл против китайца, который, кстати, в четвертьфинале выбил второго нашего участника по футболу – Кирилла Туляганова. Не могу сказать, что с геймер из Китая был силен в техническом плане, но зато он применял все ухищрения, какие только возможны. Проще говоря, жульничал. Так получилось, что он обыграл меня в первой игре, я его – во второй. И в решающей встрече в тот момент, когда я атаковал, он попросту нажимал паузы. При этом судьи, боясь, наверное, какого-то скандала, всякий раз на это не реагировали, ссылаясь на технические неполадки с нашими джостиками, предлагали заменить их на стандартные. Но я отказывался, говоря, что в своем джостике я уверен и что это обыкновенное жульничество китайского игрока. Но судьи отказывались это признать.

А китаец в это время сидел и посмеивался. Наверное, это меня и разозлило, я собрался и начал играть, нацелясь уже конкретно на золото. Ну, и в итоге выиграл.


Из каких стран еще были геймеры и насколько они были подготовлены? 

Всего в FIFA было 14 участников: по два игрока из Ирана, Китая, Вьетнама, Туркменистана, Малайзии и Узбекистана. Очень сильный геймер был из Казахстана, но он из-за нехватки времени не очень хорошо подготовился и, к сожалению, вылетел в четвертьфинале. Были еще геймеры из Таджикистана, но они вылетели сразу в групповом этапе. 

А сколько всего раундов бывает в игре?

Сначала был групповой этап: нас распределили по группам и игра проходила по системе «best of 3». То есть максимум может состояться 3 матча, из них нужно одержать 2 победы, чтобы перейти в следующий тур. После группового этапа было еще три таких раунда: четвертьфинал, полуфинал и финал. В общей сложности я сыграл около 9 встреч.

И в итоге у нас 1 золото и 1 серебро?

Да, все верно. Серебро нашей команде принес Сардорбек Абдуллаев, заняв второе место по автосимулятору Need For Speed: Unleashed. Кирилл Туляганов, к сожалению, стал только пятым, оставшись за чертой полуфинала. И это при том, что мы приехали на Азиаду втроем и показали такие результаты. По сути это феноменально.

Мы сами от себя не ожидали таких результатов. Да, и я не думал, что смогу обыграть столь именитых соперников. Я, конечно, ехал с уверенностью в своих силах, настраивался на победу, иначе вообще не было бы смысла ехать. Но в любом случае, зная, что у нас будут проблемы с подготовкой, зная, что там будет Playstation, а не привычный ПК, конечно, были сомнения. 


Насколько нам известно, это первое золото Узбекистана за всю историю участия в этих играх?

Да, это вообще первое золото во всех международных соревнованиях, где наши киберспортсмены принимали участие. Ребята до этого брали серебро несколько раз, но золото у нас впервые. Благодаря вот двум медалям, мы заняли второе общекомандное место. Первое – у Кореи, третье – у Казахстана. 

Но здесь есть такой нюанс. Всего на Азиаде было представлено 6 игр. По регламенту каждая страна могла заявить своих делегатов только в четырех играх. Если бы Корея могла представить геймеров во всех шести играх, то все золото однозначно бы досталось ей. Так, корейцы взяли только четыре золотых награды. Поскольку список игр Азиады устанавливает принимающая страна, то в этом списке были игры особенно популярные в Корее. 

По FIFA и Need For Speed у Кореи особых шансов не было, поэтому своих геймеров в этих играх они не выставляли. В результате золото по футболу взял Узбекистан, а по гонкам – Казахстан. 


Паша, какие теперь планы на будущее? Поедешь на чемпионат мира?

Да, конечно, собираемся теперь на мировой чемпионат. Он пройдет с 28 ноября по 2 декабря в Куншане (Китай). Они выкупили лицензию на несколько лет, поэтому уже который год подряд ЧМ проходит там. У меня уже так называемая автоквота – за победу на Азиатских играх организаторы решили, что я не буду проходить отборочный этап в Узбекистане. 

3 августа стартует национальный чемпионат, где будет разыграна вторая квота на ЧМ. Так, любой человек старше 6 лет может прийти и попробовать свои силы. 

Сейчас вот такие серьезные результаты показали наши геймеры. Можно сказать, в виртуальный футбол мы играем лучше, чем в реальный. Не пришла ли пора создавать федерацию е-спорта?

Планы по поводу создания федерации есть давно. Но учитывая ряд нюансов, сейчас мы задумываемся, стоит ли вообще ее открывать. На данный момент наша поездка состоялась за счет поддержки «Билайна» и «Келажак овози». Национальный олимпийский комитет нам выделил только вот эту форму. Но с другой стороны, и государство от нас ничего не требовало, никаких конкретных результатов, потому как никакой поддержки оказано не было. Если мы сейчас создадим федерацию, то и требования уже будут другие. 

Кроме того, от любой федерации требуют, чтобы развивала спорт в областях. А все мы знаем, какая у нас ситуация в регионах с интернетом и даже с электричеством. То есть это реалии, от которых мы никуда не уйдем. Сколько бы мы не пытались это улучшать, «тащить» ребят, которые играют в областях, это очень сложно. Основная концентрация – это Ташкент. И то существует ряд сложностей. Например, в FIFA, начиная с 12-й версии, просто-напросто нет сетевого режима. Если раньше люди приходили в компьютерный клуб, садились за два разных компьютера и играли между собой. Сейчас это уже невозможно. По причине борьбы с пиратством канадцы ограничили эту возможность: играть теперь можно или по интернету, или на одном компьютере вдвоем.

У нас сразу снизилось количество участников на турнире, причем снизилось существенно. Во многом футбол даже заглох. Продолжили играть, наверное, только реальные фанаты. А таких, к сожалению, мало. Для многих это стало еще одной проблемой в занятиях е-спортом.
К вопросу о федерации… просто на данный момент мы не знаем, насколько она нам нужна и чему она поспособствует…


Сейчас, получается, единственный оплот е-спорта – это «Билайн», который все это спонсирует?

Да, вклад «Билайна», конечно, ощутимый. Вот уже второй год они спонсируют республиканские соревнования по е-спорту и наши поездки на мировые турниры. Но опять же неизвестно, что будет в следующем году. 

У каждого е-спортсмена есть своя определенная специализация или можно играть в несколько игр одновременно?

Ну, можно играть и во все игры, или, будет точнее, уметь играть в несколько игр. Но если хочешь показать какой-то результат, то все-таки надо специализироваться на чем-то одном. В Узбекистане есть неплохая команда по Counter Strike. С 2003 года она ездит на различные чемпионаты и показывает хорошие результаты. А я специализируюсь на FIFA.

Как и когда ты вообще начал играть?

Играть начал давно, лет с 12. Вот уже 6 – 7 лет кручусь в наших турнирах. Свое первое золото республиканского чемпионата выиграл только в 2010 году. А участие в Азиатских играх – это был мой первый международный турнир. До этого за свой счет мы трижды выезжали на турниры в Казахстан, но там выше 4-го места не поднимались, к сожалению.

У тебя е-спорт – это хобби. А чем ты занимаешься в жизни?

Да, игры – это хобби, и лично у меня оно не отнимает слишком много времени. Я не из тех людей, кто сутками сидит за компьютером и проживает больше виртуальную жизнь, чем реальную. Вообще я «айтишник», компьютерщик. Но сейчас решил уйти из этой сферы и собираюсь поступать на психолога в ташкентский филиал МГУ. Честно говоря, порядком поднадоело жить и работать в окружении железяк и разного софта. В какой-то момент понял, что социальная сфера и общение с людьми, что-то типа социнженерии, мне гораздо интереснее, чем работа с мигающими модемами. Поэтому принял серьезное решение кардинально изменить свою жизнь.

К сожалению, в этом году не успел подать документы, так как экзамены там проходят раньше, чем в наших вузах. Но на следующий год с вузом уже определился.


Но игры бросать не собираешься?

Не собираюсь до того момента, пока у меня есть на это свободное время. Если встанет вопрос между семьей, работой, учебой или чем-то еще более важным, то, безусловно, от игр придется отказаться.

А как твои родители относятся к твоему увлечению?

Относятся положительно. Родители всегда и во всем меня поддерживают. Мама всегда верила, то, чем я занимаюсь как минимум для меня полезно. Тем более, когда ты показываешь какие-то результаты, заводишь массу знакомых, друзей. Не думаю, что стоит этому препятствовать.
Конечно, бывает и негативная реакция родителей. Но опять же, наверное, стоит контролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером, в какие игры он играет и т.п. Если дети сутками будут сидеть за компьютером, то, действительно, ничего хорошего из этого не выйдет.

Поэтому всячески стараюсь разнообразить свою жизнь: танцую сальсу и решил сменить профессию…

Загрузка
Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....