Рост тарифов и отмена льгот. Эксперты МВФ опубликовали несколько рекомендаций для властей Узбекистана по дальнейшему развитию экономики
Экономика

Рост тарифов и отмена льгот. Эксперты МВФ опубликовали несколько рекомендаций для властей Узбекистана по дальнейшему развитию экономики

6200

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Миссия Международного валютного фонда (МВФ), посетившая Узбекистан с 7 по 15 ноября, опубликовала несколько рекомендаций для властей по дальнейшему развитию экономики. В частности, эксперты предлагают постепенно повысить тарифы на электроэнергию и воду до рыночного уровня, а также провести дополнительное сокращение программ льготного кредитования, заменив их субсидированием процентных ставок для критически важных видов экономической деятельности, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

"В предстоящий период ожидаются дополнительные трудности, при этом велика степень неопределенности. В 2023 году прогнозируется замедление темпов роста мировой экономики, однако несмотря на это, инфляция может приобрести более устойчивый характер. В результате, несмотря на ожидаемое сохранение относительно активного внутреннего спроса, в 2023 году, по прогнозам, экономический рост в Узбекистане несколько замедлится и составит чуть менее 5 процентов. Ожидается, что инфляция останется на повышенном уровне. Риски ухудшения прогноза экономических перспектив Узбекистана включают риски, связанные с возможной эскалацией конфликта на Украине, при возможном дальнейшем замедлении глобального роста и ухудшении финансовых условий", – говорится в заявлении МВФ.

Текущая неопределенная ситуация требует повышенной бдительности, уверены в МВФ. Инфляция остается первоочередной угрозой благосостоянию в настоящее время и в предстоящий период, поскольку она приводит к сокращению реальных доходов и подрывает макроэкономическую стабильность. Если не удастся обуздать инфляцию, возникнет риск ее укоренения, что в конечном итоге увеличит затраты на обеспечение контроля над инфляцией.

Рекомендации экспертов

Денежно-кредитная политика должна оставаться твердо нацеленной на снижение инфляции. Текущая политика представляется обоснованной для сдерживания ценового давления и постепенного снижения инфляции до среднесрочного целевого показателя, установленного ЦБ. Однако передача воздействия политики по-прежнему сдерживается низким уровнем финансового посредничества и высокой долларизацией, а также государственными программами кредитования по льготным процентным ставкам.

Для предотвращения роста инфляционных ожиданий может потребоваться ужесточение денежно-кредитной политики, если давление цен на продовольствие и энергоносители будет более сильно влиять на базовую инфляцию. Необходимо провести дополнительное сокращение программ льготного кредитования и заменить их субсидированием процентных ставок для критически важных видов экономической деятельности.

Бюджетная политика должна быть направлена на поддержку усилий по снижению инфляции. В текущем году темпы бюджетной консолидации были снижены, что позволило более чем вдвое увеличить объем социальной помощи. Таким образом, ожидается, что в 2022 году дефицит бюджета достигнет 4 процентов ВВП.

Официальные органы обоснованно ставят цель снизить дефицит до 3 процентов ВВП в 2023 году, что должно также укрепить уверенность в устойчивости бюджета. Сокращение дефицита может оказаться сложной задачей, учитывая растущее давление на структурные расходы и желание снизить налоги. Бюджетная политика должна и далее защищать наиболее уязвимые слои населения путем оказания адресной поддержки, однако весьма вероятно, что другие расходы придется еще больше сократить, учитывая риски для доходов от снижения ставки НДС и снижения цен на золото.

Следует продолжать работу по расширению налоговой базы за счет отмены льгот и улучшения соблюдения налогового законодательства. Кроме того, есть возможности для дальнейшего совершенствования управления государственными инвестициями, а также управления фискальными рисками, в том числе путем установления жестких правил и лимитов для государственно-частных партнерств.

Несмотря на неблагоприятные факторы, официальные органы продолжают проводить рыночные структурные реформы, чтобы ведущую роль в повышении роста играл частный сектор, а не государство. Это, с учетом впечатляющего прогресса, уже достигнутого в последние годы, повлечет за собой сокращение все еще большой роли государства в экономике и дальнейшее улучшение деловой среды. Малые и средние предприятия, которые должны стать основным источником новых рабочих мест для быстро растущей рабочей силы, особенно нуждаются в возможности роста и процветания. Для этого потребуется:

  • Продолжение приватизации государственных предприятий и государственных банков. Новый закон о приватизации поможет осуществить это на основе прозрачных и конкурентных процессов. В то же время ключевую роль должно сыграть дальнейшее совершенствование корпоративного управления и повышение прозрачности на государственных предприятиях и в государственных банках.

  • Усиление конкуренции и создание равных условий для бизнеса. Это требует дальнейшего открытия внутренних рынков для частных фирм и устранения привилегий для государственных предприятий, а также принятия нового закона о конкуренции и обеспечения независимости и достаточных полномочий антимонопольного комитета.

  • Расширение цифровизации государственных услуг, включая налоговое и таможенное администрирование. Это не только упростит работу предприятий, но и будет способствовать сокращению масштабов коррупции. Систему управления можно улучшить путем усиления требований к бенефициарной собственности, в частности, в крупных строительных и инфраструктурных проектах, чтобы избежать противодействия заинтересованных сторон.

  • Совершенствование работы рынков факторов производства, в частности, рынка труда, земельного, энергетического, водного и финансового рынков, в целях повышения их производительности. Новый трудовой кодекс будет способствовать созданию рабочих мест, но для решения проблемы значительного несоответствия квалификационным требованиям необходимо безотлагательно улучшить качество образования, особенно профессионально-технического и высшего. Следует ускорить земельную реформу, в том числе в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить защиту прав на землю и возможность ее продажи. Тарифы на электроэнергию и воду необходимо будет постепенно повышать до уровня возмещения затрат, а затем до рыночного уровня, чтобы повысить эффективность и привлечь дальнейшие инвестиции, высвободить бюджетные ресурсы для более насущных потребностей и способствовать переходу к более экологичной экономике. Повышение тарифов должно сопровождаться адекватной поддержкой уязвимых домохозяйств. Необходимо продолжать работу по снижению значительной роли государственных банков в банковской системе и продолжать реформирование рынка капитала для улучшения финансового посредничества и доступа к финансированию.

  • Усиление торговой интеграции и регионального сотрудничества. Несмотря на то, что сложившаяся геополитическая обстановка создает серьезные проблемы, она также предлагает возможности для привлечения бизнеса, стремящегося к релокации. Ускорение переговоров о вступлении в ВТО и расширение сотрудничества с соседними странами, в том числе для улучшения имеющихся и создания новых транспортных маршрутов, повысят инвестиционную привлекательность Узбекистана.

"Благодаря тому, что официальные органы продолжают проводить обоснованную макроэкономическую политику и реформы, ожидается сохранение высоких темпов роста в ближайшие годы. Это позволит официальным органам достичь своей цели – превратить Узбекистан в страну с уровнем дохода выше среднего к 2030 году", – заключили в МВФ.


Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

15 комментариев

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+