Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Миссия Международного валютного фонда (МВФ), посетившая Узбекистан с 7 по 15 ноября, опубликовала несколько рекомендаций для властей по дальнейшему развитию экономики. В частности, эксперты предлагают постепенно повысить тарифы на электроэнергию и воду до рыночного уровня, а также провести дополнительное сокращение программ льготного кредитования, заменив их субсидированием процентных ставок для критически важных видов экономической деятельности, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
"В предстоящий период ожидаются дополнительные трудности, при этом велика степень неопределенности. В 2023 году прогнозируется замедление темпов роста мировой экономики, однако несмотря на это, инфляция может приобрести более устойчивый характер. В результате, несмотря на ожидаемое сохранение относительно активного внутреннего спроса, в 2023 году, по прогнозам, экономический рост в Узбекистане несколько замедлится и составит чуть менее 5 процентов. Ожидается, что инфляция останется на повышенном уровне. Риски ухудшения прогноза экономических перспектив Узбекистана включают риски, связанные с возможной эскалацией конфликта на Украине, при возможном дальнейшем замедлении глобального роста и ухудшении финансовых условий", – говорится в заявлении МВФ.
Текущая неопределенная ситуация требует повышенной бдительности, уверены в МВФ. Инфляция остается первоочередной угрозой благосостоянию в настоящее время и в предстоящий период, поскольку она приводит к сокращению реальных доходов и подрывает макроэкономическую стабильность. Если не удастся обуздать инфляцию, возникнет риск ее укоренения, что в конечном итоге увеличит затраты на обеспечение контроля над инфляцией.
Рекомендации экспертов
Денежно-кредитная политика должна оставаться твердо нацеленной на снижение инфляции. Текущая политика представляется обоснованной для сдерживания ценового давления и постепенного снижения инфляции до среднесрочного целевого показателя, установленного ЦБ. Однако передача воздействия политики по-прежнему сдерживается низким уровнем финансового посредничества и высокой долларизацией, а также государственными программами кредитования по льготным процентным ставкам.
Для предотвращения роста инфляционных ожиданий может потребоваться ужесточение денежно-кредитной политики, если давление цен на продовольствие и энергоносители будет более сильно влиять на базовую инфляцию. Необходимо провести дополнительное сокращение программ льготного кредитования и заменить их субсидированием процентных ставок для критически важных видов экономической деятельности.
Бюджетная политика должна быть направлена на поддержку усилий по снижению инфляции. В текущем году темпы бюджетной консолидации были снижены, что позволило более чем вдвое увеличить объем социальной помощи. Таким образом, ожидается, что в 2022 году дефицит бюджета достигнет 4 процентов ВВП.
Официальные органы обоснованно ставят цель снизить дефицит до 3 процентов ВВП в 2023 году, что должно также укрепить уверенность в устойчивости бюджета. Сокращение дефицита может оказаться сложной задачей, учитывая растущее давление на структурные расходы и желание снизить налоги. Бюджетная политика должна и далее защищать наиболее уязвимые слои населения путем оказания адресной поддержки, однако весьма вероятно, что другие расходы придется еще больше сократить, учитывая риски для доходов от снижения ставки НДС и снижения цен на золото.
Следует продолжать работу по расширению налоговой базы за счет отмены льгот и улучшения соблюдения налогового законодательства. Кроме того, есть возможности для дальнейшего совершенствования управления государственными инвестициями, а также управления фискальными рисками, в том числе путем установления жестких правил и лимитов для государственно-частных партнерств.
Несмотря на неблагоприятные факторы, официальные органы продолжают проводить рыночные структурные реформы, чтобы ведущую роль в повышении роста играл частный сектор, а не государство. Это, с учетом впечатляющего прогресса, уже достигнутого в последние годы, повлечет за собой сокращение все еще большой роли государства в экономике и дальнейшее улучшение деловой среды. Малые и средние предприятия, которые должны стать основным источником новых рабочих мест для быстро растущей рабочей силы, особенно нуждаются в возможности роста и процветания. Для этого потребуется:
-
Продолжение приватизации государственных предприятий и государственных банков. Новый закон о приватизации поможет осуществить это на основе прозрачных и конкурентных процессов. В то же время ключевую роль должно сыграть дальнейшее совершенствование корпоративного управления и повышение прозрачности на государственных предприятиях и в государственных банках.
-
Усиление конкуренции и создание равных условий для бизнеса. Это требует дальнейшего открытия внутренних рынков для частных фирм и устранения привилегий для государственных предприятий, а также принятия нового закона о конкуренции и обеспечения независимости и достаточных полномочий антимонопольного комитета.
-
Расширение цифровизации государственных услуг, включая налоговое и таможенное администрирование. Это не только упростит работу предприятий, но и будет способствовать сокращению масштабов коррупции. Систему управления можно улучшить путем усиления требований к бенефициарной собственности, в частности, в крупных строительных и инфраструктурных проектах, чтобы избежать противодействия заинтересованных сторон.
-
Совершенствование работы рынков факторов производства, в частности, рынка труда, земельного, энергетического, водного и финансового рынков, в целях повышения их производительности. Новый трудовой кодекс будет способствовать созданию рабочих мест, но для решения проблемы значительного несоответствия квалификационным требованиям необходимо безотлагательно улучшить качество образования, особенно профессионально-технического и высшего. Следует ускорить земельную реформу, в том числе в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить защиту прав на землю и возможность ее продажи. Тарифы на электроэнергию и воду необходимо будет постепенно повышать до уровня возмещения затрат, а затем до рыночного уровня, чтобы повысить эффективность и привлечь дальнейшие инвестиции, высвободить бюджетные ресурсы для более насущных потребностей и способствовать переходу к более экологичной экономике. Повышение тарифов должно сопровождаться адекватной поддержкой уязвимых домохозяйств. Необходимо продолжать работу по снижению значительной роли государственных банков в банковской системе и продолжать реформирование рынка капитала для улучшения финансового посредничества и доступа к финансированию.
-
Усиление торговой интеграции и регионального сотрудничества. Несмотря на то, что сложившаяся геополитическая обстановка создает серьезные проблемы, она также предлагает возможности для привлечения бизнеса, стремящегося к релокации. Ускорение переговоров о вступлении в ВТО и расширение сотрудничества с соседними странами, в том числе для улучшения имеющихся и создания новых транспортных маршрутов, повысят инвестиционную привлекательность Узбекистана.
"Благодаря тому, что официальные органы продолжают проводить обоснованную макроэкономическую политику и реформы, ожидается сохранение высоких темпов роста в ближайшие годы. Это позволит официальным органам достичь своей цели – превратить Узбекистан в страну с уровнем дохода выше среднего к 2030 году", – заключили в МВФ.
Мрази пусть усебя повышают тарифы. Унас итак люди еле выживают, зарплаты нищенские, бусплатно только пока дышать можно. А для наших, их рекомендации звучат только как приказ. Чего только не вытворяют эти ненасытные, ведь в гроб с собой ничего не заберут.
МВФ ДАВАЛИ ТАКИЕ ЖЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЮЖНОЙ КОРЕЕ И КАК РЕЗУЛЬТАТ РОСТ ЭКОНОМИКИ !!! ПРОЧИТАВ ВНИМАТЕЛЬНО СТАТЬЮ О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДО КОНЦА ,Я ПРИШЁЛ К ВЫВОДУ - ВСЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБОСНОВАНЫ !!! В СВЯЗИ С АГРЕССИЕЙ РФ В УКРАИНЕ ,ЗАЩИТА ОТ ВОЗМОЖНЫХ БУДУЩИХ РИСКОВ И УХУДШЕНИЯ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА !!! УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТА,БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ,ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ,СНИЖЕНИЕ КОНТРОЛЯ МОНОПОЛИЙ, САМООКУПАЕМОСТЬ ПРОИЗВОДИМОЙ ЭЛ.ЭНЕРГИИ ,ОСТАНОВКА ИНФЛЯЦИИ , УВЕЛИЧЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ !!! ВОПРОС ЛИШЬ В ОДНОМ - КАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОПЛОТЯТ , А КАКИЕ НЕТ !?
МВФ странам третьего мира рекомендует практически одно и то же - повысить тарифы, снизить контроль властей, улучшить деловую среду и т.п. Причем цели этих рекомендаций тоже одни и те же - создать условия для перехода коммунальных сфер под контроль западных корпораций. Ну а чего, эти корпорации зря что ли МВФ спонсируют? Любая бизнес хороша или, по-западному, any business is good.
Мы не рабы, рабы немы! Прошу прощения за грубость это пи...ц. Ждем повышения цен, повышение пенсионного возраста, повышение жкх. Запад заинтересован в этом. Чем дольше работаем тем дольше отдаем кредитные долг. На эти проценты запад содержет своих граждан. Мы для них третий страны, отброс. Самое обидное наши на верху с этим соглашаются. До боли обидно. Скоро за долги будут забирать земли Узбекистана. На примере других государств это можно увидет. Так хочется кричать долой. Но увы это не поможет. Вставай проклятием заклеменный весь мир рабочих и рабов. Кипит наш разум возмущенный....дальше не стоит.
Повышение цен неизбежно, как и повышение тарифов, но причины роста совсем в другом! А рекомендации МВФ, это так чтоб воздух испортить. Думаю власти знают истинную причину инфляции, так как они сами её создают.
Что то никогда не пишут рекомендацию повысить уровень зарплаты,удалить монополистов с рынка,которые диктуют высокие цены
Чем больше недовольных, тем легче устроить революцию. Вот главная цель запада и США. Они хотят поставить Узбекистан под свой 100%-ный контроль.
Непонятно зачем приезжала эта миссия, чтобы дать советы о том, что надо повысить тарифы на электроэнергию и воду до уровня рыночных, полностью отменить налоговые льготы, вс
всё приватизировать. Для того чтобы давать такие советы, не надо быть экспертом международного уровня, такие советы может дать любой, кто хоть чуть-чуть разбирается в экономике. Все эти меры могут привести к дестабилизации общества и именно поэтому власти субсидируют эти отрасли и вводят налоговые льготы. МВФ абсолютно наплевать на особенности того или иного государства, политическую ситуацию, состояние общества, доходы населения, менталитет, национальные особенности, всем без исключения государствам дают одни и те же советы. Важные стратегические предприятия приватизировать нельзя, они должны находиться под контролем государства.
А эксперды МВФ не хотят порекомендовать чиновникам прекратить воровать народные деньги?
Тогда повышайте пенсии и зарплаты согласно их уровню ,совсем уже не знаете как людей обдирать ,не живем ,а выживаем от пенсии до пенсии.
Ваши эксперты хотят людей взбудоражить ,чтобы опять начались беспорядки ,все равно ни электрики, ни теплоэнерго ,даже если повысят тарифы ни чего не будут делать ,а еще больше будут воровать.
Прежде чем раздавать рекомендации, может быть у себя разберутся сначала, как лучше?
Пора взяться за крупных коррупционеров , мелких нет нет , да вылавливают для отвода глаз , а вот за крупных взяться слабо.Если бы хорошенько взялись за них , вот тогда деньги потекли бы в бюджет.На все бы хватило , и зарплату и пенсию можно было бы поднять и экономику бы повысили и ВВП , бы поднялось.Воруют ведь страшным делом, куда им столько? Наверное место в раю покупать , но ведь не получится.Одни богатеют , а народ плати , люди итак еле живут , даже то , что есть не могут заплатить , а тут еще поднять надо.Дай бог , чтобы эти советчики жили на зарплату , такую как у нас пенсии.
Вот так бывает, когда в долговую кабалу влезашь, и уже диктовать начнут извне кредиторы, как нам жить и что делать. Эти кредиторы забыли сказать, что и зарплаты тоже надо повысить до рыночного уровня, а то если платежеспособности не будет, то кто будет оплачивать за эти ресурсы (воду, электроэнергию и т.д.). Короче, эти кредиторы постепенно хотят нас, наверное, колонизировать, как это делают со многими только развивающимися странами, а потом использовать в своих интересах, в угоду своих западных хозяев.