Каким будет первый лоукостер Узбекистана, и когда Национальная авиакомпания снизит стоимость билетов. Главное
Общество

Каким будет первый лоукостер Узбекистана, и когда Национальная авиакомпания снизит стоимость билетов. Главное

10636

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Минувшая неделя стала богатой на множество комментариев и новостей о создании собственного лоукостера в Узбекистане и трансформации Национальной авиакомпании, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Мы обобщили главные тренды и экспертные мнения по этому вопросу.

Подождите еще немного

Первый заместитель генерального директора "Узбекистон хаво йуллари" Умид Хусанов заявил, что компания планирует создать лоукостер, однако это потребует определенного времени.

"Мы начали работать со Всемирным банком и пересмотрели свою стратегию создания лоукостера. Мы завершаем работу по этому проекту. Всемирный банк сделал очень много предложений по этому вопросу. Мы этот лоукостер создадим, но это потребует определённого времени. Мы хорошо понимаем, чтобы создать лоукостер необходимо организовать как финансовую, так и производственную базу, которая будет позволять эффективно эксплуатировать данные возможности", – рассказал он.  

По его словам, лоукостер – это не классическая авиакомпания, там должны быть минимальные расходы и минимальная цена на билет.

"Для того чтобы сейчас цену снизить необходимо введение определенных процедур, в том числе и внесение изменений в Воздушный кодекс. Например, лоукостер применяет практику невозврата билетов, то есть если вы заплатили за билет, компания вам эту сумму больше не вернет. Кроме того, там есть понятие неоплачиваемый багаж. Мы на сегодняшний день занимаемся вопросами внесения необходимых изменений в Воздушный кодекс", – сообщил он.

Хусанов также добавил, что у компании есть видение этого вопроса, и в ближайшее время она представит общественности направление, по которому будет создаваться отечественный лоукостер.

Своим мнением о появлении лоукостера в Узбекистане поделился и первый заместитель министра транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов.

"Что такое лоукостер – это своего рода маркетинг, когда авиакомпания предоставляет минимум услуг за минимальные цены. Если убрать услуги, которыми мы пользуемся на бортах "Узбекистон хаво йуллари", то примерно приблизимся к стоимости лоукостера. То есть, если рассчитывать перевозку багажа и питание отдельно, а также ряд других услуг – в принципе мы к этому придем (низким ценам – прим. редакции). Это все маркетинг", – сказал чиновник.

Он также добавил, что государство заинтересовано в создании лоукостера на базе своей авиакомпании.

"Это должна быть не монопольная компания, которая будет сидеть как собака на сене и говорить – я это хочу, а это не хочу. Сейчас определяется двух-трёхлетняя программа, в которой говорится о дальнейшем развитии Национальной авиакомпании. Ей дается три года на решение всех проблем с детальными сроками по каждому направлению. Так поэтапно произойдёт переход в конкурентную среду", – отметил Ильхом Махкамов.

Все начнется с гибрида

Всемирный банк рекомендовал Узбекистану на первом этапе трансформировать Национальную авиакомпанию в так называемый гибрид. Этот процесс планируется осуществить до конца 2019 года.

"Когда мы работали со Всемирным банком, они нас заверили, что оптимальный вариант, который активно применяется во всем мире, – это создание гибридной авиакомпании. Что под этим понимается? Гибридная авиакомпания продолжит летать по некоторым направлениям двумя классами (бизнес и эконом – прим. редакции), а по некоторым – только экономическим. В последнем случае будет максимальное количество пассажиров с минимальным количеством услуг. В результате потребитель получит минимальную стоимость билета на этот рейс", – рассказал корреспонденту Podrobno.uz представитель "Узбекистон хаво йуллари".

По его словам, у каждого рынка уже есть сложившийся пассажиропоток. Например, из региональных аэропортов Узбекистана в Россию летают наши соотечественники, которые там работают. И для них каждый доллар на счету. В результате они смогут воспользоваться такими дешевыми рейсами.

"Тот же FlyArystan (первый казахстанский лоукостер – прим. редакции) сделал практически то же самое. Они не производили больших вложений, просто взяли два подержанных самолета у Air Astana, переоборудовали их полностью в экономический класс и летают", – отметил собеседник.

Он также добавил, что первоначально "Узбекистон хаво йуллари" вынашивала планы по созданию лоукостера на базе Boeing 757. Однако проблема заключалась в том, что сейчас на мировом рынке нет достаточного количества запчастей для этого самолета, и при любой технической неисправности он бы долго простаивал, что невозможно в условиях лоукостера.

"Мы уже закончили первый этап работы со Всемирным банком, который подготовил детальные рекомендации. Сейчас мы переходим ко второму этапу – будем их внедрять. Я думаю, что мы запустим гибридные авиаперевозки до конца этого года. И, поверьте, пассажиру разницы нет, как называется эта авиакомпания – лоукостер или гибрид, для него главное ценник на билет", – заметил представитель НАК.  

Собеседник также добавил, что появление гибридной схемы работы подразумевает полную автоматизацию внутренних процессов в авиакомпании, когда всю возможную рутинную работу должны выполнять компьютеры, а также повышение эффективности всех структур.

Когда ждать снижения цен

Представители "Узбекистон хаво йуллари" отмечают, что снижение стоимости авиабилетов может произойти после полного завершения реструктуризации компании. Этот процесс планируется завершить до конца 2019 года.

"Авиакомпания последние три года работает в направлении снижения стоимости билетов, в частности по направлениям в страны СНГ и Россию. На этих направлениях, особенно в РФ, количество перевозчиков увеличилось. Так, со стороны России в Узбекистан летает девять авиакомпаний. За последние полтора года мы снизили стоимость билетов до 17%. Было время, что мы продавали билеты в Москву по 80 евро. Эти цены, на наш взгляд, достаточно конкурентоспособные", – отметил директор коммерческого департамента НАК Шухрат Худайкулов.

По его словам, сейчас в авиакомпании ведется реорганизация, после которой цены будут еще снижены.

"Есть такое понятие, как эскалация цен. Мы проводили мониторинг наших расходов за рубежом и, конечно же, цифры такие, что нам вроде бы и поднять надо цены. Кроме того, с этого года "Узнефтепродукт" поднял цену на керосин на 18%, а он занимает примерно 40% от себестоимости рейса. Просто так цену невозможно снизить, необходимо рассматривать этот вопрос в комплексе. Тем не менее мы работаем для потребителя и должны постоянно предоставлять ему более низкие цены на билеты, и мы над этим работаем", – рассказал первый заместитель генерального директора "Узбекистон хаво йуллари" Умид Хусанов.

По словам директора финансово-экономического департамента "Узбекистон хаво йуллари" Алишера Саттарова, на стоимости билетов также отразился и тот факт, что с 1 января этого года в российских аэропортах был введен НДС в 20% для обслуживания иностранных авиаперевозчиков.

"Если бы мы при такой конкуренции не предоставляли низкие цены – к нам бы никто не пришел. Все бы пользовались "Аэрофлотом". У нас нет другого выбора, мы снижаем стоимость билетов, иначе к нам никто не придет", – подчеркнул он.   

Что требует государство   

В "Узбекистон хаво йуллари" должны изменить подход к рынку и управлению, хотят они этого или нет, заявил первый заместитель министра транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов.

"Те неудобства, которые сегодня существуют в системе авиации, – мы знаем об этом. Мы знаем все проблемы и сейчас работаем над их решением. Существует авиакомпания, которую мы создавали 27 лет. Худо, бедно, но мы ее создавали. При этом, создавая компанию, мы нагрузили ее кредитами, за которые в ответе государство", – отметил он в ходе пресс-конференции в Ташкенте.

По его словам, на сегодняшний день у "Узбекистон хаво йуллари" очень неплохой парк самолетов и хорошее качество обслуживания. Компания, заметил замминистра, не отвечает по международным стандартам KPI именно в плане менеджмента.

"Хотят они этого или не хотят, они должны изменить свой подход к рынку и управлению. На сегодняшний день у них больше не остается ни регуляторных функций, ни донорской деятельности – это управление аэропортами, так как оно более рентабельно, чем авиакомпания", – рассказал он.

А как же другие игроки

Отечественная компания SilkJet планирует создать первый в Узбекистане лоукостер. Ее команда планирует привлечь 125 миллионов долларов инвестиций в развитие новой авиакомпании.

При этом первый заместитель министра транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов заявил, что министерство ото всех слышит, что SilkJet хочет открыть лоукостер в Узбекистане, но от них самих ничего не слышно.

"С компанией SilkJet у нас никаких переговоров не было. Эти переговоры у нас только намечаются, причем по нашей инициативе. Почему-то мы ото всех слышим, что SilkJet хочет создать авиакомпанию, но от них самих не слышим. Только одно письмо пришло от сенатора, который передал презентацию с информацией о том, что они хотят создать лоукостер", – рассказал Махкамов.

Он также добавил, что министерство открыто для любых предложений и если SilkJet готова к этому шагу, то им необходимо предоставить ряд документов согласно законодательству.

"Мы опять же от кого-то слышим, что SilkJet хочет создать авиакомпанию, но не может достучаться до властей. А какие виды документов они нам сдали? Если они потенциально способны – пусть открывают. SilkJet на сегодняшний день имеет полностью все права, если компания соберет тот пакет документов, которые требует законодательство. У нас есть Воздушный кодекс и другие подзаконные акты по открытию авиаперевозчика", – отметил он.  

По словам чиновника, в министерстве будут только рады развитию конкурентной среды, если в стране появится не два, а, например, пять авиаперевозчиков.  

"Единственное требование – новая авиакомпания должна быть резидентом Узбекистана. Это должен быть перевозчик, который юридически базируется в нашей стране. Мы сами вышли с инициативой и приглашаем SilkJet к диалогу. Хотим поговорить, а как они хотят открыть лоукостер, как им помочь в этом, где они будут брать воздушные суда, а также летчиков, на которых сейчас дефицит в самой Национальной авиакомпании", – сказал он.   

Авиаперевозки, заметил он, связаны с жизнью людей, и государство обязано обеспечить безопасность полетов. Поэтому, добавил он, мы не можем разрешить любой компании взять старые самолеты в лизинг и пользоваться, оказывать услуги населению.

Один из основателей SilkJet Алишер Анназаров в свою очередь рассказал, что уже не раз обращался в различные властные структуры Узбекистана по вопросу открытия первого отечественного лоукостера, однако полного понимания там так и не нашел.

"Министерство транспорта говорит о том, что мы не сдали им никакие документы. Предполагаю, что имеется в виду сдача пакета документов (подача заявки) для получения сертификата эксплуатанта (АОС). Если это так, то это не просто подача документов, а целый комплекс мероприятий, связанных с наймом сотрудников на ключевые позиции в авиакомпанию, написанию основных руководств для работы и многое другое", – сказал Алишер Анназаров.

По его словам, данные мероприятия предполагают немалые вложения, на которые SilkJet естественно готова, но необходимым условием реализации проекта является обеспечение недискриминационных условий на рынке.

Так, заметил он, необходимо внести изменения и дополнения в некоторые подзаконные акты, направленные на деятельность НАК по признанию вновь появляющихся авиакомпаний-резидентов равноправными перевозчиками, а также предоставить равные права и возможности для всех авиакомпаний-резидентов Узбекистана вне зависимости от формы собственности (государственной или частной).

Еще, добавил он, есть ряд межправительственных соглашений по условиям совершения полетов между странами, где предусмотрен всего один авиаперевозчик от каждой страны (одноназначенность). Эти соглашения необходимо пересматривать для снятия ограничений (многоназначенность).

"Также необходимо установить единые расценки на аэропортовые и навигационные сборы, наземное обслуживание и обеспечение ГСМ для авиакомпаний-резидентов, обеспечить равные права при получении назначений на маршруты, внести изменения в Воздушный кодекс в части, касающиеся деятельности лоукостеров (возможность продажи невозвратных билетов, платного багажа, питания)", – рассказал собеседник.

Самое главное, по его мнению, – это внедрение указов президента, направленных на реформирование авиационной и туристической отраслей Узбекистана.

"Здесь важно заметить, что мы ни денег, ни каких-либо особых условий для себя у государства не просим. Все что мы хотим – это равные права с НАК и честные правила игры. Было бы очень здорово, если Минтранс организует встречу с нами и реально подойдет к решению всех обозначенных проблем, которые тормозят запуск лоукостера. Особо хочется отметить, что SilkJet является резидентом и зарегистрирована на территории Узбекистана", – отметил он.

По словам Алишера Анназарова, у компании есть четкий бизнес-план – за пять лет перевезти более 20 миллионов пассажиров, из которых свыше 40% будут те, кто раньше никогда не пользовался воздушным транспортом. Ведь когда перелеты становятся доступнее, люди начинают летать гораздо чаще.

Планы по перевозке такого числа пассажиров за первые пять лет работы – абсолютно реалистичны, уверен он, за ними стоит детальный анализ рынка Узбекистана и сегмента трансферных перевозок между Азией, Ближним Востоком, Европой и странами СНГ.

"Мы намерены привлечь для развития авиакомпании прямые инвестиции в размере 125 миллионов долларов. Затем за пять лет будет реинвестировано еще 248 миллионов долларов в увеличение авиационного парка. У нас будут эксплуатироваться самолеты Airbus A320neo и A321neo LR на условиях операционного лизинга. По плану к 2025 году в авиапарке будет 41 воздушное судно", – заключил он.

Казахстанский вектор

Авиакомпания Air Astana недавно запустила первый в Центральной Азии и на Кавказе лоукостер FlyArystan. Сейчас она вынашивает планы по выходу на узбекский рынок и создания здесь собственного лоукостера.

"В Узбекистане сегодня население превышает 33 миллиона человек. Однако задайте себе такой вопрос – сколько в среднем гражданин Узбекистана летает внутри страны? По нашим подсчетам этот показатель равен – 0,03. Это практически ничего, ноль. Для сравнения в Казахстане, еще до появления первого лоукостера FlyArystan, этот показатель был в разы больше – 0,22 (примерно в 8 раз)", – рассказал глава Air Astana Питер Фостер.

По его словам, в Узбекистане есть огромный потенциал для низкобюджетных перевозок на внутренних рейсах. Несомненно, если в стране появится лоукостер, узбекская экономика и граждане получат огромное преимущество.

"Мы готовы открыть в Узбекистане авиакомпанию, похожую на лоукостер FlyArystan, которая на первом этапе займется развитием внутренних маршрутов. Она свяжет такие города, как Фергана, Ташкент, Нукус, Навои, Ургенч, Бухара и Карши", – заявил он.

В свою очередь в Минтрансе сообщили, что пока рано говорить о работе казахстанского лоукостера на узбекском рынке.

"Говорить о том, что FlyArystan будет оказывать свои услуги в виде лоукостера в Узбекистане, или не будет – пока рано. Мы на чашу весов должны положить полностью все. И это не только мнение конечного потребителя, тем более что мнений много. С FlyArystan мы все вещи взвесим и потом будем решать. Надо смотреть на этот вопрос со всех сторон", – сказал первый заместитель министра транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz. 

Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0

0 комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.


Другие новости

Загрузка....
осталось ... сек
Закрыть ×
18+